Экономика деколонизации

Вторая мировая война нанесла смертельный удар по европей­скому империализму. Филиппины, голландская Ост-Индия, французский Индокитай и британские Бирма и Малайзия попали под временный контроль Японии. Повсюду в Азии и Африке по­ражение Франции, Бельгии и Италии и концентрация Великобри­тании на военных проблемах во многом предоставили их колони­альные владения самим себе. Некоторые зависимые страны сразу провозгласили свою независимость; в других возникли движения за независимость, которые агитировали против продолжения ко­лониального правления. Лозунги западных союзников во время войны, призывавшие к свободе и демократии во всем мире, уси­лили влияние сторонников независимости, подчеркивавших кон­траст между западными идеалами и реалиями колониализма. Они также подорвали желание европейцев нести расходы, необходи­мые для поддержания господства над другими народами. В пер­вые послевоенные годы колониальные империи временно восста­новили контроль над большинством своих бывших колоний, но их собственная послевоенная слабость, растущая сила движений за национальную независимость и амбивалентная позиция Соединен­ных Штатов привели к постепенному отказу от имперского кон­троля. В некоторых случаях колониальные регионы вели успеш­ные войны за независимость со своими бывшими метрополиями. Империалистические державы все больше приходили к понима­нию того, что лучше добровольно уступить контроль, чем идти на издержки и риски войны.

Когда Великобритания предоставила независимость Индийско­му субконтиненту в 1947 г., то появилось не одно, а два государ­ства, а затем их стало четыре. 15 августа 1947 г. получили неза­висимость Индия и Пакистан, соответственно имевшие преимуще­ственно индуистское и исламское население. В следующем году остров Цейлон также получил независимость, сменив в 1972 г. на­звание на Шри Ланка. Первоначально возникший Пакистан был разделен на две далеко отстоящие друг от друга части: Западный Пакистан на реке Инд, население которого говорило на урду, и Восточный Пакистан на реке Ганг, население которого говорило на бенгали. Представители Западного Пакистана политически до­минировали над более многочисленными восточными пакистанца­ми до 1971 г., когда последние восстали и создали независимое государство Бангладеш. Все четыре страны имели чрезвычайно плотное население, незначительные природные ресурсы и низкий уровень грамотности. Они также страдали от расовых и религиоз­ных столкновений и нестабильных, часто диктаторских прави­тельств. Большая часть рабочей силы во всех этих странах занята в низкопроизводительном сельском хозяйстве. Не удивительно, что все эти страны чрезвычайно бедны. Индия занимает несколь­ко лучшее положение. В 1960 ~ 1970-х гг. она воспользовалась

плодами «зеленой революции» в сельском хозяйстве и сейчас фактически самостоятельно обеспечивает себя продовольствием. Она также имеет более развитую промышленность. Ни одна из этих стран не придерживается социалистической доктрины, но их правительства играют существенную роль в экономике.

Бирма, переименованная в Мьянму, до войны управлялась как часть британской Индии и получила независимость от Великобри­тании в 1948 г.; Индонезия получила независимость от голланд­цев в 1949 г., а Лаос и Камбоджа, вместе с Северным Вьетна­мом — от французов в 1954 г. В 1963 г. бывшие колонии Британ­ской короны Сингапур, Саравак и Северный Борнео, объединив­шись с ранее существовавшей Малайской Федерацией, создали федерацию Малайзия, полностью самоуправляемый доминион в рамках Британского содружества. Но в 1965 г. Сингапур, насе­ленный преимущественно этническими китайцами, вышел из фе­дерации и стал независимой республикой. Филиппины, решившие стать независимыми от Соединенных Штатов перед Второй миро­вой войной, добились этой цели 4 июля 1946 г. Все эти страны, за исключением Сингапура, имеют множество общих черт, вклю­чая климат и топографию. Все они являются преимущественно аг­рарными странами, их рабочая сила разделена между крестьян­скими хозяйствами, балансирующими на уровне самообеспечения, и сельскохозяйственными плантациями, ориентированными на экспорт. Некоторые из них также имеют стратегические мине­ральные ресурсы, ценящиеся на мировых рынках; к ним относят­ся нефть Индонезии и олово Малайзии. Для всех перечисленных стран характерны низкий уровень грамотности и высокие темпы роста численности населения. Хотя они являются номинально рес­публиками, демократические силы в них слабы; большинство про­шло через длительный период диктатур. Большинство этих стран отчаянно бедны, однако Сингапур является высоко урбанизиро­ванным, относительно богатым государством с высоким уровнем грамотности. Расположенный на пересечении важных торговых путей, он смог развить передовую экономику, схожую с экономи­кой Гонконга, в основе которой лежит торговля, а также связан­ные с ней банковское дело, финансовое обслуживание и даже, в определенных пределах, промышленность.

Политическая карта Африки к концу Второй мировой войны мало отличалась от довоенной. Империалистические державы все еще управляли почти всем континентом. На поверхностный взгляд грандиозные события двух предыдущих десятилетий не оказали на континент какого-либо влияния. Однако подспудно пришли в движение мощные силы перемен, которые в течение последующих двух десятилетий полностью изменили лицо конти­нента.

Бывшая итальянская колония Ливия стала первой африкан­ской страной, получившей независимость. В 1949 г. решение об этом приняла ООН, и в конце 1951 г. возникло новое государство

16 — 5216

в форме конституционной монархии. Будущее новой страны, имевшей редкое население, скудные природные ресурсы и отста­лую экономику, было далеко не многообещающим, но западные субсидии помогли ему выжить до тех пор, пока не были открыты месторождения нефти, укрепившие его экономическую базу. В 1969 г. группа молодых армейских офицеров свергла престарело­го прозападно настроенного короля и создала фанатично национа­листическую арабскую республику, которая в 1980-х гг. оказыва­ла помощь и содействие международному терроризму.

Великобритания формально отказалась от протектората над Египтом в 1922 г., но сохранила контроль над его военной и внешней политикой. В 1952 г. военная хунта свергла праздного и склонного к сибаритству британского ставленника и установила военную диктатуру под маской республики. В 1956 г. диктатор за­ставил уйти последние британские войска, якобы охранявшие Су­эцкий канал, и вскоре после этого национализировал его. Хотя египтяне и настаивали на полной независимости для самих себя, они желали сохранить контроль над Суданом, которым управляли совместно с британцами. Однако в ходе плебисцита 1955 г. судан­цы решительно проголосовали в пользу независимой республики, которая и была провозглашена 1 января 1956 г. Имея большую территорию, но скудные ресурсы и в основном неграмотное насе­ление, Судан оказался неспособным ни к установлению демокра­тии, ни к созданию эффективно функционирующей экономики и прошел через серию военных режимов.

Французская Северная Африка была вовлечена в длительную и тяжелую борьбу за независимость. Тунис и Марокко при фран­цузском правлении сохраняли свои традиционные правительства. С другой стороны, Алжир, которым французы владели более ста лет и где было более миллиона жителей европейского происхож­дения (около 10% населения), часто воспринимался как часть соб­ственно Франции. После войны во всех трех странах возникли сильные националистические и панарабские движения. Француз­ское правительство ответило некоторыми номинальными уступка­ми для Туниса и Марокко, но пыталось еще крепче привязать Алжир к Франции. Ни один из этих вариантов политики не сра­ботал.

Франция в конечном итоге предоставила полную независи­мость Тунису и Марокко, но усилила свой контроль над Алжи­ром. Алжирцы ответили жестокой партизанской войной, начав­шейся в 1954 г., в которой они часто использовали террористичес­кие акты против европейского населения и против алжирских коллаборационистов. Французская армия, неспособная установить местопребывание руководящей верхушки восставших (которые часто искали убежища в других арабских странах) и уничтожить их, отвечала террором на террор. Правительство в Париже не да­вало армии полной поддержки и не имело твердого контроля над ней. В мае 1958 г., столкнувшись с угрозой военного переворота,

правительство Четвертой республики сложило свои полномочия в пользу генерала де Голля, который получил фактически диктатор­скую власть. Сначала казалось, что де Голль намеревался удер­жать Алжир в руках Франции, но после нескольких лет крово­пролития и бесплодных попыток достичь взаимопонимания с ал­жирскими лидерами на основе предоставления автономии в рам­ках «Французского сообщества наций» он в 1961 г. согласился на предоставление Алжиру полной независимости.

Экономика всех трех североафриканских стран носила аграр­ный характер, а их сельское хозяйство принадлежало к средизем­номорскому типу (зерновые, оливки, цитрусовые и т.д.), но они также имели залежи важных полезных ископаемых. В частности, запасы нефти и природного газа в Алжире, открытые вскоре после обретения независимости, дали стране средства для разви­тия промышленности и возможность играть свою роль в мировой политике. До обретения независимости торговые связи всех трех государств были ориентированы на Францию. Эта ориентация со­хранилась и впоследствии, хотя в 1976 г. соглашение с Европей­ским сообществом расширило их внешние рынки. Алжир экспор­тировал большую часть сжиженного природного газа в Соединен­ные Штаты.

В начале 1950-х гг. большинство наблюдателей ожидало, что потребуется срок жизни одного или более поколений, прежде чем чернокожие народы Африки получат независимость. Однако в те­чение десятилетия на месте бывших британской, французской и бельгийской империй возникло более 20 новых государств. Сила национальных движений за независимость только отчасти объяс­няет эти поразительные изменения. В равной степени важную роль играли внутренние трудности самих империалистических держав, которые отбили у них желание платить высокую цену (экономическую, политическую и моральную) за продолжение уп­равления другими народами вопреки их воле. Как только процесс освобождения начался, он стал развиваться по законам цепной ре­акции, когда каждый новый день независимости ускорял приход следующего.

После Второй мировой войны британское правительство осоз­нало, что для избежания дорогостоящих колониальных войн и полной потери экономических преимуществ империи необходимо как можно лучше подготовить своих африканских «подопечных» к самоуправлению. Подготовка началась с устройства большого числа школ, создания университетов и открытия гражданской службы для африканцев. В 1951 г. некоторую автономию получи­ли Золотой Берег и Нигерия. Британцы намеревались сделать больше, возможно, через несколько десятков лет. Однако влия­тельный лидер Золотого Берега Кваме Нкрума потребовал немед­ленной независимости и продемонстрировал намерение добиться ее, даже находясь в тюремной камере. Опасаясь всеобщего восста­ния, британцы согласились на большинство его требований, и в

1957 г. появилось государство Гана (ранее так называлась средне­вековая африканская империя), первое государство чернокожих в рамках Британского содружества. Гана также стала членом ООН. Имея перед собой такой прецедент, Нигерия добилась независи­мости уже в 1960 г., а другие бывшие британские владения после­довали ее примеру в ближайшие годы.

Парадоксально, что первые британские колонии в Африке, до­бившиеся полной независимости, находились в числе наименее развитых в экономическом и политическом отношении. Ввиду того, что они были населены почти исключительно чернокожими африканцами, у них не было проблем с белым меньшинством. Од­нако в Восточной Африке и в Родезии британские поселенцы при­обрели значительную собственность и пользовались широкими правами самоуправления. Лишенные политических прав и эконо­мических возможностей, африканцы составляли зловещее и взры­воопасное большинство, которое иногда прибегало к насилию, как, например, в 1950-х гг. в Кении, где представителями движе­ния «Мау-мау» были совершены террористические акты.

К 1965 г. Великобритания предоставила независимость всем своим африканским колониям, кроме Южной Родезии (или про­сто Родезии, как она стала называться после того, как Северная Родезия стала Замбией в 1964 г.). Это исключение было связано с тем, что белое население Родезии отказалось предоставить рав­ный статус своим черным согражданам, которые количественно во много раз превосходили белых. В 1965 г. правительство Яна Смита, в котором преобладали белые, в одностороннем порядке провозгласило независимость (это был первый случай такого рода в Британской империи после 1776 г.). ООН попыталась ввести экономические санкции против нее, но Родезия, при некоторой помощи Южной Африки и Португалии, успешно противостояла им в течение нескольких лет. Наконец, в 1979 г., после проведе­ния свободных выборов, черное большинство одержало триум­фальную победу и переименовало страну в Зимбабве.

Провозглашая в 1958 г. конституцию Пятой республики, де Гол ль предложил французским колониям, кроме Алжира, воз­можность немедленно получить независимость или же автономию в рамках Французского сообщества, с правом отделения в любое время. Хотя де Голль понимал, что удерживать колонии против их воли может оказаться невозможным, эти весьма либеральные предложения находились в резком контрасте с тупым упрямством и слепотой прежней французской колониальной политики. Из 15 колоний Черной Африки (включая Мадагаскар) только Гви­нея, ведомая коммунистом Секу Туре, выбрала независимость. Другие создали свои собственные правительства, но позволили Франции сохранить контроль над военной и внешней политикой в обмен на экономическую и техническую помощь. В 1960 г. про­изошли дальнейшие конституционные изменения, которые дали им полную независимость и в то же время обеспечили им особые

экономические привилегии. В 1963 г., согласно решению конфе­ренции в Яунде (см. ниже), аналогичные привилегии были предо­ставлены им всеми членами Европейского сообщества.

Неожиданное обретение свободы французскими колониями подвигнуло ранее мирных подданных Бельгийского Конго к вос­станиям, грабежам и требованиям от метрополии аналогичных ус­тупок. Бельгийцы не делали никаких приготовлений к предостав­лению Конго самоуправления и тем более независимости. Беспо­рядки застали их врасплох, но в начале 1960 г. бельгийское пра­вительство объявило, что Конго обретет независимость 30 июня. В спешке были организованы выборы, подготовлен проект конститу­ции, и в массе своей неграмотные конголезцы, никогда до этого не принимавшие участия в голосованиях, были призваны для выбо­ров полного штата государственных служащих. Когда этот день пришел, многие жители страны ожидали, что их благосостояние магическим образом вырастет и они станут жить так же хорошо, как раньше жили их преуспевающие хозяева. Разочарование в этих ожиданиях привело к возобновлению грабежей и бессмыс­ленных разрушений. Восстала конголезская армия, соперничаю­щие политические группы нападали одна на другую, а богатая по­лезными ископаемыми провинция Катанга пыталась отделиться от нового государства. Центральное правительство призвало на по­мощь ООН для восстановления порядка, но волнения и дикие взрывы насилия продолжали периодически потрясать страну. Только в 1965 г. военному диктатору генералу Мобуту удалось восстановить порядок. После установления контроля над страной он изменил ее название на Республику Заир.

К середине 1960-х гг. все бывшие европейские колониальные державы, за исключением Португалии, предоставили независи­мость почти всем своим азиатским и африканским колониям. Пор­тугалия презрительно отвергала все предложения, направленные на подготовку ее колоний к последующему освобождению. Одна­ко в 1974 г. переворот в Португалии сверг диктаторский режим, и новое правительство сразу же начало переговоры о предоставле­нии в следующем году независимости африканским колониям — Анголе и Мозамбику.

Хотя колониализм ушел в небытие, он оставил печальное на­следство. За некоторыми исключениями, которые преимуществен­но ограничивались регионами европейского расселения, все новые страны были отчаянно бедны. За более чем 70 лет колониализма страны Европы получили огромную выгоду от эксплуатации мине­ральных ресурсов соответствующих стран и вывоза иных товаров, но мало делились своими богатствами с африканцами. Лишь с за­позданием некоторые колониальные державы сделали определен­ные попытки дать образование своим подданным или приготовить их к ответственному самоуправлению. Тем не менее, большинство новых государств, по крайней мере, сделали вид, что следуют де­мократической форме правления, а часть из них даже предприня-

ла героические попытки достичь подлинной демократии. Однако, как и во многих других регионах мира, у них отсутствовала эко­номическая и социальная основа для создания стабильной, жизне­способной демократии. Многие бывшие колонии попали в руки однопартийных правительств, часто подверженных влиянию со­ветских или китайских коммунистов. Некоторые пали жертвой анархии и гражданских войн, в ходе которых тысячи невинных гражданских лиц, особенно детей, умерли от недоедания и болез­ней, а также от военных действий. Большинство правительств новых государств страдали неэффективностью и коррумпирован­ностью. Даже когда их намерения были благими, мало кто из них располагал необходимыми ресурсами, особенно человеческим ка­питалом, для успешного их осуществления.

Наши рекомендации