Проблемы развития предпринимательства на муниципальном и региональном уровнях
Проблема | Причины |
1. Отсутствие стратегии развития и поддержки предпринимательства на муниципальном уровне ведет к низкой эффективности указанной поддержки | 1. Отсутствие целевой сегментационной ориентации в сфере муниципальной поддержки предпринимательства не обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов и целенаправленное развития предпринимательской среды. 2. Слабая ориентация на долгосрочное сотрудничество муниципалитетов и предпринимательства не позволяет объединять усилия для достижения общих целей. 3. Недооценка потенциала предпринимательства как составляющей доходной части бюджета не позволяет решать проблемы муниципального значения силами предпринимателей. 4. Недостаточная мотивация работников органов поддержки предпринимательства на увеличение социальной составляющей предпринимательства в жизнедеятельности муниципального образования не позволяет увеличивать потенциал муниципального образования в целом. |
2. Недостаточный учет потребностей местных предпринимателей не позволяет определить объективные проблемные области и сосредоточить усилия по их устранению | 1. Недостаточная информированность предпринимателей о деятельности муниципальных органов по поддержке предпринимательства не позволяет наладить двусторонний диалог между ними. 2. Низкая степень доверия к органам власти мешает предпринимателям обозначить проблемные области для их устранения. 3. Неэффективность оперативной системы реагирования на ситуационные проблемы предпринимательства не позволяет своевременно решать их. 4. Отсутствие общественных объединений предпринимателей, способных осмысленно и конструктивно защищать интересы предпринимателей в диалоге с властными структурами. |
3.Существующие льготы по налогообложению - неэффективный инструмент поддержки предпринимательства | 1. «Вымывание» из Налогового Кодекса льгот для малого бизнеса, что отрицательно сказывается на стартовых возможностях. 2. Недостаточное делегирование полномочий муниципалитетам не позволяет создать более эффективную налоговую систему с учетом местных особенностей. |
4. Недостаток материальных и финансовых ресурсов для реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства | 1. Несвоевременное и неполное исполнение бюджетных обязательств в части финансирования муниципальных программ поддержки предпринимательства приводит к низкой эффективности их реализации. 2. Отсутствие имущественной поддержки малого бизнеса. 3. Недостаточное взаимодействие с финансово-кредитными организациями органов поддержки предпринимательства не позволяет привлекать дополнительные средства к реализации бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства. 4. Слабое использование схем франчайзинга и лизинга не позволяет удовлетворить имущественные потребности предпринимателей. |
На основании системного анализа и динамики развития малых предприятий, можно сделать следующие основные выводы:
1) малый бизнес все в большей мере превращается в устойчиво функционирующий сектор экономики, гармонично дополняющий крупное производство и сферу услуг, значительно стабилизирующий работу всей хозяйственной системы региона;
2) влияние малого бизнеса на повышении устойчивости функционирования региональной хозяйственной системы можно оценить с помощью таких показателей, как:
1. доля валового регионального продукта (ВРП), создаваемого в малом бизнесе;
2. доля малых предприятий в общем количестве предприятий;
3. количество занятых в малом бизнесе от общего количества работающих в отраслях экономики;
4. доля малого бизнеса в экспорте и выпуске наукоемкой продукции;
5. доля налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
6. доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
7. доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, и возрастает роль малого бизнеса в функционировании всей хозяйственной системы региона.
3) на региональном и муниципальном предстоит и дальше последовательно решать следующие основные задачи: создания эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, развития системы услуг "бизнес для бизнеса", повышения фондовооруженности малого предпринимательства путем улучшения кредитно-финансовой поддержки, эффективности всей предпринимательской деятельности, совершенствования структуры оптовой торговли, включающей развитие системы товародвижения, снижение издержек обращения, сокращение звенности, внедрения новых технологий построения и эффективного развития сетей розничной торговли, развития информационных услуг для субъектов малого предпринимательства, включая формирование, поддержание и обеспечение доступа к сведениям о муниципальном имуществе, неиспользованных производственных площадях и объектах незавершенного строительства.
4) целесообразна активизация процессов саморегулирования внутри предпринимательского сообщества, направленных на повышение качества товаров и услуг, применение современных технологических процессов и систем управления. Необходима организационная поддержка формированию и развитию общественных объединений, установлению конструктивного диалога между представителями администраций и предпринимательских структур.
Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий, проведенная на примере Владимирской области, позволила сделать вывод о том, что они будут способствовать устойчивой динамике развития предпринимательства, обеспечению в целом по области: роста выпуска товаров, работ и услуг на 7-8 %, увеличению объема инвестиций малых предприятий в основной капитал на уровне 6-7% в год, созданию эффективной, многоканальной системы товародвижения, повышению качества и безопасности товаров, реализуемых и производимых субъетами малого предпринимательства, улучшению занятости населения.