СЭЗ и их роль в мировой экономике
Идея создания свободной экономической зоны типа свободного порта возникла и реализована в 1547 году в Италии в городе Ливорно. В 18 веке некоторые европейские торговые страны постепенно объявили отдельные портовые города в своих странах свободными портами или выделили часть своей территории и создали зоны свободной торговли. До второй мировой войны в странах было создано 75 свободных портов и зон свободной торговли. Такие зоны были однофункциональными - в них был снижены экспортные и импортные пошлины, или они вообще были свободны от таможенных пошлин.
После Второй мировой войны происходит оживленный этап создания СЭЗ, как районы экспортной обрабатывающей промышленности ( Тайвань., страны Азии, Африки, Лат. Америки) К к. 70 –х годов СЭЗ -328. Постепенно получают развитие и научно- промышленные парки.
Число СЭЗ в мире увеличивается, расширяются географически и функционально- от простого торгового типа к промышленно- торговому и смешанному типу : от обмена товарами к производству товаров и изобретению новых товаров.
СЭЗ – суверенная территория государства ( государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно- экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ.
СЭЗ-часть территории нац. экономики с льготными внешнеэк. режимами для решения конкретной эк. задачи (увеличение экспорта, увеличение валютных поступлений, ускорение развития определенных видов пр-ва, формирование наукоемкого сектора, привлечение недостающего капитала.)
СЭЗ - часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
-благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
-развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
-существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал
СЭЗ различаются: 1) по функциям (склады, свободные порты)
2) по размерам (фирма, склад, отдельные районы, город…).
Существует около 30 разновидностей СЭЗ. Условно СЭЗ могут быть разделены на следующие виды: А)Свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Такие зоны базируются на отмене (снижении) таможенных пошлин и экс\имп контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемые из нее. Б)Экспортные промышленные зоны. В них действует льготный торговый и таможенный режимы, налоговые льготы, льготное финансирование, в том числе для ин-го капитала. В) Банковские и страховые зоны с льготным режимом осущ-ия этих операций. Г) Технологические зоны (технополисы, технопарки), обеспечивающие разработку и внедрение современной технологии с помощью ин-х пред-ий и организаций. Д)Комплексные зоны (свободные или открытые города, особые районы и др.), ставящие перед собой комплексные задачи и использующие преимущества разных видов зон. Популярны СЭЗ, ориентированные на оказание услуг (по отдыху и туризму). Специальной формой СЭЗ стали оффшоры. Это островные образования (Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур ). Они создавались ТНК, чтобы перекачивать фин. ресурсы из развивающихся стран в развитые.
И так СЭЗ включают – свободные (открытые) порты, портовые районы, транзитные районы, открытые склады, зоны внешней торговли, свободные зоны, районы свободного экспорта, свободные торгово- промышленные районы, районы свободного предпринимательства, районы экспортной обрабатывающей промышленности, научно- промышленные парки. Все они характеризуются : беспошлинным или льготным режимом ввоза и вывоза товаров, определенной обособленностью в хозяйственном, торговом и валютно –финансовом отношении от остальной территории страны размещения СЭЗ, тесной связью с мировым рынком, льготными условиями кредитования и страхования, снижением платы за ресурсы, льготами по аренде территорий, зданий, объектов инфраструктуры, упрошенный порядок пересечения границы, въезда и выезда ин-яз граждан, в том числе безвизовый..
С админ.точки зрения СЭЗ- самоуправляемая территория, с экономической- должна обладать полной самостоятельностью.
Цели создания СЭЗ: обеспечение полной занятости рабочей силы как непосредственно в зонах, так и за пределами ее, привлечение инвестиций, особенно в СКВ, организация в зонах новых производств, продукция которых пойдет на экспорт, не ущемляя местные предприятия, работающих на внутренний рынок, стремление модернизировать устаревшую технику, получить ноу- хау, использовать собственные сырьевые ресурсы для производства экспортной продукции.
Цели отдельных СЭЗ: Открытые свободные порты, беспошлинные склады, свободные торговые зоны занимаются экспортно- импортными операциями с целью привлечения иностранного капитала для размещения внешнеторговых операций или транзитной торговли ( это способствует ех продукции, увеличению валютных доходов). Зоны экспортной обрабраб.промышленности, беспошлинные зоны, зоны свободных инвестиций – с целью использования иностр. капитала, технологий, реализации готовой продукции на мир .рынке. Научно – промышленные парки, научно- технические города – цель – привлечение передовых технологий, внедрению новейших технологий в производство.
Деятельность в СЭЗ : операции по завершению процесса производства в сфере обращения ( очистка и сушка сырьевых товаров, оклейка этикетками, расфасовка и розлив напитков в розничную тару, подбор товаров по ассортименту), по сортировке и перегрузке товаров, по подбору товарных образцов и ознакомление с ними покупателями.
Подходы к созданию СЭЗ:
1. Территориальный – льготный режим предоставляется предприятиям, расположенным на определенной территории ( чаще используется).
2. Режимный– вне зависимости от территории.
СЭЗ создаются на основе законов. Основные принципы создания правовой системы в СЭЗ : принцип суверенитета государства, принцип равноправия, согласия, взаимовыгодности, принцип льготного налогообложения, принцип соблюдения межд.права. Закон должен содержать правила, регламентирующие : 1- там.регул экспортно- импортных операций, 2- налогобл., 3- лицензирование, 4- визовое оформление, 5- имущ. отношения, 6-управление зоной и т.д.
Опыт мировой практики свидетельствует, что спешное использование СЭЗ в интересах национальной экономики удается тем странам, которые смогли «встроить» зоны в свое нац. хоз-во. К концу 20 века было примерно 2000 СЭЗ, в том числе 1000 в развитых и 1000 в развивающихся странах. Занято в них до 3 млн. человек. СЭЗ дают 10% стоимости мир. торговли, причем с 1981 по 2001 годы число СЭЗ увеличилось в 10 раз. СЭЗ созданы в Китае ( открытые порты), Бразилии, США, Венгрии, Ю. Корее и во многих других странах. В России вопрос о СЭЗ возник в к.80 –ых гг. В нач. 90-ых формально создано – 10 СЭЗ. Уже в 1992 г. регистрация этих зон- прекращена из- за их несоответствия. Примеры в России СЭЗ : «Находка», «Янтарь», «Сахалин», Калининградская область . Четкого правового режима СЭЗ. в России не существует, поскольку закон о ней до сих пор не принят. России необходимо формировать четкое законодательство в отношении СЭЗ, только тогда эффект от СЭЗ будет максимальным.
СЭЗ «Находка»
Первое конкретное предложение по созданию дальневосточных полюсов экономического роста через механизм СЭЗ высказано в проекте СЭЗ «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различного типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было принято постановление Совета Министров РСФСР
Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. осуществляющих свою деятельность в зоне. Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вывозе товаров в другие районы России таможенная пошлина взимается только стой части товаров, которая имеет иностранное происхождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» товаров освобождается от квот и лицензии.
В «Находке» активную деятельность осуществляет японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономические зоны функционируют во Вьетнаме и Малайзии.
Калининград: особая экономическая зона. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей название «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так:ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона; развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции
, трансконтинентального транзита;отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике. В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭС)..