Иные задания. Темы эссе
Наряду с традиционными формами опроса студентов и заслушивания докладов по вопросам, выносимым на практическое занятие, может быть предусмотрено написание эссе на семинарских занятиях или в качестве домашнего задания.
Эссе представляет письменную работу небольшого объема (1-2 стр.), написанную в произвольной композиции и отражающую видение студентом существа поставленной перед ним конкретной проблемы. Проблематика эссе включает вопросы, связанные с материалом первых одного из трех блоков дисциплины. Может быть выбран один из следующих порядков подготовки эссе:
- Все студенты группы выполняют эссе на общую тему.
- Группа разбивается на 3-5 подгрупп, каждая из которых разрабатывает свою тему.
- Каждый из студентов пишет эссе на индивидуальную тему.
В качестве примерных тем эссе студентам могут быть предложены следующие:
1. Цели и методологические принципы институциональной экономики.
2. Пределы применения неоклассического подхода.
3. Истоки институционализма.
4. Место и роль институциональной экономики в экономической науке.
5. Этапы развития институциональной экономики и ее структура.
6. Поведенческие предпосылки институциональной экономики.
7. Ограничения и ценность подхода старых институционалистов.
8. Сущность эволюционного подхода и его отличие от mainstream.
9. Идеи Т. Веблена и их значение для современного институционализма.
10. В чем состоит уникальный вклад Дж. Коммонса в институциональную экономику?
11. К. Маркс как институциональный экономист.
12. Изложите основные идеи французской школы “новой институциональной экономики” (О. Фавро, Л. Тевено, Р. Буайе и др.).
13. Общая характеристика теории игр, классификация игр и их возможное применение в институциональной экономической теории.
14. Экспериментальная экономика и институционализм.
15. Индивидуализм и холизм в институциональной экономике.
16. Чем отличается гибридный (контрактный) человек О. Уильямсона от экономического человека?
17. Рассмотрите поведенческие предпосылки новой институциональной экономической теории.
18. Оппортунизм, его виды и возможности предотвращения.
19. Общая характеристика институциональной структуры рыночной экономики.
20. Общая характеристика институциональной структуры командно-административной экономики.
21. Рассмотрите и сравните несколько классификаций правил. Сделайте выводы.
22. Прокомментируйте выражение: «Правила существуют для того, чтобы их нарушать».
23. Пользуясь классификацией, структурируйте правила, действующие в вашем учебном заведении.
24. Сущность и роль рутины в эволюционной теории.
25. Место концепции «привычки» в институциональной теории. Примеры развития «привычки» до уровня «института» в обществе.
26. Есть ли различия между нормами и правилами? Если да, то в чем?
27. Экономические интересы: сущность, виды и механизмы реализации.
28. Охарактеризуйте роль формальных и неформальных институтов в экономике и их взаимосвязь.
29. Режимы собственности. Сущность «трагедии общины».
30. Пути возникновения прав собственности.
31. Как объясняет Р. Коуз «теорему Коуза» в своих работах?
32. Дайте классификацию экономических теорий контрактов. В чем их различие?
33. Сущность теории самовыполняющихся контрактов. Какие факторы обеспечивают самовыполняемость контрактов?
34. Проблемы обеспечения соблюдения контрактов (правил).
35. Гаранты выполнения контрактов (правил) и их функции.
36. Сущность и типы санкций.
37. Фирма, гибрид, рынок – как типы институциональных соглашений и их выбор.
38. Экономическая сущность организации. Организация и институт. Оптимальный размер организации.
39. Охарактеризуйте основные современные парадигмы теории фирмы.
40. Рассмотрите на любом примере проблему принципала и агента, лежащую в основе функционирования организаций, и предложите варианты решения этой проблемы.
41. Вспомните из микроэкономики, как характеризуется фирма. В чем недостатки неоклассического подхода к фирме?
42. Отличительные черты эволюционной теории фирмы.
43. Охарактеризуйте нестандартные теории фирмы.
44. Проведите институциональный анализ основных типов фирм в рыночной экономике.
45. Институциональный анализ формирования вертикально интегрированных структур (на примере нефтегазового сектора и т.п.).
46. Гибридные организационные формы и их экономическая сущность.
47. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны франчайзинга, толлинга и других особых институциональных соглашений (на выбор).
48. Сущность и цели государства с точки зрения разных теоретических подходов.
49. Функции и «границы» государства.
50. Институциональная политика государства. Ее направления в РФ.
51. Модель МакГира-Олсона: модель «стационарного бандита».
52. Модель Финдли - Уилсона: государство как дискриминирующий монополист.
53. Концепция вымогательства ренты Макчисни и пути ограничения подобных злоупотреблений.
54. Сущность издержек влияния Милгрома-Робертса и способы снижения этих издержек.
55. Объясните высказывание о том, что история значима (“history matters”).
56. Охарактеризуйте субъектов и типы институциональных инноваций.
57. Экономическая сущность и проблемы компенсации в условиях институциональных изменений.
58. Группы специальных интересов и их роль в экономике.
59. Охарактеризуйте основные концепции институциональных изменений.
60. Эволюционный вариант развития институтов: достоинства и недостатки.
61. Проблемы трансплантации институтов. Каковы причины неработоспособности (дисфункциональности) трансплантируемого института?
62. Институциональное проектирование и его этапы.
63. Чем отличается адаптивная эффективность от аллокативной эффективности? Насколько, по вашему мнению, употребим термин «пригодный» институт?
64. Объясните сущность институциональной ловушки. Приведите примеры институциональных ловушек, которые имеют место быть в России.
65. Эффективность и справедливость.
По данной дисциплине учебным планом предусмотрен зачет (предполагается ответ на два вопроса).