Производство и экономика

Являются ли термины «производство» и «экономика» си­нонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыден­ном уровне принято считать, что производственная деятельность чело-





Глава 3

Основные закономерности экономической организации общества



века - это и есть экономика, экономическая жизнь людей. И следует логический вывод: экономическая наука изучает производственную, хо­зяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Такие рассуждения не вполне корректны. Разумеется, трудно оспа­ривать утверждение, что деятельность людей, связанная с производ­ством разнообразных благ, существовала и в первобытном, и в рабов­ладельческом обществе. Однако собственно экономики там не было. Производство материальных благ, например, в рабовладельческом об­ществе, при крепостном праве, в сталинскую эпоху в СССР было осно­вано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято назы­вать внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, где и когда производство регулируется механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т. е. колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т. п. Все это - атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, строго говоря, экономика - этосиноним неслова «производство», аси­ноним понятия «рыночное хозяйство».Часто встречающиеся выраже­ния «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «эко­номика военного коммунизма», «социалистическая экономика» и т. п. ос­нованы на отождествлении понятий «производство» и «экономика». Эти словосочетания стали привычными и не вызывающими сомнений в их теоретической правомерности. Но дело не только в том, что для многих людей слова «экономика» и «производство» означают одно и то же.

Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свой­ственном пониманию предмета экономической теории как науки о ры­ночном хозяйстве. «История экономической мысли, - отмечает извест­ный английский экономист Марк Блауг, - не что иное, как история на­ших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных опе­рациях».1 Откройте любой учебник современных западных экономистов, - и вы сразу увидите, что читателю объясняют такие категории, как ры­нок, рыночный спрос, предложение, цена и т. п. Однако, если еще раз вер­нуться к определению предмета экономической теории как науке о выбо­ре, который осуществляют люди в условиях ограниченных ресурсов, то можно согласиться с тем, что проблема выбора в процессе хозяйственной жизни стояла и стоит перед людьми при любом социальном устройстве. С этой точки зрения мы и можем говорить об экономике иных, альтер­нативных рыночному хозяйству систем.

Подробнее о понятии рыночного хозяйства, а также механизме рын­ка речь пойдет в гл. 5-7. Однако знакомство с категорией производства в наиболее общем виде предстоит на данной ступени анализа.

1)Блауг М. Экономическая МЫсль в ретроспективе, м., 1994. с. 5.
Производство материальных благ –

снова жизни человека и общества. Но

производство - это не биологический про-

цесс; он отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы, а, во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.

Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

§ 2. Общественное производство

и богатство общества

Производство- это целесообразная деятельность лю­дей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процес­се взаимодействуют основные факторы производства- труд, капи­тал, земля, предпринимательство. В современной экономической на­уке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы.Дело в том, на­званные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное пред­ставление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицирован­ного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производ­ственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одеж­ды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.).

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

10 Маршалл А. Принципы эко номической науки, М., 1993, т. 1-- с. 153.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлет­
воренности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это
состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать
определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятель­
ность. Классификация потребностей отличается огромным разнообрази­
ем. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полоч­
кам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдаю­
щийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого
экономиста Германна, отмечает, что по­
требности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отло-

женными, прямые и косвенные, настоя-

щие и будущие и др.1 В учебной экономи

Глава 3

Основные закономерности экономической организации общества



ческой литературе часто используется деление потребностей на первич­ные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребно­сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятель­ностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первич­ных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребно­стей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого от­дельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «че­ловек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду не­развитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье зало­жена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельству­ют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Мар­шалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую челове­ческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, ко­торые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание об­ращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен-гер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный то­нус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-след­ственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими сло­вами, способность предмета удовлетворять какую-ли производство и экономика - student2.ru бо потребность должна быть осознана человеком.

См.подробнеее Менгер К. Основания политической эконо мии. Австрийская школа в полити ческой экономии. м„ 1992. с. 39.--
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается боль­шим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критери­ев классификации.

• Экономическиеи неэкономичес-

киеблага.С точки зрения ограниченное-

ти благ по отношению к нашим потребно-

стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, кото­рые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).

• Блага потребительскиеи производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высше­го порядка, или предметы потребления и средства производства. По­требительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производ­ственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные на­выки и квалификация).

• Частныеи общественныеблага.Для понимания различий меж­ду названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыноч­ного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить не­которые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров обществен­ных благ национальную оборону, законотворчество, общественный по­рядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения гражда­не страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны­ми благами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имею­щих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказа­ние материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразуме­вает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономи­ческой теории и в обыденном сознании было представление о матери­альных благах как воплощении богатства. Хотя уже в XVIII - начале XIX вв. высказывались предположения о иных формах благ - нематериаль­ных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб­ности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир­ковое представление удовлетворяют определенные человеческие по­требности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль-

Глава 3

ных благ. Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, со­временное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производ­ственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «обществен­ное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что про­цесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно от­метить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматри­вается отдельный человек (один из наиболее широко применяемых ме­тодов исследования в неоклассической экономической теории), живу­щий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об обще­ственном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяс­нить механизм рационального экономического поведения отдельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а обществен­ного выбора. Может показаться, что с изучением общественного произ­водства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Действительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется использовать в качестве примера отдельного производителя или потребителя. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ог­раничений, налагаемых общественными институтами (например, инс­титутом собственности, морали и иными формальными и неформаль­ными правилами).

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен­ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую­щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер­жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой кате-

Основные закономерности экономической организации общества

гории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение бо­гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при­родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре­мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво­ляет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав­лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифро­вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следо­вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ­ным оценкам одного и того же количества материальных благ (подроб­нее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к из­менению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в быв­шем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, ко­торое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вме­сте взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежу­щих станков и др. также превосходили показатели развитых промыш­ленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребите­ли покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бед­на Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного про­довольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что облада­ем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кад­рами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти и газа ценой загрязнения окружающей среды?

Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений челове­ка о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.

Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетво­рения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль­ные блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши по­требности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на





Глава 3

Основные закономерности экономической организации общества



нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не об­ладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточ­ным минимумом?

Так много вопросов при анализе категории богатства поставлено для того, чтобы еще раз подчеркнуть значение оценочных, нормативных ка­тегорий в экономической теории. Это станет яснее в последующем, пос­ле анализа проблем справедливого распределения доходов (гл. 15, 24), целей государственной политики (гл. 17) и т. д.

§ 3. Производство, распределение,

обмен и потребление

В результате общественного производства создается ва­ловой национальный продукт (подробная характеристика его расчета будет дана в гл. 16). В своем движении он проходит ряд взаимосвязан­ных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство- это исходный пункт создания материальных и не­материальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной исти­ны, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т. п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе про­изводства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью произ­водства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добы­того за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отло­жена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом об­ществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в нату­ральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является полу­чение прибыли. Это - не изъян системы рыночной экономики, а ее важ­нейшее преимущество. «Стремление к прибыли, - подчеркивает выда-

ющийся австрийский экономист Ф. Хайек, - это как раз то, что позволя­ет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли...» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».1

Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребле­ния. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредствен­ная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в сис­теме рыночного хозяйства.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющий­ся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потреб­ление произведенных благ, то в таком случае мы имеем дело с процес­сом воспроизводства.

1)Маршалл А. принципы эко номической науки, М., 1993, т. 1- с. 122.
Обменкак экономическая категория будет подробнее охарактеризо­ван в связи со специализацией и разделением труда в обществе (гл. 5, § 1). В данном параграфе мы должны подчеркнуть мысль многих эконо­мистов - неоклассиков о производительности обмена. Смысл выде­ленных слов заключается в том, что обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельско­хозяйственном производстве. А. Смит и Д. Рикардо считали производи­тельным и труд в сфере промышленности. К. Маркс считал производи­тельными только отрасли материального производства и всячески под­черкивал непроизводительный характер обмена: в этой сфере чело­веческой деятельности ничего не создается, происходит только сме­на денежной формы стоимости на товарную и наоборот. В связи с этим неоклассики задают вопрос: а правомерно ли вообще говорить о том, что человек создает материальные предметы как таковые? А. Маршалл поясняет эту мысль следующим образом: все, что чело­век может сделать с физической природой - это либо перестроить (ком­бинировать) материальные предметы так, чтобы сделать их более по­лезными, например, соединить куски дерева и сделать стол; либо рас­положить материальные предметы так, чтобы природа сделала их бо­лее полезными (посеять зерна и получить колосья пшеницы). В под­тверждение своих рассуждений А. Маршалл ссылается на философа Френсиса Бэкона: «В действительности

человек не может ничего другого, как

только соединять тела природы. Осталь-

нов природа совершает внутри себя».1

Обмен с этой точки зрения так же произ

водителен, как и производство, потому.

что он способствует перемещению в про

Глава 3

Основные закономерности экономической организации общества



странстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются челове­ческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство обще­ства (если не сводить богатство только к вещам, которые можно по­трогать). Расхожие представления о том, что торговцы «ничего не со­здают» покоятся на мифе о непременно материальном, осязаемом ха­рактере богатства.

Распределениекак категория экономической науки - это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение, или размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной си­стеме хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию.

Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между про­изводством и потреблением. В известном смысле производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.

1)Хайек ф Пагу6ная самона деянность. М., 1992. С. 162
Традиция западной экономической мысли начинать анализ рыночно­го хозяйства именно со сферы обмена и распределения достаточно от­четливо прослеживается, начиная со времен А. Смита. Это не случай­ность. Ведь экономика появляется лишь тогда, когда возникает добро­вольный обмен, а распределение осуществляется не по воле рабовла­дельца или феодала, а на основе объективных рыночных сигналов. «Обилием продукта мы обязаны методам «распределения», т. е. систе­ме рыночного ценообразования. Объем того, что мы делим, зависит от принципа организации производства, а в данном случае это рыночная система ценообразования и распределения».1

Потреблениеможно рассматривать как своеобразное отрица­
тельное производство, по выражению А. Маршалла. Поскольку в про­
цессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезнос­
ти, постольку потребление характеризуется как отрицательное произ­
водство. Однако нельзя понимать потребление исключительно как про­
цесс уничтожения полезностей. Дело в том, что само потребление мож­
но подразделить на два типа - личное потребление и производствен­
ное, или производительное потребление. Первый тип потребления осу­
ществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение
всегда остаются индивидуализированным процессом, если, конечно, не
рассматривать тоталитарные режимы и казарменные порядки, в которых
властные структуры стремились в принципе свести к минимуму какие-
либо индивидуальные акты и решения. Вместе с тем существует ряд
благ, которые по своей природе предпо­
лагают общественное, коллективное по-

требление: театральные постановки, ки-„

нофильмы, футбольные матчи и т.п .

С развитием новых электронных средств информации, системы Интер­нет и т. п. и этот тип благ становится возможным потреблять в индиви­дуальном порядке.

Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.

§ 4. Технологический выбор в экономике и

кривая производственных возможностей

Ограниченность ресурсов, как нам уже известно, опреде­ляет альтернативность их использования.

Для иллюстрации альтернативности воспользуемся традиционным примером, показывающим выбор общества между военным и гражданс­ким производством. Допустим, необходимо произвести два товара -пушки и масло. Предположим, что все наличные ресурсы общества на­правлены на производство масла. Будем считать его объем в 5 млн. кг

- это максимум, который возможно произвести при данном уровне ре­сурсно-технологического обеспечения. Альтернатива «масляному раю»

- пушечное производство при той же ограниченности ресурсов, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество сни­зит объем производства масла, то сможет произвести и пушки. Техно­логический выбор представлен комбинациями альтернативных возмож­ностей в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности Масло, млн.кг. Пушки, тыс.шт. Цена (альтернативная стоимость) 1 млн. кг масла, выраженная в тыс. шт. пушек
А _
В
С
D
Е
F




Глава 3

производство и экономика - student2.ru

Рис.3.1.Кривая производственных возможностей(кривая трансформации)

Альтернативы представлены и на графике кривой производствен­ных возможностей, или кривойтрансформации (рис. 3.1), где по го­ризонтали отмечено количество масла, а по вертикали количество пу­шек. Координаты точек А, В, С, D, £, F представляют собой указанные сочетания производства масла и пушек в каждой из строк таблицы 3.1. Кривая трансформации показывает значение альтернатив для об­щества. При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономи­ке полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пу­шек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же непол­ной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой транс­формации, а, например, в точке У. Эта точка показывает, что в экономи­ке не полностью используются ресурсы, т. е. существуют потери. Пере­движение из точки У в любую точку на кривой трансформации означает, что при использовании имеющихся незанятых ресурсов можно увели­чить и гражданское, и военное производство.

Следует обратить внимание и на то, что при наличном максималь­ном уровне производственных возможностей общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и пе­реместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономичес­кой теории часто называют границей производственных возможностей.

Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, суще­ствующие в области производственных возможностей в каких-либо стра­нах. Так, на рис. 3.2 изображены кривые трансформации, или кривые про­изводственных возможностей двух стран - Франции и США.

Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем у Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться

Основные закономерности экономической организации общества

производство и экономика - student2.ru

Автомобили > А2

Аг

О IIi П2 Пшеница

Рис. 3.2. Производственные возможности двух стран

на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей дос­тичь максимума в точке Ау США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превос­ходством ресурсного обеспечения США в сфере автомобилестроения.

Разумеется, приведенные графики являются лишь абстрактной мо­делью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе исследования важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностя­ми и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации.

Но возможен ли вообще переход с низкого на более высокий уро­

вень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталов­ложениями) и потреблением.Если на какое-то время отказаться от рас­ширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры на­копления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через не­сколько лет перейти на более высокую кривую трансформации.

На рис. 3.3 показано соотношение между объемом накопления и уровнем текущего потребления у четырех разных стран (А, В, С, D), имеющих одну и ту же кривую трансформации. В точке А - самый низ­кий из всех четырех стран объем накопления (страна А), а в точке D -самый высокий объем накопления (страна D).

С реализацией накопления, т. е. строительством новых производ­ственных объектов, выпуском новых станков, машин и оборудования страны могут переместиться на более высокий уровень кривых транс­формации, что будет означать экономический рост. В этом случае изме­нится и уровень потребления во всех странах (рис. 3.4).

Если сравнить рис. 3.3 и 3.4, то можно констатировать следующее:





 
  производство и экономика - student2.ru

Объем накопления

производство и экономика - student2.ru Глава 3

Уровень потребления

Рис. 3.4. Кривая производственных возможностей:

Экономический рост

страны Л и В, имевшие сравнительно небольшие объемы накоплений, ненамного увеличили и свои размеры потребления.

Иная картина наблюдается в странах С и D, где были реализованы большие объемы накоплений. Эти страны получили возможность существен­ного повышения уровня потребления по сравнению со странами Л и 6.

§5.

Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей

С помощью таблицы 3.1 и кривой производственных воз­можностей можно показать цену, которую платит общество за производ­ство каждого дополнительного миллиона тонн масла. Последний стол­бец таблицы показывает, от какого количества пушек надо отказаться,

Основные закономерности экономической организации общества

чтобы произвести еще 1 млн. кг масла. Указанные цифры показывают цену масла, выраженную в пушках, а не в привычных для нас денеж­ных единицах. На это обстоятельство нужно обратить особое внимание. Здесь мы впервые сталкиваемся с категорией цены как альтернатив­нойстоимости. Обыденные представления сводят цену к опреде­ленной сумме денег, которую нужно заплатить за приобретение товара. Однако цена чего-либо не обязательно выражается в деньгах. Экономи­ческое понимание категории цены связано с понятием альтернативнойстоимости, или издержекупущенных возможностей(opportunity cost - англ.). Издержки упущенных возможностей какого-либо блага - это количество другого (или других) благ, от производства которых нужно от­казаться. В нашем примере цену масла мы выражаем в количестве пу­шек, производством которых нужно пожертвовать, чтобы получить до­полнительный 1 млн. кг масла.

Таким образом, цена может выражаться как в товарах (от производ­ства или потребления которых пришлось отказаться), так и в более при­вычных для нас деньгах. Но не только в них. Цену можно выразить и в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативно­го использования). Например, выстояв 3-х часовую очередь за бесплат­ной тарелкой супа, человек на самом деле приобрел это благо не да­ром: ведь существуют альтернативы использования времени в течение этих 3-х часов. Например, можно было бы послушать лекцию, посмот­реть телевизор, наняться грузчиком в магазин на 3 часа и т. д. Ведь в сутках всего 24 часа и время - это благо, к которому также приложимо понятие редкости.1 Человек всегда должен выбирать между различны­ми вариантами использования суточного запаса часов. «Время - день­ги!» - и эта крылатая фраза как нельзя лучше отражает альтернатив­ность распоряжения ограниченным количеством часов, отведенных нам природой в течение нашей жизни.

Итак, выяснив, что цена есть не что иное, как издержки упущенных возможностей, вернемся к последнему столбцу таблицы 3.1.

1 3десь мы должны сделать оговорку, приведя высказывание Л Роббинса: «следует помнить что редким является не «время» само по себе, а наша собственная возможность действовать Редкость времени - это всего лишь метафора». Роббинс Л. Предмет экономической науки THESIS. М., 1993. т. 1. с. 17.
Так, чтобы произвести масло в коли-

честве 1 млн. кг, надо отказаться от про-

изводства 1 тыс. пушек (сократить их про

изводство с 15 до 14 тыс.). Для наращи-

вания производства масла с 1 до 2 млн.-

Наши рекомендации