Международные отношения. В мировой экономике до 1914 г

В мировой экономике до 1914 г. доминировали, в буквальном и фигуральном смысле, Европа (особенно Западная Европа) и Соединенные Штаты. В политическом отношении колониальные империи западно-европейских государств — прежде всего британ­ская, французская и германская, но также голландская, бельгий­ская, датская и итальянская — вместе с огромными пространства­ми имперской России давали им возможность контролировать три I четверти поверхности земли и почти такую же долю мирового на-Iселения. С экономической точки зрения на Европу и Соединенные • Штаты (без учета их заморских владений) приходилось более no­il ловины всего мирового производства и торговли. Таблица 13.8 по­казывает процентную долю регионов мира в мировой торговле. Сравнимые цифры для объемов производства и доходов отсутст­вуют, однако несомненно, что европейско-американское преобла­дание в сфере производства было даже большим, чем в сфере тор­говли.

Таблица 13.8

Оборот международной торговли (импорт и экспорт) по регионам в 1913 г. (%)

Международные отношения. В мировой экономике до 1914 г - student2.ru

Источник: Woytinsky W.S., Woytinsky E.S. World Commerce and Governments. New York, 1955. P. 45.

420 Первая мировая война и сопутствовавшая ей русская револю­ция 1917 г. внесли фундаментальные изменения в эту структуру. Царская Россия исчезла, а ее место занял Советский Союз с новой формой экономической организации. Габсбургская империя на востоке Центральной Европы также исчезла, и на ее месте по­явилось несколько новых (или старых, но укрупненных) нацио­нальных государств, находящихся в экономически сложном поло­жении. Германия потеряла свою заокеанскую империю, а также значительную часть своей собственной территории и населения. Остальные европейские империи эксплуатировали свои колонии со все возрастающим националистическим запалом. Япония, кото­рая еще до войны имела небольшую империю, увеличила ее и стала значительной экономической державой. Доля собственно Европы в мировой торговле и производстве сократилась, в основ­ном — но не исключительно — благодаря росту доли США, Бри­танских доминионов и Японии. Наконец, 1920—1930-е гг. были ознаменованы появлением в Италии, Германии и некоторых дру­гих европейских странах фашистских диктатур, также имевших новые формы экономической организации, что являлось, по край­ней мере отчасти, результатом мировой войны.

Вторая мировая война привела к фундаментальной реоргани­зации международных отношений, имевшей важные экономичес­кие последствия. Европа лишилась своей гегемонии и в политике, и в экономике. Напротив, на смену долгому противостоянию тра­диционных европейских великих держав пришло соперничество между двумя новыми сверхдержавами, США и СССР. Вследствие такого соперничества Европа оказалась более четко и определен­но, чем когда-либо ранее, разделена между Востоком и Западом: сформировались восточный блок под советской гегемонией и за­падная группа преимущественно демократических стран, большая часть которых была политически и экономически связана с Соеди­ненными Штатами.

Непосредственно после окончания войны старые колониаль­ные империи попытались удержать или вновь утвердить свою власть в бывших заморских владениях, однако новая политичес­кая и экономическая реальность вскоре лишила их иллюзий. Арабские страны Среднего Востока и Северной Африки достаточ­но быстро освободились от контроля, который осуществлялся французами и британцами над их территориями в межвоенный пе­риод (исключение составлял Алжир, который вел длительную и кровопролитную борьбу до тех пор, пока французы в 1962 г. весьма неохотно не предоставили ему независимость). Колонии в Южной Азии, оккупированные Японией во время войны, также быстро обрели независимость, хотя Франция опять-таки безус­пешно пыталась удержать свой контроль над Вьетнамом. Вели­кобритания, столкнувшись с перспективой войны на Индийском субконтиненте, согласилась в 1947 г. на создание там двух новых

государств: Индии с преимущественно индуистским населением и исламского государства Пакистан. (Восточный Пакистан, отделен­ный от основной части страны территорией Индии, впоследствии провозгласил свою независимость как государство Бангладеш.) Великобритания также предоставила независимость Цейлону, впоследствии переименованному в Шри Ланку.

Япония, опустошенная американскими бомбардировками (в ходе которых были сброшены две атомных бомбы, что является единственным прецедентом использования ядерного оружия в пе­риод военных действий), пережила почти пять лет оккупации аме­риканскими войсками, в течение которых она радикально измени­ла фактически все свои главные институты (примечательное ис­ключение состояло в сохранении императорской династии) под наблюдением американских властей, превратившись в подлинно демократическую страну. Начало Корейской войны, совпавшее по времени с восстановлением национального суверенитета, дало мощный стимул для развития японской экономики, которым она успешно воспользовалась. За несколько десятилетий японская экономика стала второй по величине экономикой в мире.

Китай, который более или менее успешно сопротивлялся за­падному вторжению более двухсот лет, пережил в XX в. две ра­дикальные революции, а также десятилетия гражданской и внеш­ней войны. В 1911 г. группа молодых прозападно настроенных реформаторов свергла древнюю династию Цин и предприняла по­пытку создать современную демократическую республику. Однако они так и не смогли получить реальный контроль над страной, а в 1930-х гг. японское вторжение сначала в Маньчжурию, а затем собственно в Китай сделало невозможным какое-либо устойчивое экономическое развитие. Сразу же после окончания Второй миро­вой войны коммунистическая партия Китая начала свою борьбу против правительства, которая окончилась его свержением в 1949 г. В течение нескольких лет китайские коммунисты были со­юзниками Советского Союза и пытались построить экономику по советскому образцу. После разрыва с Советским Союзом в I960 г. они предприняли ряд экспериментов, но без заметного успеха. В конечном итоге в 1970-е гг. они восстановили дипломатические и экономические связи с Соединенными Штатами и другими запад­ными государствами и начали новую эру экономического разви­тия, для которой характерно необычное сочетание государственно­го и частного предпринимательства.

Деколонизация и создание новых государств наряду с попыт­ками других стран Третьего мира (в частности, стран Латинской Америки) модернизировать экономику и достичь устойчивого эко­номического развития привели к появлению нового элемента в международных экономических отношениях. К конфронтации между Востоком и Западом добавилось деление на Север и Юг,

на развитые и менее развитые страны (эвфемистически называе­мые «развивающимися»). Отчасти для поддержания конструктив­ного диалога и предотвращения взрыва враждебности было созда­но несколько новых международных организаций.

Несколько международных организаций берут свое начало в

XIX в. — например, Международный Красный Крест, основан­ный в Женеве в 1864 г., и Всемирный почтовый союз со штаб-квартирой в Берне (Швейцария), созданный в 1874 г., однако для

XX в. особенно характерно массовое создание таких организаций. Сейчас их существуют буквально сотни; большинство из них имеют очень небольшое экономическое значение или вообще его не имеют, но некоторые оказывают существенное влияние на раз­витие мировой экономики.

Лига Наций, созданная в соответствии с Версальским догово­ром 1919 г. по инициативе Вудро Вильсона, должна была гаран­тировать мир во всем мире и, как следствие, экономическое про­цветание. Отказ Сената США ратифицировать договор и неприсо­единение Соединенных Штатов к Лиге Наций, вместе со слабос­тью ее собственной структуры, обрекли эту организацию на фиас­ко. Ее экономические достижения имели более продолжительный эффект, чем политические, но их трудно назвать впечатляющими. Ее Экономическая секция собирала и публиковала полезные ста­тистические данные и технические доклады, а также разработала и ввела стандартизированные методы бухгалтерского учета, но она оказалась бессильной в деле решения насущных экономичес­ких вопросов межвоенного периода. Одно из подразделений Лиги Наций, Международная организация труда, пережила Лигу и продолжила свою работу как подразделение ООН. Она проводит исследование условий труда и жизни рабочих, публикует резуль­таты и составляет рекомендации, которые, однако, не носят обя­зательного характера.

Наследница Лиги, Организация объединенных наций, сниска­ла несколько лучшую репутацию в деле поддержки мира и учре­дила несколько специальных агентств, занимающихся экономичес­кими и связанными с ними проблемами. Два подобных института возникли фактически до создания ООН и сыграли большую роль в мировой экономике. Это — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (Все­мирный банк), учрежденные согласно решению конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир) в июле 1944 г., накануне по­беды союзников во Второй мировой войне. Подробнее о них будет сказано в главе 15.

Ряд других международных и наднациональных организаций, в частности Организация европейского экономического сотрудни­чества и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС или Общий рынок), также будут рассмотрены в главе 15.

Роль государства

Другим важным институциональным изменением, оказавшим i влияние на все страны в XX в., является значительный рост роли государства в экономической сфере. В период расцвета экономи­ческого национализма — в XVII в. — абсолютные монархи пыта­лись подчинить экономику своей воле, но их ресурсы были слиш­ком ограниченными, а их инструменты слишком слабыми для до­стижения этой цели. С другой стороны, в XIX в. под влиянием экономистов-классиков правительства, как правило, сознательно ограничивали свое вмешательство в экономику. Рост роли госу­дарства в XX в. отчасти связан с финансовыми нуждами в период двух мировых войн и другими соображениями государственной обороны, — но только отчасти.

В Советском Союзе и в других экономиках советского типа правительство взяло на себя полную ответственность за экономи­ку, создав всеобъемлющую систему экономического планирования и контроля. (Основные изменения в советской системе в начале 1990-х гг. и распад Советской империи будут рассмотрены в главе 16.) В ходе двух мировых войн большинство воюющих стран также создали масштабные системы государственного контроля и I участия в экономике, но за некоторыми исключениями (о которых будет сказано ниже) предполагается, что экономически производи­тельная деятельность в мирное время в развитых индустриальных демократиях является областью частного и корпоративного предпри­нимательства. Однако это не означает возврата к представлениям (или мифам) XIX в. о «невидимой руке рынка». В период между двумя войнами все правительства делали попытки, в основном имевшие незначительный успех, проводить политику экономичес­кого восстановления и стабилизации. После Второй мировой войны эти попытки продолжились; они были более обдуманными, более проработанными и, как правило, более успешными. Большинство стран ввели определенные формы экономического планирования, хотя оно не было столь же всеобъемлющим или принудительным, как в Советском Союзе. Ввиду этого к странам Западной Европы стало применяться определение «смешанные экономики».

Исключения, упомянутые выше, принадлежат к двум типам: прямая производительная деятельность, осуществляемая прави­тельством или по его поручению, и трансфертные платежи, или перераспределение доходов посредством налогообложения и соци­альных выплат. Даже в XIX в. муниципальные власти осущест­вляли управление системами вод о- и газоснабжения, а также за­нимались предоставлением других коммунальных услуг, а в от­дельных случаях национальные правительства строили или впос­ледствии национализировали железные дороги (см. главы 8 и 12). В XX в. государственные предприятия получили гораздо большее распространение, иногда вследствие провала частного сектора (на­пример, пассажирские железные дороги в США), а иногда благо-

даря идеологическим установкам правящей политической партии Подробнее эта тема будет рассмотрена в последующих главах.

Другая важная причина роста роли государства — трансферт­ные платежи — также уходит своими корнями в XIX в., однако ее роль была ограниченной вплоть до окончания Второй мировой войны. В 1880-х гг. германский канцлер Бисмарк ввел, в основ­ном из патерналистских соображений, обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев для рабочих и очень ограниченную пенсионную систему для престарелых и не­трудоспособных. Эти нововведения были постепенно заимствова­ны и получили распространение в других странах, главным обра­зом после Первой мировой войны. Например, Соединенные Штаты не вводили систему всеобщего социального страхования (включая выплату пособий по безработице) вплоть до реформ Но­вого курса в 1930-х гг. После Второй мировой войны в результате сильного политического давления большинство демократических правительств значительно расширили системы социального обес­печения и другие виды трансфертных платежей. По этой причине соответствующие страны стали известны в определенных кругах как «государства благосостояния».

Некоторые цифры могут дать представление о возросшей роли государства. В XIX в. в мирное время государственные расходы в процентном отношении к национальному доходу обычно составля­ли менее 10% (причем иногда значительно меньше). К примеру, в Соединенных Штатах в 1900—1916 гг. расходы федерального правительства составляли лишь 2,5% национального дохода (при этом следует оговориться, что сумма расходов правительств шта­тов и местных органов власти в США в то время была больше, чем расходы федерального бюджета). Но даже в Великобритании накануне Первой мировой войны, когда страна была вовлечена в гонку вооружений с Германией, общие государственные расходы составляли только 8% национального дохода. С другой стороны, в период войны государственные расходы в США выросли до 28% национального дохода, а в большинстве воюющих стран Европы они превышали 50% национального дохода. После войны государ­ственные расходы сократились, но ненамного и ненадолго. В част­ности, в Великобритании государственные расходы составляли в 1920—1930-х гг. в среднем около 20%, причем большую часть их составляли проценты по военным займам, а значительная часть остальных расходов приходилась на британскую систему пособий по безработице («dole»). Федеральный бюджет США, после крат­ковременного падения до менее 5% национального дохода в конце 1920-х гг., составлял в среднем около 12% в период Нового курса, а затем стремительно вырос в период Второй мировой войны, пре­высив 50%. После окончания войны расходы правительства в про­центном отношении к существенно возросшему национальному до­ходу вновь несколько снизились, но ненадолго. В 1950-х гг. в За­падной Европе и в США государственные расходы составляли по-

рядка 20 — 30% национального дохода, в зависимости от размеровгосударственного сектора, но с тех пор они увеличились до 30-г

Формы предприятий

Акционерные компании с ограниченной ответственностью, или современные корпорации, в начале XX в. уже получили значи­тельное распространение в ведущих промышленных странах, од­нако они функционировали почти исключительно в крупных, ка­питалоемких отраслях. В других отраслях, таких как оптовая и розничная торговля, ремесленное производство, услуги и особенно сельское хозяйство преобладали частные семейные фирмы. Одна­ко долгосрочная тенденция благоприятствовала распространению корпоративных форм предприятий на все более широкий круг видов деятельности. В розничной торговле самыми разнообразны­ми товарами, от свежих продуктов до высокотехнологичной элек­троники, стали преобладать крупные мультидивизиональные предприятия и торговые компании сетевого типа («chain stores»); они осуществляли интеграцию бизнеса вплоть до производствен­ной стадии, зачастую полностью ликвидируя функцию оптовой торговли. В других случаях производители — например, произво­дители швейных машин, оборудования для ферм и автомоби­лей — осуществляли интеграцию бизнеса в сторону сбыта, возло­жив функции розничных продаж на дилеров посредством фран­чайзинга. Параллельной тенденцией было возникновение конгло­мератов — огромных корпораций, занятых производством и про­дажей десятков и даже сотен продуктов, от продукции тяжелой промышленности до таких потребительских товаров, как космети­ка и модная одежда. Этой тенденции благоприятствовало возник­новение холдинговых компаний — корпораций, единственная функция которых заключалась во владении (и управлении) дру­гими корпорациями. Хотя корпоративная форма предприятия была первоначально вызвана к жизни технологическими требова­ниями крупного производства и соответственно способствовала развитию все более крупных организационных единиц, она также могла быть адаптирована к менее крупным масштабам операций. Ко второй половине нашего столетия даже независимые частно­практикующие профессионалы, например в сфере юриспруденции и медицины, стали прибегать к корпоративной форме организации по фискальным мотивам.

Эти тенденции в использовании корпоративной формы органи­зации впервые стали наблюдаться в США в конце XIX в., но в XX в. они быстро распространились в Европе и в странах осталь­ного мира. Одна из причин этого заключалась в том, что исполь­зование корпоративной формы организации позволяло предпри­ятиям успешно конкурировать с другой преимущественно амери-

канской формой организации бизнеса — мультинациональными фирмами (multinational firms). Мультинациональные фирмы не являлись чем-то совершенно новым и не были исключительно аме­риканским явлением (банк Медичи в XV в., находившийся во Флоренции, имел отделения в других странах) — но до начала XX в. они встречались относительно редко. Сейчас это вполне обычное явление. Выдающимся примером является компания Не-стле (производство продуктов питания) со штаб-квартирой в ма­леньком городке Веве в Швейцарии, производственные и торго­вые филиалы которой функционируют на всех континентах и фактически в каждой стране мира. В последние годы ее торговый оборот превзошел государственный бюджет Швейцарии!

Организованный труд

В начале XX в. право рабочих на создание собственных орга­низаций и на коллективные переговоры по поводу условий найма было признано в большинстве европейских стран, а в некоторых (например, в Великобритании и Германии) организованный труд добился значительного влияния на рынке труда. Однако даже в этих странах он составлял меньшинство — не более одной пятой или одной четвертой от всей рабочей силы. В межвоенный период наблюдались рост численности членов профсоюзов в промышлен-но развитых странах и возникновение рабочих организаций в дру­гих, менее развитых странах. Например, в Соединенных Штатах члены профсоюзов в 1920-е гг. составляли только около 10% от всей несельскохозяйственной рабочей силы, охватывая прежде всего квалифицированных рабочих. К 1940 г., во многом под вли­янием законодательства Нового курса, благоприятному для орга­низованного труда, и кампании за юнионизацию неквалифициро­ванных и полуквалифицированных фабричных рабочих, эта доля превысила одну четверть. Членство в союзах достигло пика (почти 36%) в 1945 г., что явилось результатом заметного расши­рения военной промышленности, а потом несколько упало. С се­редины 1950-х гг. по мере роста сферы услуг и высокотехнологич­ных отраслей доля членов профсоюзов в совокупной рабочей силе опять сократилась до менее чем 25%.

Динамика доли организованного труда в Западной Европе, хотя и не полностью совпадала с соответствующими тенденциями в США, была в целом схожей. Однако главное отличие состоит в том, что в Европе профсоюзы гораздо теснее ассоциируются с оп­ределенными политическими партиями, чем в США. Например, в Великобритании поддержку лейбористской партии оказывают в основном (хотя и не исключительно) члены профсоюзов и неорга­низованные рабочие. На всеобщих выборах 1945 г., непосредст­венно после окончания войны, она одержала чистую победу над премьер-министром военного времени Уинстоном Черчиллем, и,

опираясь на социалистическую программу, приступила к национа­лизации ряда ключевых отраслей. Хотя лейбористы и проиграли выборы 1952 г., они чередовались с консерваторами у власти на протяжении последующих 30 лет. Однако после решительного по­ражения в 1979 г. лейбористская партия раскололась надвое, когда менее идеологизированные ее члены сформировали новую социал-демократическую партию.

Социал-демократическая партия Германии до Первой мировой войны поддерживалась рабочими и была самой крупной в стране, хотя она так и не смогла сформировать правительство. В период Веймарской республики она участвовала в большинстве коалици­онных правительств этой хрупкой демократии, но после прихода к власти фашистской диктатуры Адольфа Гитлера в 1933 г. она была насильственно распущена наравне со всеми остальными по­литическими партиями, кроме нацистской.

Нацисты ликвидировали не только политические партии, но и профсоюзы. Всех рабочих в принудительном порядке заставили вступить в Трудовой фронт, организацию, созданную для поддер­жания рабочей дисциплины и руководимую членами нацистской партии. Схожие процессы имели место в Италии, Советском Союзе и других тоталитарных государствах. В период революции 1917 г. члены российских профсоюзов (которые нелегально суще­ствовали при царском режиме) ожидали, что они будут призваны играть ведущую роль в реформировании и реорганизации россий­ской экономики и общества. Однако их постигло жестокое разоча­рование, когда правительство использовало профсоюзы не для за­щиты прав рабочих, а как инструмент насаждения трудовой и партийной дисциплины.

'fey '•:•-'

Глава 14

Наши рекомендации