ТЕМА 2 Предмет и отрасль админ права

Вопрос:

1-админ право как отрасль Рос права, наука и учебная дисц

2-предмет админ права

3-метод отрасль админ права и методы админ правов регулиров

НА:

Констит РФ

КоАП РФ 2008г

Указ презид РФ

ВОПРОС 1.

Админ право является важной отраслью Рос правов системой наряду с констит, угол и гр-им правом. В 90е годы 20го века значительно расширилась систела админ правов регулирования, обществ отнош в порядке их развития: а) демократизация общества была опосредована многочисленными АПН. В предесловиях монографий гр-ин и аппарат управления в СССР профессор Лазарев, пишет, исторически самим своим проявлением на свет админ право обязано гр-нну. В свою очередь, по мнению профессора Бельского 3 фактора обусловили появление и развитие данной отрасли Рос права:

1-необходимость регламентиров охрану общ пор и общ безоп-ти

2-необход регламентиров гос правлен

далее названный автор предлагает отраль админ права подразделить на след подотрасли: а)орг исп вл;

б)админ правово режимы (воен либо чрезвыч поло), админ процесс реализ мер принужден6ия.

д)законности и гос дисциплина в управлении

е)орг гос правления

ж)информац право

з)правов регулирование

Поскольку админ право явл отрпслью рос права:

1-админ право близко стоит к констит праву которое занимает ведущее поожение в системе права, устан и закрепляет основы констит строя, админ террит устройство, основы системы орг гос. Особенности взаимоотнош гос и личности. Админ право берет у гос права исходные начала, прямо или ковсенно относящ к гос правлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм, это означает, . Админ право конкретиз многие нормы, дополняет правов статус гр-на, определ управенч организм, детально устан подведомственность, сроки и иные процедуры их решения

2-админ пр тесно связано с гр-им правом. обе отрасли в отдельных случаях регулируют одни и те же имущ отношения, однако разными методами. если в ГП основным является договор со взаимнымт правами и обяз сторон участников, то орг управлени исполнит вл властным методом регулир имущ отношения по передаче от одного суб к другому(сданий, сооружений)

3-с Уголовным правом Связб состоит в том что нормы админ права определяют какие деяния являются админ правонаруш.(деликтами) см ст 20.1 КоАП, тогда как угол право устан-ет какие деяния явл видами преступ и виды наказания за ни их совершение. Границы между админ и угол правом весьма подвижны, т.к. при опред условиях отдельные деяния относящ-ся в админ проступкам могут перераст в преступления и наоборот, наприм мелкое хулиганство по адми праву и квалиф хулиг по УП

4-связь с Угол процес и гражд процес правом, а так же с законодат-вом о судоустройстве заключ в след:

отличие админ права от норм перечисленных отраслей обусловлено различиями между исполнит деятельностью и осущ правосудия, т.к. суды при расмотрении дел админ правов хар0-ра наприм, в свете закона 1993 г об обжаловании в суд дейвствий и решений наруш законные права и совбоды гр-ан руководств админ проц нормами и такая деятельн суда носит хар-ер админ юстиции. Кроме того, от правосудия след отличать юриспруденционную деятельность судов, как суб рассм и разреш по существу дел об адм правонаруш.

Место адм права в системе Рос права опред хар-ом и содержанием регулируемых определ отнош, а именно:

1)специфика

2)отличие от др отраслей права, в том, что оно регулир управленч отн-ия в сфере исполниь деят-ти гос.

Предмет и отрасль АП

НАука АП возникла в 1 половине 19 века когда появились 1вые работы русских полицивистов а в унверститетах возникли кафедры законов благоустройства и благочиния.В большой сов-ской инцеклопедии даётся след. определение науки(сфера чел-кой деятельности функции которой является выроботка и теретическая систематизация объективных знаний по действительности . в Процессе накопления и обработке знания об АП используется определённые методологические средства к таким средствам образующим состав науки АП относятся первое- предмет науки 2- методолгия науки 3тие-система науки 4ое- научное терминалогия 5ое-котегории науки 6тое-отраслевая библиография 7мое-история науки.

Что следует понимать под предметом науки АПотечественные учёные административисты однозначно отвечают предметом данной науки является действующие АП. Особенность-предмет науки складываеться из 3х основных частей а именно 1административно правовые нормы адм-вные котегории ( понитие кого либо. чего либо в АП) и 3тие состовная насть предмета науки-Практика применения норм АП. Более подробно- А-первой частью предмета науки являеться действующие АП как совокупность конкретных юридических норм Б для наукиимеют значения лишь те знания которые преобретены с целью оброзования её постоянного капитала таковыми являються знания как котегории : исполнительная власть органы испонительной власти государственная служба гос-ная должность полицейская .... и др.

именно в административно правовых котегориях выраженно самое главное существное что характеризует АП в его постоянном развитии и менно это отрожает наука АП В- 3тей самой важносй частью предмета АП являются А-практика государственного управления Б-правоприминительная дейтельность органов гос-ной власти и их должностных лиц.в качестве иллюстрации отметим что предметом науки АП США и соотвественно объектом регулирования являються следующие 3 сферы дейстельности 1ое-Административное норма творчества 2ое-Административные квази судебная дейтельнсть чаще именуемая Административной юстиции 3тие-контроль судов над администрацией таким образом по мнению И.Канта "наука это система т.е приведённая в порядок на основе известных принципов совокупность знаний определённый научной политический интерес предстовляет так же точка зрения профессора Д.Михалыча Овсянка который пологает : наука АП это система научных представлений знаний и теритеческих положений о закономерностях действующих сферах АП как совокупности соответсвующих правовых норм и их примененя органми и должностными лицами исполнительныой власти ( гос управления).

по мннию овсянки предмет познания науки АП охватывает следуйщие основные элименты : 1ый- предмет отрасли АП 2ой- Административно правовые котегории 3ти- практика дейтельнсоти органов испонительной власти и дл. история развития административного права как отрасли права и как науки причём как особенность все названные элименты изучаються в единствене поскольку тесно взаимосвязанны и образуют целостный системный предмет науки АП.

более подробно предмет отрасли АП включает с научной точки зрения 1ое-изучения сущности исполнительной власти осуществлящей гос управление или испонительно распределительную дейтельность ДЛ. отношениий регулируемых нормамиАП взаимосвязей и развите таких отношений 3тие-видов административно прав-вых норм. 4тое-источников административного права 5тое-системы этой отрасли российского права 6тое-правового статуса субъетов и объектов гос-ного управления. 7мое-правовых фом и методов управления 8мое-вопросов административного принуждения и адм. принуждения и адм. ответствености 9тое-способов обеспечения законности и гос. дисциплины в сфере дейтельности исполнительной власти 10тое - проблемы отраслевого и меж. отраслевого управления.

Наука АП уделяет особое внимание административно правовым котегориям как наиболее общим понятием в АП например-выявление объёма понятий : исполнительная власть. гос-ное управление гос-ная служба должностное лицо администравное наказание и проступок и д.р особо подчеркнём эти котегории и понятия входят в администравное правовые норма и акаты вырожая сущность административно праовые отношений как основу предмета АП таким образом невозможно раскрыть содержание праовых норм предварительно не познав смысли административно правовых категорий. в свою очередь правотворчкская (1) и правоприминительная(2) дейтельность органов исполнительнйо власти (и дл) так же являеться необходимым предметом науки АП. действительной на основе изучения практики администрирования можно судить об эффективности конкретных правовых норм что позволяет своевременно устронять пробелы и дефекты нормативных актов совершенствовать работу т.е совершенстовать систему и процесыы государственной дейтельности. и наконец наука российского административного права уделяла и уделяет значительное внимание зарубежной теории и практики государственного управления. адм-тивное право важнейший учебный курс предусмотренный гос-веным оброзовательным стандартом для изучающих юриспруденцию включает основные темы которые расматриваются в определённой последовательности : управление. предмет. система механизм государственного управления и др обеспечивая познания административно правовых институтов взаимодействие и зависимость правовых норм как материальных так и процесуальных. изучение учебной дисциплины АП позволят студентам более глубоко понять вопросы такого вида гос. дейтельности как гос. управление или реализация испонительной власти взаимодействе отрасли АП с другими отрослями российского права особенностью управленческой дейтельности министерств и ведомств (федеральных слуб и федеральных огенств) в отрослях, сферах и облостях жизнидейтельности личности общеста и государства.

ПРЕДМЕТ АП

в юридической науки и среди административистов существует мнение что отрасли российского права отличаются одна от другой по 2м сущностным критериям: предметом и мотоду правового регулирования. профессоры Конин. габричидзе. Считают предмет АП это совокупность общественных отношений складывающихся в процессе организации и дейтельности органов д.л исплнительной власти. иследователи габричидзе и елисеев подчёркивает предмет АПв принципе охватывает однотипные общественные отношения управленчески по своей природе а именно 1ое-управленчиские отношения в рамках которых непосредственно реализуются цели задачи функции и полномочия исполнительной власти 2ое отношения внутри организанционного характера возникающих в процесс дейтельности субъектов например законодательной судебной власти рганов прокуротуры 3тие-отношений возникающие с участием субъектов местного само управления 4тое отношения организационного характера связанные с исполнительной обязанностью отдельных общественных отношений и других организациооной наделённых ..................... (прафсоюзы) таким образом названные учёные в качестве предмета АП расматривают круг общественных отношений скалдывающихся в рамках государственного управлния. большинство административистов в качестве характеристики предмета АП выделяют 2 сущностных характерных элиментов 1ое- нормы права и 2ое определённые конкретные общественные отношения ими регулируемые в порядке анализа укажим общественные отношения входящие или образующие предмет АП. 1ое-Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти возникает в процессе и как результат реализации субъектов РФ полномочий предостовленных ему государством по реализации управленческих функий подведомственых сфер и подченённых ему объектах. 2ой ти отношений -внутри рганизационноые отношений которые состоят из А-внутри опаратных и Б-выходящих за пределы опарата органов управленияи распростронающихся на сферу дейтельности данного министерства. имеится в виду что внутри министерств либо ведомств существует управленческие отношений между руководством и подченёнными депортаментами отделами другими структурными подразделениями а так же между этими структурами и служащими как основа личностного состава кроме того министерство ведомства издают гос-но властные указания выходящие за пределы и оказыающие ...............................................................НЕДОПИСАЛ

например-решение министра о приёме либо увольнение о наказании либо поощрении об утверждении внутреннего распорядка и др порождает внутри аппаратное отношение тогда как решения о направлении группы служащих в служебную командировку для проверки состояния дел на подведомственных объектах принятие управленческого акта адресованное этим объектом для исполнения и др порождает внутри организационные отношения в не оппарата органа управления.

5-админ-юстиционные отношения, когда суды, судьи расматривают и резрешают по существу конеретные управленческие дела, споры и вопр в частности,отношенияч, связанные с незаконными т.е. не урегулир вопр-прием-увольнение....

6-админ-юрисдикционные отношения, возникают в деятельности субъектов юрист (раздел 3 КоАП РФ) по рассмотрению судами, орг и их должностными лицами, дела, об админ правонарушениях.

Если предмет админ права отвечает на вопрос, что, какие отношения регулируются, то метод отрасли админ права отвеч на вопр как, каким образом регул такие отношения. По мнению ряда административистов главными признаками метода явл след:

1-какого устанавливаемые юрид положеничя сторон

2-с какими юр фактами законодатель связывает возникновение, изменение, прекращение конкретных отношений

3-как определяются законодателем взаимные права и обязанности суб таких отношений

4-как права и обязанности суб отношений защищаются государством

Рассмотрим названные признаки на примере 2х методов а) метода гражданского права б)метода админ права

Основанием возникновения гражданских правоотношений явл договор, сделка, контракт с установлением взаимных прав и обязанностей сторон, уч-ов, суб такого правоотношения. Возможны разногласия и противоречия разрешается как правило в добровольном порядке, согласно договору сделки. При необходимости- в суде. Совершенно по иному регулируются админ правоотношения, кот возникают либо по воле органа управления должностного лица, либо в связи с админ правонарушением. Обязательным суб такого правоотношения выстепает наделенный гос властными управленческими полномочиями орган долждностное лицо. Отсюда на лицо отсутствие паритета суб сторон отнош как в гражд праве, а фактич закрепление юрид неравенства между суб управления и управляемыми объектами. ВОзникающие противоречия разрешаются в админ управленческом порядке, путем принятия решения-акта управления соответствующим орг ДЛ исполнит власти. Т.о. в порядке вывода особенности предмета админ права обуславливают специфику метода отрасли, а именно админ право нормативно закрепляет юрид неравенство суб (участников, сторон) админ правоотношений, устанавливает правоносителей админ власти-органов ДЛ-во внесудебном порядке воздействовать на организации и граждан. Что касается методов админ правов регулирования, то под ними следует понимать совокупность способов, приемов, процедур, механизмов воздействия правовых норм на определенные или конкретные общественн ые отношения. 2 точки зрения:

1-в системе алмин правов регулирования исп-ся 3 метода: а) предписание, т.е. действует так или иначе, б)запрет на определенные действия и решения, в)дозволение, т.е. действовать или нет по усмотрению суб

2-другая классификаци методов админ правов регулирования предполагает след: а)императивный или метод властных предписаний характеризуетсяч в основном отношениями субординации выше ниже стоящ (вооруж силах, в полиции и др). б)диспозитивный метод устанавливает равенство участнков правоотношенияй, предполагает свободу волиизъявления, действует в основном в отраслях частного права: гражд, трудового, семейного.

Наши рекомендации