Модели рыночной экономики. Особенности белорусской модели
В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает некоей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относятся т.н. страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики в них разные.
Если общим критерием для рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.
Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т.п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.
Отношения государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обусловливающие ее развитие.
На сегодняшний день самой экономически мощной державой являются США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционно-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в ХVIII веке.
Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важные характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и - возросшее вмешательство государства в экономику.
Среднегодовые темпы его роста были более 3 %. До 1930 г. -- примерно 3,5 %, после 1949 г. -- 3,6 % . По мнению американского профессора Л.Рейнольдса, ВНП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 г.
При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.
Отцы американской демократии - Т.Джефферсон, Б.Франклин, Дж.Мэдисон, Дж.Адамс - прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали "достигнуть высокого уровня развития и свободы для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими", совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желания строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека. "Если бы люди были ангелами, - писал Дж. Мэдисон, - в правительстве не было бы необходимости"
Важная черта современной американской экономики - возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.
Первое - обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы и покупки материалов и оборудования и т.п. в частном секторе: около 80 % продукции реализуется через частный сектор и более 20 % -- это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т.д., поддерживание национальной обороны.
Второе направление - перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (transfer payment).
Третье - вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.
Четвертое - макроэкономическое регулирование денежно- кредитной сферы через Федеральную Резервную Систему.
Второе направление вмешательства государства - влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой "потребительской корзиной". Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1 % в 1929 г. до 6 % в 1950 г., составила почти 15 % в 1983 г. и 16,44 % в 1990 г. Сегодня они составляют более 20%.Следует отметить, что доля их в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.
Что касается распределения других доходов ( от труда и от собственности), то картина здесь следующая: 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.
Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца ХVIII века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США - только 200 лет.
Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.
Швеция в 1860 -1960 гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3 % в год. В 70-е гг. ХХ в. она занимала первое место в Западной Европе по объёму продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70 – 90-хх гг. имели тенденцию к росту: 1971 - 40,2 % в ВВП; 1985 -- 50,1; 1989 -- 55,8 %.Сегодня – чуть больше 50%.
Рост налогов обусловлен, прежде всего, тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание "функционального социализма". Намечена была не только цель - повышение благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования - налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства.В условиях относительно благоприятной для шведской конъюнктуры сложилось своеобразное "разделение труда": социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.
В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является "неокласссический синтез", прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея - необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс "дагенсполитик" - "политики дня". Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная с 1970 г. численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2 %, что требовало увеличения бюджетных расходов, а следовательно и роста налогов, который переставал стимулировать производство.
Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80 - 90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально ориентированной рыночной экономики.
Китайская модель. Китайская, точнее, восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов в мировой экономической истории рост. Китаю (а раньше другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре, – Японии, Корее, Тайваню, странам Юго-Восточной Азии) удалось в послевоенный период поднять темпы роста до 7–10% и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине ХХ в. стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития с Западом.
В 1993 г. Всемирный банк опубликовал исследование «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965–90 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих успеха политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное проведение промышленной политики.
Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.
Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопление валютных резервов Центробанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, то есть создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.
Недавние исследования показывают, что поощрение сложного наукоемкого экспорта выгодно с чисто экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на оптимальный уровень.
Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной промышленной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот, который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм, непосредственно занимающихся такой деятельностью
В 1992 г., еще при жизни Дэн Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», то есть уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Эта китайская политика кажется исключительно успешной: с начала 90-х гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд долл., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50 млрд долл.
Все больше экономистов и политиков в самых разных странах Юга признают, что не только рынок, но и правительство должно внести свой вклад в экономический успех, в частности, путем проведения экспортно-ориентированной промышленной политики, то есть создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций передовым отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.
В нашей стране также существует специфическая модель социально ориентированного экономического развития. Наиболее полно она сформулирована в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.