Проблема перехода от административно-командной экономики к рыночной

Транзитивным, или переходным, называют такое состояние общества, когда существовавшая система социально-экономических отношений и институтов разрушается, а новая только формируется. Переходная экономика -это и состояние, и процесс перехода экономики в новое состояние в связи с кардинальным реформированием экономической системы.

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике предполагает три этапа:

- деформация старого экономического порядка, переживающего
системный кризис;

- структурная перестройка и утверждение основных характеристик
национальной модели экономики;

- стабилизация и становление новой экономической системы.

В трансформации экономики Беларуси выделяют следующие этапы:

§ 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;

§ 1996-2000 гг. - этап выхода из кризиса и осуществления рыночных реформ;

§ с 2001 г. - переход на инновационный путь устойчивого развития.

Преобразования в переходной экономике могут быть систематизированы по трем основным блокам: институциональные преобразования либерализация, макроэкономическая стабилизация. Институциональные преобразования включают в себя:

- изменение роли государства в экономике, переход от командного централизованного управления к гибкому сочетанию прямого и косвенного регулирования;

- разгосударствление и приватизация собственности;

- становление предпринимательства;

- формирование системы рынков, рыночной инфраструктуры, рыночных институтов;

- создание правовой базы новой системы хозяйствования.

Либерализация экономики предполагает следующее:

- либерализацию рынков;

- либерализацию внутренних цен;

- либерализацию внешнеэкономических связей;

- демонополизацию экономики и введение антимонопольного регулирования;

- введение института банкротства;

- создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

Макроэкономическая стабилизация заключается в осуществлении мер,

направленных на минимизацию дефицита государственного бюджета; ужесточение денежно-кредитной политики в антиинфляционных целях; изменение налоговой политики с целью сокращения льгот, развитие внебюджетных фондов и т.д.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности на основе оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции. Существенный вклад в создание негосударственного сектора в экономике страны вносит развитие малого и индивидуального предпринимательства, совместных и иностранных предприятий.

В стране существует Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Наибольшее количество предприятий-монополистов в Беларуси – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет развитие конкуренции. Антимонопольная политика государства направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке.

31. Перспективная модель национальной экономики Беларуси.Перспективная модель эк-ки РБ включает: 1.Общую соц ориентацию общества, государства, экон сис-мы

2. Построение политической и идеологической структур коституционно закрепленного, соц., демократического, правового гос-ва. 3. Приоритетное развитие человеческого потенциала.

4. Переход на инновационный, ресурсосберегающий тип воспроизводства. 5. Повышение эф-ти проз-ва и страновой конкурентоспособность. 6. интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества. 7. Следование экологическим стандартам.

Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:

- преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;

-единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

-единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

- экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;

- равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

- экономическое и социальное партнерство;

- ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

- приоритет прав граждан;

- ответственность государства перед гражданами и социальную защиту.

Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:

- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

- формирование развитого гражданского общества и самоуправления; - приоритетное развитие человеческого потенциала;

- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

- следование экологическим стандартам.

- экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

В качестве перспективной модели развития страны принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантии личных прав, свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы, ее восприимчивости к техническому прогрессу.

Наши рекомендации