Цели и функции государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в

данный период.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государство регулирует те сферы, в которых рыночные регуляторы неэффективны, обеспечивая соблюдение баланса общественных интересов, социальную стабильность и защиту национальных интересов во внутренней и внешней политике.

Экономический механизм современной смешанной экономики включает в себя и рыночную саморегуляцию, и государственное регулирование, подчиняясь принципу «рынок, где это возможно, государство, где это необходимо».

В транзитивных системах, осуществляющих переход к рыночной экономике, роль государственного регулирования более значима, чем в условиях зрелого рыночного хозяйства. Государство стимулирует создание структуры и инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. При этом выполняемые государством экономические функции должны постепенно сокращаться, ориентируясь на безусловные приоритеты развития национального хозяйства и обеспечение жизненно важных потребностей общества.

В переходной экономике государство сохраняет за собой следующие функции:

ü эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

ü обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

ü обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

ü реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

ü развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

ü проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

ü обеспечение национальной безопасности страны;

Классификация методов государственного регулирования предполагает деление на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками. Национальной экономике Беларуси необходимы новые, адекватные рыночным условиям, налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения, правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как разгосударствление и приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, в системе внешнеэкономической деятельности - установление экспортных и импортных квот, лицензирование внешнеторговой деятельности. Они широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной зашиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная политика, ценовое регулирование, амортизационная политика, прямые методы регулирования -государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования - разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, разгосударствление и приватизация, занятость и т.д.).

39. Система планирования и прогнозирования национальной экономики.

Распад СССР привел к ликвидации централизованного планирования -одного из главных методов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения форм и методов хозяйствования.

С целью преодоления негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Осуществление этих и других принятых правительством мер позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

- информационную (планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы);

- стабилизационную (дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними);

- согласительную (позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований).

В 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие виды прогнозов:

· на долгосрочную перспективу, включая Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

· на среднесрочную перспективу, включая Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

· на краткосрочную перспективу, включая годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Наши рекомендации