Доходы и прибыль фирмы. Рентабельность
Вместе с прибылью есть понятия: валовая выручка и валовой доход.
Валовая выручка – произведение объема на рыночную цена продукции.
Валовой (общий доход) – сумма доходов фирмы, полученная от основной деятельности и от инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
Функции прибыли:
- характеризует финансовые результаты деятельности фирмы, является важным показателем эффективности работы и ??? выгоды вложения средств
- является основным источником финансирования затрат, издержек на производство и социальное развитие фирмы
- налог на прибыль является важнейшим источником дохода для государства.
Прибыль может быть определена как разность между валовым доходом и издержками производства.
Прибыль выделяют бухгалтерскую (разница валового дохода и бухгалтерских издержек) и экон (разница валового дохода, бухгалтерских издержек и экон издержек). Бухгалтерская прибыль важна для учёта затрат налогообложения амортизационных отчислений. Эконом прибыль - для общей организации ведения бизнеса.
Чистая прибыль (разница между валовой прибылью и первыми очередными платежами).
Факторы влияющие на рыночную чистую прибыль:
- объем производимой продукции
- уровень цен
- издержки производства
- налоги, величина внешних средств финансирования и уровень процентных ставок
Стимулы собственной прибыли:
- потребление: простое и расширенное производство
- накопление
- формирование резервных фондов предприятия
Рентабельность – показатель степени приращения вложенного капитала (показатель эффективности издержек или затрат)
В самом общем виде рентабельность производства определяется как отношение прибыли к объему того блага или ресурса, эффективность использования которого определялась.
Вопрос о ценообразовании на продукцию фирмы
Свободные рыночные цены, т.е. когда цена формируется под влиянием спроса и предложения.
Фиксированные:
- государственные цены
- регулируемые цены, которые регулируются государством с помощью особых методов экономического регулирования.
Доход (Q-общее кол-во):
1.общий доход TR=P*Q
2.средний доход AR=TR/Q
3.предельный доход MR=?TR/?Q
Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.
Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.
Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.
MR – предельный доход;
MC – предельные издержки
Рис. 1. Правило максимизации прибыли
Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.
В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:
P = MC.
На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.
Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).
В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.
Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo,, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.
14. Рынок: экономическая сущность, классификация, функции, рыночная инфраструктура. Преимущества и недостатки рыночной системы
Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:
- рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
- рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
- рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;
- рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.
Основными принципами функционирования рыночной системы являются:
- свобода экономической, хозяйственной деятельности;
- многообразие форм собственности;
- примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);
- рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;
- договорные отношения;
- конкуренция;
- открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).
Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.
Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.
Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:
- обеспечение взаимодействия производства и потребления;
- регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;
- стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;
- информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;
- посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;
- санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;
- социальную. Рынок дифференцирует производителей.
Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:
1) по объектам купли-продажи:
- рынок ресурсов,
- потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);
- финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;
- рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);
- рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);
- рынок духовных ценностей
2) в пространственном разрезе ( по масштабам):
- локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);
- региональные рынки;
- национальные рынки;
- международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);
- мировой рынок.
3) по механизму функционирования:
- свободный (основан на механизме свободной конкуренции);
- монополизированный;
- регулируемый государством;
4) по объемам сделок купли-продажи:
- оптовые рынки;
- мелкооптовые;
- розничные
5) в соответствии с действующим законодательством различают:
- легальный (официальный) рынок;
- нелегальный (теневой) рынок:
6) по степени насыщенности выделяют:
- равновесный (спрос и предложение совпадают);
- дефицитный (спрос превышает предложение);
- избыточный (предложение превышает спрос).
Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы.
Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную часть входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения.
Основные элементы инфраструктуры рынка:
1) ярмарка. Она представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Ярмарка может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. Сейчас развиты отраслевые ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления;
2) аукционы. Продаваемые товары (чаще всего те, которых на рынке недостаточно) достаются покупателю, который назвал максимальную цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и добровольные, которые организуются по инициативе владельцев товара. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
3) биржа – место, где заключаются сделки купли-продажи. Членами биржи могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда.
- Товарная биржа. Осуществляются сделки по продаже наличного товара на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены также сделки с обязательством поставки товара в будущем (фьючерсные контракты). В этом случае продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. Субъектами товарной биржи являются брокеры (посредники, заключающие сделки по поручению своих клиентов и получающие за это комиссионное вознаграждение) и дилеры (участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет).
- Фондовые биржи. На них обращается главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм и облигации, выпускаемые правительством, органами местного самоуправления, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения спроса и предложения на них. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основе курсовой разницы ценных бумаг называется биржевыми спекуляциями.
- Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и работниками с целью купли-продажи рабочей силы (осуществляет мероприятия по трудоустройству).
4) кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все те, кто способен мобилизовать временно свободные денежные средства. Ядро кредитной системы составляет банковская система. Она включает центральный (государственный), коммерческие, ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
5) государственные финансы. Их основу составляют государственный и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
15. Основные направление экономической деятельности государства. Методы государственного регулирования рыночной экономики
Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка должно быть направлено на достижение целей:
• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;
• обеспечение устойчивых темпов роста;
• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
• решение экологических проблем.
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.
Важной функцией государства в экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность правил поведения в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Создание общественных благ - направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который в данный момент времени позволяют ресурсы государственного бюджета.
Рынку свойственна тенденция к монополизации, что приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями. Проведение антимонопольной политики может быть возложено только на государство, которое, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство. Оно включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Государство должно обеспечить:
• регулирование внешних (побочных) эффектов при производстве товаров и услуг, что особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов, которые могут быть как отрицательными, так и положительными;
• развитие инфраструктуры экономики: производственной (энергоснабжение, транспорт, связь); институциональной (государственный аппарат управления); социальной (образование, медицина, культура; информационной. Рынок ограничивает свое участие в развитии инфраструктуры.
Государство является не только координатором и регулятором в экономике, но и субъектом предпринимательской деятельности, т.е. выпускает товары и оказывает услуги. В экономике существуют отрасли, не представляющие большого интереса для рыночных структур. Государственный сектор в экономике прежде всего связан с созданием инфраструктуры.
Государство должно осуществлять перераспределение доходов (изъятие части доходов у одних лиц и передачу этих доходов другим лицам).
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.
Государство участвует в управлении смешанной (частной и государственной) собственности через владение определенным пакетом акций акционерных обществ.
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, специальных фондов, а также юридическим и физическим лицам, местным органам власти.
Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод их регулирования. Метод подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты других. Перераспределение доходов направлено на достижение определенных социальных и экономических целей.
Рыночной экономике присущи неравномерность, цикличность развития, которые сопровождаются потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.
Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет функцию макроэкономической стабилизации экономики. Государственное регулирование направлено на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.
Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.
Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей.
К мерам государственного регулирования экономики относится и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес - совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).
Государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма.
Важнейшая функция государства - поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике. Ее важнейшая черта - постоянное внедрение новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно- технического прогресса, развитие изобретательства. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и сразу получать прибыль.
Обеспечение экологической безопасности - важная функция государства. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например в европейских странах, оценивается в 3-5 % ВВП. Государство посредством законов, налоговой политики, административных санкций принуждает предпринимателей к соблюдению природоохранных мер и экологических норм. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов.
Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы.
16. Конкуренция. Типы конкурентных рынков
Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большой доли определенного вида ограниченных ресурсов Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.
Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. (и др.)
Наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции. Идеальная совершенная конкуренция может быть устойчивой при наличии всех необходимых для ее существования условий:
1) производимые товары примерно одинаковы, т.е. опасности, что производители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свой свойствам или качеству над продукцией других фирм;
2) товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
3) затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие);
4) транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
5) вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями;
6) продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленноначнут покупать у них, а не у фирмы. решившей продавать дороже равновесной цены.
Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции. Но это лучше, чем монополия.
Под совершенной конкуренцией понимают ситуацию на рынке, когда ни одна из фирм не в силах в одиночку изменить условия формирования рыночного равновесия. Ситуация совершенной конкуренции может сложиться лишь при соблюдении определенных условий, основной смысл которых состоит в исключении неравенства экономических возможностей различных участников рынка. Если ликвидировать такое неравенство не удается, то на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, нередко рождающая различные типы монополизации рынка.
При этом имеется в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.
Все фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего, денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.
Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции. с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей коммерческой политики.
Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):
1) рынок совершенной (чистой) конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигопольный рынок;
4) рынок монополии.
Рынок совершенной конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.
При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены. В такой ситуации достоинства рыночных механизмов проявляется наиболее полно.
Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:
1) на рынке имеется много конкурирующих фирм;
2) для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
3) каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;
4) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д.
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.
Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.
Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.
Автомобильные фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер».
Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складывается самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становится крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Обычная коммерческая стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных уровне цен.
В большинстве развитых стран мира государство ведет борьбу с проявлениями монополизма на рынке. Сердцевиной антимонопольного регулирования являются ограничением власти фирм-монополистов в навязывании покупателям своих уровней цен и защита конкуренции.
17. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость
18. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции
19. Рынок земли. Рента
20. Общее равновесие и благосостояние в экономике. Распределение доходов. Неравенство. Кривая Лоренца
21. Национальный объем производства. ВВП и способы его измерения
22. Система национальных счетов и ее показатели
23. Совокупный спрос, совокупное предложение. Классическая модель рыночного равновесия. Факторы изменения рыночного равновесия
24. Потребление и сбережения. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
25. Экономическое развитие и экономический рост: показатели, факторы
26. Безработица, ее формы и показатели. Закон Оукена
27. Инфляция, сущность и виды. Причины развития инфляции. Адаптивные инфляционные ожидания (эффект Гиффена)
28. Финансовая система России
29. Государственный бюджет, его функции и уровни. Бюджет и внебюджетные фонды. Принципы и единство бюджетной системы
30. Государственный кредит и государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг
31. Налоги и налоговая система России. Кривая Лаффера. Фискальная политика.
32. Деньги и их функции. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке, факторы нарушения равновесия. Денежный мультипликатор
33. Банковская система. Функции центрального и коммерческих банков. Кредит: сущность, функции и виды.
34. Сущность мировой экономики. Международные экономические отношения: сущность и формы
35. Валюта: сущность и виды. Валютная система. Международные валютные отношения