Кризис средневековой экономики
В 1348 г. эпидемия бубонной чумы, Черная смерть, пришла в Европу из Азии. Быстро распространяясь по главным торговым путям и снимая наибольшую жатву в малых и крупных городах, она два года бушевала по всей Европе от Сицилии и Португалии до Норвегии, от Московского государства до Исландии. В некоторых городах вымерло более половины населения. В целом численность населения Европы сократилась примерно на одну треть. Более того, эпидемии вспыхивали вновь через каждые 10 или 15 лет до конца столетия. В дополнение к бедствиям чумы в XIV —XV вв. войны, как гражданские, так и международные, достигли предела интенсивности и жестокости. В ходе Столетней войны (1338—1453 гг.) между Англией и Францией огромные регионы западной Франции были опустошены в результате целенаправленной политики грабежа и разрушений, в то время как на востоке древняя Византийская империя пала под ударами турок-османов.
Черная смерть была наиболее драматичным эпизодом кризиса средневековой экономики, но она не была причиной или истоком этого кризиса. К концу XIII в. демографический рост двух или трех предыдущих столетий прекратился. В первой половине XIV в. неурожаи и голод стали все более частыми и жестокими. Из-за этого численность населения, возможно, стала сокращаться еще до 1348 г., хотя это и не доказано. Великий голод 1315 — 1317 гг. охватил всю Северную Европу от Пиренеев до России. Во Фландрии, самом населенном регионе Европы, смертность подскочила в 10 раз. Растущие перебои с поставками продовольствия вкупе с перенаселенностью городов и низким уровнем санитарии сделали население более уязвимым перед эпидемиями, самой страшной из которых была Черная смерть.
Кроме того, существуют свидетельства того, что в XIV в. произошли неблагоприятные климатические изменения. Зимы, по крайней мере в Северной Европе, стали более длинными, холодными и влажными. В Англии прекратилось выращивание винограда, в Норвегии перестали созревать хлебные злаки. Три раза Балтийское море полностью замерзало, а в Германии и Нидерландах наводнения стали более частыми и суровыми. Но как бы ни были серьезны эти причины, они вряд ли полностью объясняют застой и упадок всей экономики. Более серьезным объяснением является относительная перенаселенность по отношению к доступным ресурсам и технологиям.
К концу XIII в. прекратилась интенсивная вырубка лесов, характерная для прежних столетий. Для таких регионов, как Италия и Испания, есть данные о том, что она привела к эрозии почвы и понижению ее плодородия. В более северных регионах феодалы запрещали вырубать лес, стремясь сохранить свои охотничьи привилегии, в то время как крестьяне нуждались в лесе для
4-5216
заготовки дров и выпаса скота. Между феодалами и крестьянами возникало множество споров из-за использования лесов, которые зачастую приводили к вспышкам насилия. Ввиду того, что расчистка лесов прекратилась, в пашню обращались пастбища, вересковые пустоши и сенокосы. Это вело к падению поголовья скота, а значит, понижению содержания белков в пище и уменьшению производства навоза для удобрения почвы. Недостаток удобрений являлся постоянной проблемой в манориальной экономике, а сокращение поголовья скота только усугубило ее. Сбор зерновых падал, несмотря на расширение обрабатываемых площадей. Такие попытки повысить продуктивность, как внедрение четырехполья, более сложного севооборота и использование удобрений растительного происхождения имели определенный эффект в некоторых регионах, но внедрение этих новшеств не было достаточно быстрым, а их результат не был достаточно значительным, чтобы компенсировать убывание отдачи от истощенных земель.
В период экспансии средневековой экономики, как мы видели, среди части феодалов существовала тенденция заменять трудовые повинности денежной рентой и сдавать свои земли в аренду преуспевающим крестьянам. По мере роста численности населения и городов цены на сельскохозяйственную продукцию росли одновременно с падением заработной платы. В этих условиях многие феодалы для поддержания своих падающих доходов и для использования выгодного соотношения товарных цен и заработной платы вновь обратились к обработке своих земель, подчас увеличивая их за счет пастбищ и даже крестьянских наделов, и пытались восстановить трудовые повинности. Хотя эти попытки встретили сильное сопротивление и имели в Западной Европе лишь ограниченный успех, землевладельцы в Восточной Европе оказались достаточно сильными, чтобы добиться своих целей. В любом случае, вследствие устойчивого падения заработной платы для западно-европейских землевладельцев было экономически выгодно обрабатывать свои земли с помощью наемной рабочей силы. Даже состоятельные крестьяне могли позволить себе это, увеличивая тем самым свое богатство. Но положение большинства крестьян постепенно ухудшалось. Отчасти по этой причине, а также из-за возросших налогов социальная напряженность возрастала и иногда приводила к восстаниям, как это случилось во время великого голода 1315 — 1317 гг., когда фламандские крестьяне и рабочие поднялись против своих господ.
Черная смерть в огромной степени усилила социальную напряженность и социальные противоречия. Диспаритет между заработной платой и ценами решительно изменился. С резким падением численности городского населения и спроса на зерно и другие продукты питания цены на них тоже упали, в то время как зарплата росла из-за дефицита рабочей силы. Первой реакцией властей было введение контроля за уровнем заработной платы. Это только усилило недовольство крестьян и рабочих, которые обхо-
лили этот контроль, где это только было возможно, и восставали против него, когда предпринимались серьезные попытки обеспечить выполнение соответствующих мер. Во второй половине XIV в. восстания, революции и гражданские войны происходили по всей Европе. Не все они были вызваны введением контроля за заработной платой, но все были так или иначе связаны с резким изменением экономических условий, вызванным неурожаями, эпидемиями и войнами. В 1358 г. крестьяне по всей Франции поднялись против своих сеньоров и правительства. В Англии серия локальных восстаний предшествовала восстанию 1381 г., в котором смешение религиозных и экономических требований почти привело революционеров к триумфу. В Италии насильственных выступлений было в основном не больше, чем в период борьбы коммун за автономию в XI —XII вв., но в 1378 г. рабочие шерстяной промышленности Флоренции временно захватили контроль над городом и изгнали «толстяков» — своих хозяев. Схожие восстания крестьян или рабочих, или тех и других вместе, происходили в Германии, Испании и Португалии, Польше и России. Все они без исключения, независимо от степени их первоначального успеха, с большой жестокостью были подавлены феодалами, правительствами городов или нарождающихся национальных монархий.
Хотя-восстания редко достигали своих целей, в Западной Европе изменившиеся экономические условия принесли крестьянам свободу от манориальных уз. Несмотря на увеличение политической и военной силы правящих классов, они не смогли вернуть трудовые повинности или утвердить контроль за заработной платой, поскольку феодалы конкурировали друг с другом в привлечении крестьян для обработки своих земель на условиях либо получения заработной платы, либо выплаты ренты. В Англии после потрясений конца XIV в. подобное развитие событий породило феномен, который один автор XV в. назвал «золотым веком английского сельскохозяйственного рабочего». Реальная зарплата — т.е. отношение заработной платы к ценам на потребительские товары — была выше, чем когда-либо прежде или в будущем вплоть до XIX в. Повсюду в Западной Европе рыночные силы привели также к отказу от прикрепления крестьян к земле и к росту заработной платы и уровня жизни крестьян. Низкие цены на зерно из-за сокращения спроса со стороны городов и относительное изобилие земли способствовали подъему животноводства и переходу от зернового хозяйства к выращиванию корнеплодов и кормовых культур. Чума и связанные с ней бедствия XIV в., сколь бы ужасны они ни были, ознаменовали глубокий катарсис, который открыл дорогу новому периоду роста и развития начиная с XV в.
В Восточной Европе возобладал другой путь эволюции. Население здесь и прежде было более редким, чем в Западной Европе, города — менее многочисленными, а рыночные силы — более слабыми. После Великой чумы городская жизнь практически угасла, рынки приходили в упадок, а экономика возвращалась к
натуральному хозяйству. В этих условиях у крестьян не было альтернативы феодальной зависимости, кроме побега на незаселенные и неизвестные земли, который имел свои собственные минусы. В результате феодалы, не сдерживаемые верховной властью, поставили своих крестьян в положение крепостной зависимости, неизвестной в Западной Европе, по крайней мере, с IX в.
Города в Западной Европе, хотя и жестоко пострадавшие от чумы, выжили и впоследствии оправились от потрясения. Совокупный объем производства и торговли в начале XV в. был, вероятно, ниже, чем в начале XIV в. Однако в XV в. в различных регионах Европы началось (хотя и не одновременно) восстановление численности населения, объемов производства и торговли, и к началу XVI в. эти показатели, возможно, превзошли ранее достигнутый уровень. Тем временем произошла значительная перегруппировка сил. Ремесленные цехи, реагируя на резкое падение спроса, усилили внутренний контроль, чтобы более эффективно осуществлять картельное регулирование предложения. Они ограничили выпуск, ужесточили правила ведения операций и установили принцип, согласно которому на цеховое членство могли претендовать только сыновья и родственники мастеров. Для рационализации своих операций купцы ввели двойную бухгалтерию и другие методы финансового контроля. Компании XV в. не могли соперничать по размеру с компаниями Барди или Перуцци, но крупнейшие из них, такие как Банк Медичи во Флоренции, а также многие другие, усвоили форму организации, схожую с современными холдинг-компаниями, что сократило риск банкротства в случае краха отдельных филиалов. Ремесленники, столкнувшись с ростом заработной платы, искали новые трудосберегающие методы производства или перебирались в сельскую местность, чтобы избежать сковывающих деятельность цеховых правил.
В результате возросшей конкуренции произошли также и региональные сдвиги в производстве и торговле. Некоторые города, такие как Флоренция или Венеция, не отказались от использования военной силы для сокрушения своих врагов и расширения своего господства над соседями. Женевская ярмарка постепенно заняла то место, которое в XIV в. принадлежало ярмаркам Шампани, но затем ее позиции в конце XV в. пошатнулись вследствие конкуренции со стороны Лионской ярмарки. На севере Антверпен постепенно вытеснил Брюгге с позиций главного центра торговли с Италией. Немецкая Ганза официально оформила свой статус в 1367 г., что было отчасти обусловлено реакцией на сокращение спроса и на попытки соперников лишить ее купцов их привилегий. Почти столетие ганзейские купцы господствовали в торговле на Балтийском и Северном морях, но в конце XV в. они получили сильных конкурентов в лице голландских и английских купцов, перевозчиков и рыбаков. Итальянские города, взятые вместе, со-• храняли свое первенство в торговле, но стали уступать торговым центрам Северной Европы, что явилось предвестником последую-., щих решительных перемен XVI и XVII вв.
Глава 4
«НЕЗАПАДНЫЕ» ЭКОНОМИКИ НАКАНУНЕ ЭКСПАНСИИ ЗАПАДА
101 Европа, особенно Западная Европа, была тем регионом мира, который с XVI в. по XX в. отличался самым динамичным развитием и пережил наиболее глубокие изменения. По большому счету, именно она несет ответственность за создание современной мировой экономики, и ее взаимодействие с другими регионами мира определило характер их участия в этой экономике и время их включения в нее. Однако до XVI в. Западная Европа была лишь одним из нескольких более или менее изолированных друг от друга регионов мира. Эта глава рассказывает о других регионах мира до начала их контактов с европейцами.
Мир ислама
Ислам, последняя из великих мировых религий, возник в Аравии в VII в. Его основатель, пророк Мухаммед, до того, как стать религиозным и политическим лидером, был купцом. Ко времени своей смерти в 632 г. он объединил под своей властью фактически весь Аравийский полуостров. Вскоре после его смерти число его последователей стало увеличиваться со скоростью пустынного смерча, и в течение ста лет ислам завоевал огромную территорию, простиравшуюся от Центральной Азии через Ближний Восток и Северную Африку до Испании. После нескольких столетий относительного затишья, а затем и распада Халифата (как стала называться их империя) на несколько государств, мусульмане с XII в. вновь начали экспансию, утвердив свою религию и свои обычаи в Центральной Азии, Индии, Цейлоне, Индонезии, Анатолии и Африке южнее Сахары. К этому времени арабы составляли меньшинство среди миллионов последователей ислама. Но арабский язык, на котором была написана священная книга мусульман — Коран, был языком межнационального общения для исламской Цивилизации, хотя другие языки, особенно персидский и турецкий, также служили этой цели.
Первоначально арабы были скотоводами-кочевниками, хотя некоторые из них занимались земледелием в оазисах и основали несколько городских центров, таких как Мекка. Земли, которые
они завоевали, обладали чуть менее засушливым климатом, чем земли Аравии, но на них были расположены два древнейших очага цивилизации — долина Тигра и Евфрата и долина Нила. Здесь, как и на других территориях, мусульмане занимались ирригационным земледелием, которое в некоторых районах (например, в южной Испании) достигло высокого уровня развития и производительности. Их завоевания обеспечили им контроль над крупными городами, включая Александрию, Каир и впоследствии Константинополь, который они переименовали в Стамбул. В конце концов, ислам развился в преимущественно городскую цивилизацию, хотя многие из мусульман, включая арабов и другие народы, оставались кочевниками, разводившими лошадей, овец, коз или верблюдов — редко коров, и никогда свиней, поскольку пророк Мухаммед запретил употребление в пищу свинины.
Хотя сельскохозяйственный потенциал мусульманских территорий был ограничен, их географическое расположение давало большие возможности для развития торговли. Ядро мусульманской цивилизации лежало между Персидским заливом и Средиземным морем, и имело выход к Индийскому океану. По этим территориям также проходили великие караванные пути между Средиземноморским бассейном и Китаем. Поскольку пророк Мухаммед первоначально сам был купцом, ислам не рассматривал торговлю в качестве недостойного занятия, напротив, к купцам относились с уважением. Хотя ростовщичество было запрещено, мусульманские купцы изобрели для облегчения торговли множество сложных кредитных инструментов, включая кредитные расписки и векселя. В течение столетий арабы и другие приверженцы ислама служили в качестве посредников в торговле между Европой и Азией. Выполняя эту роль, они во многом облегчили распространение технологий. Многие технологии, открытые в Китае, включая магнитный компас и искусство изготовления бумаги, пришли в Европу через арабов. Они также ввели в сельскохозяйственную практику новые культуры, такие как рис, сахарный тростник, хлопчатник, цитрусовые и арбузы, а также другие овощи и фрукты.
Арабы путешествовали и осуществляли торговлю как по земле, так и по морю. Северная часть Индийского океана между Аравийским полуостровом и Индийским субконтинентом получила заслуженное название Аравийского моря, поскольку на нем господствовали арабские купцы и моряки, такие как легендарный Синдбад. Некоторые из них доходили даже до Китая, в чьих портах существовали колонии мусульманских купцов. Где это было возможно, мусульмане осуществляли транспортировку грузов по рекам, а также, особенно в Месопотамии, через густую сеть каналов. Для дальних перевозок по суше использовались верблюды, «корабли пустыни», в то время как лошади, мулы и ослы были задействованы для более коротких поездок. Колесный транспорт исчез со Среднего Востока в начале христианской эры и появился вновь
104 лишь в XIX в. Не были редкостью караваны из сотен, даже тысяч верблюдов.
104 Одним из принципов ислама был джихад, или священная война против неверных.
104 Отчасти этим объясняются успехи мусульман в обращении народов в свою веру, так как побежденным врагам давался выбор: перейти в новую веру или быть уничтоженными. Однако в отношении евреев и христиан мусульмане применяли другую политику. Ввиду того, что они также исповедовали монотеизм, мусульмане относились к ним толерантно и облагали их налогами (возможно, в этом заключалась еще одна причина успешного обращения в ислам членов этих сообществ). Евреи пользовались особенно большой свободой. Еврейские купцы имели родственников и агентов по всему исламскому миру от Испании до Индонезии. Многие наши знания о средневековом исламе опираются на документы каирского архива, где сохранялась каждая бумага, на которой было написано имя бога, в том числе и письма, включая деловую переписку еврейских купцов, в которых обычно содержались речевые формулы, призывавшие божественное благословение.
В результате завоеваний на территории грекоязычной Византийской империи арабы переняли многое из наследия классической Греции. В период европейского Средневековья они вместе с китайцами стали мировыми лидерами в области научной и философской мысли. Многие работы древнегреческих авторов известны нам сегодня только по арабским переводам. Современная математика основана на арабской системе счета, а алгебра была также арабским изобретением. В период интеллектуального возрождения Западной Европы в XI —XII вв. многие христианские ученые приезжали в Кордову и другие мусульманские интеллектуальные центры для изучения классической философии и науки. В то же время христианские купцы изучали мусульманскую коммерческую практику и методы ведения дел. Хотя папа римский официально запретил торговлю с мусульманами, христианские купцы — особенно венецианцы — почти не обращали внимания на этот запрет.
Османская империя
104 Среди народов, принявших ислам, были многочисленные кочевые тюркские племена Центральной Азии. Привлеченные на юг и запад богатствами Арабского халифата, они пришли сначала как захватчики и грабители, но впоследствии осели на завоеванных территориях. Один из завоевателей, известный своей жестокостью Тамерлан, в конце XIV в. покорил Персию (современный Иран). Империя Тамерлана просуществовала недолго, но в начале XVI в.
другой завоеватель, Исмаил, основал династию Сафавидов, которая правила Персией вплоть до XVIII в.
Наибольший успех в завоеваниях сопутствовал османам, наименование которых восходит к имени султана Османа (1259 — 1326 гг.). Осман отвоевал небольшую территорию на северо-западе Анатолии (Малой Азии) у Византии, которая так и не смогла полностью оправиться от завоевания ее западными крестоносцами и существования на ее землях так называемой Латинской империи (1204—1261 гг.). Османы постепенно распространили свои владения по всей Анатолии и в 1354 г. овладели небольшим плацдармом в Европе к западу от Константинополя. В 1453 г. под их натиском пал Константинополь (рис. 4.2). В XVI в. османы продолжали расширять свою территорию, аннексируя земли на Ближнем и Среднем Востоке, которые арабы ранее отобрали у Византии, а также в Северной Африке. В Европе они завоевали Грецию и Балканский полуостров и в 1683 г. достигли Вены, после чего были отброшены назад в Венгрию.
Эта обширная империя, контролируемая турками, не представляла собой единой экономики или единого рынка. Хотя между ее провинциями существовали значительные различия в климате и ресурсах, высокие транспортные издержки препятствовали подлинной экономической интеграции. В каждом регионе империи осуществлялись те виды экономической деятельности, которые преобладали там до его завоевания, а региональная специализация была незначительной. Сельское хозяйство было основным занятием подавляющего большинства подданных султана. Империя выдержала испытание временем, в отличие от своих предшественников, в силу того, что турки ввели регулярную и относительно справедливую систему налогообложения, которая обеспечивала содержание центральной правительственной бюрократии и армии. Контроль и порядок поддерживались турецкими должностными лицами, направленными в провинции и получавшими доход от определенных земель, что в некоторых отношениях напоминало средневековый европейский феодализм.
В Европе турки пользовались не вполне заслуженной репутацией людей алчных и жестоких. Однако на деле они вели себя достаточно толерантно по отношению к подданным до тех пор, пока те обеспечивали регулярную уплату налогов и не были склонны к восстаниям. Они не предпринимали больших усилий обратить в ислам подданных-христиан в Европе, кроме особого случая янычар, элитных солдат, которых в детстве отнимали у родителей-христиан и усиленно обучали в условиях жесткой военной дисциплины. К евреям тоже относились терпимо. Когда испанские монархи Фердинанд и Изабелла выслали евреев из Испании в 1492 г., многие образованные люди и умелые ремесленники были счастливы перейти на службу к султану.
Восточная Азия
107 Китайская цивилизация, истоки которой восходят к началу II тысячелетия до н. э., представляет собой один из самых ярких примеров изолированного развития. Китай лишь в очень небольшой степени подвергался иностранному — «варварскому» — влиянию; когда это случалось, инородные элементы обычно быстро ассимилировались и перенимали китайские традиции. Появлялись и исчезали династии, иногда разделенные периодами анархии и «воюющих царств», но единая китайская цивилизация в своем развитии проходила путь, который производит впечатление предопределенного. Конфуцианство (философия, а не религия) окончательно сложилось еще в V в. до н. э. Хотя процветали и другие философские и религиозные учения (даосизм и буддизм), они не составили конкуренции конфуцианству как основе китайской цивилизации. Также очень рано сложились традиции бюрократического государства, поддерживавшиеся воспитанными в конфуцианской традиции мандаринами. Теоретически император был всемогущим, и некоторые императоры действительно концентрировали в своих руках абсолютную власть, но большинство их желаний исполнялось (а часто и формировалось) мандаринами.
Колыбелью китайской цивилизации была территория по среднему течению реки Хуанхэ, где плодородные лессовые почвы, нанесенные ветром из Центральной Азии, легко поддавались обработке. Ее первой материальной базой было просо, культура, произрастающая в этом регионе в естественных условиях. Позже было начато возделывание пшеницы и ячменя, привнесенных со Среднего Востока, а еще позже — риса из Южной Азии. Китайское земледелие всегда было крайне трудоемким, напоминая этим огородничество, и в значительной мере опиралось на ирригацию. Использование рабочего скота было внедрено очень поздно. Однако около 1000 г. было начато культивирование нового сорта риса, что позволило получать два урожая в год и значительно увеличило производительность.
На базе высокопроизводительного сельского хозяйства имели место определенный рост городов и развитие ремесел. К примеру, очень высокого уровня развития достигла обработка бронзы. Очень рано в Китае появилось производство шелковых тканей. Древние римляне получали их по караванному пути через Центральную Азию — Великому шелковому пути, и Китай был известен им как Сина или Серика («страна шелка»). Фарфор также является китайским изобретением, так же как бумага и книгопечатание. (Китайцы уже использовали бумажные деньги, когда Карл Великий отчеканил первые серебряные монеты. Результатами, неудивительными с точки зрения современного экономиста, были чрезмерная эмиссия денег и инфляция. Китайцы уже испытали несколько циклов инфляции и коллапс денежной системы к тому времени, когда Запад открыл для себя бумажные деньги.)
107 Маг-108-нитный компас, впервые использованный китайцами, возможно, пришел на Запад через арабов. В целом китайцы достигли очень высокого уровня научного и технического развития по сравнению с Западом.
108 Несмотря на свои технологические и научные достижения, Китай не испытал технологического прорыва в индустриальную эру. Ремесленная продукция предназначалась для использования правительством, императорским двором и тонким слоем землевладельцев-аристократов. Крестьянские массы были слишком бедны, чтобы предъявлять рыночный спрос. Даже железо, в производстве которого Китай занимал лидирующие позиции, использовалось только для изготовления оружия и украшений, а не орудий труда. Кроме того, купцы и вообще занятие торговлей имели в конфуцианской философии очень низкий статус. Те немногие купцы, которым удавалось накопить богатство, использовали его для приобретения земли и вступления в ряды аристократии.
Тем временем, благодаря высокой рождаемости, а также плодородию земель, население Китая росло и расселялось на новые территории. По оценкам, около 600 г. оно составляло 50 млн человек; на протяжении следующих 600 лет оно удвоилось. Население расселялось вдоль реки Хуанхэ к морю и на юг до долины реки Янцзы и далее. В то время как в VII в. около трех четвертей населения жило в северном Китае, к началу XIII в. более 60% проживало в центральном и южном Китае. Для укрепления связей между этими центрами правительство соорудило сложную сеть дорог и особенно каналов. Великий канал, соединивший реки Хуанхэ и Янцзы, являлся огромным инженерным достижением. Главной целью этой транспортной сети было предоставление правительству возможности поддерживать порядок и собирать налоги и подати, но она также способствовала развитию межрегиональной торговли и привела к складыванию простейшей географической специализации труда.
108 В XIII в. произошла серия событий, которая оказала сильное влияние не только на Китай, но фактически на всю Евразию, включая Западную Европу. Это было вторжение монголов под предводительством Чингисхана, пришедших из своих земель в Монголии, к северу от Китая (рис. 4.3). Менее чем за полстолетия Чингисхан и его преемники создали самую большую из когда-либо известных империй мира, простиравшуюся от Тихого океана на востоке до Польши и Венгрии на западе. В процессе завоевания они поставили своих правителей в Центральной Азии, Китае и на Среднем Востоке. (В 1258 г. они сокрушили Арабский халифат и обратили в руины Багдад.) Хотя их имя является почти синонимом грабежа и насилия, монголы сделали то, что обычно делали варвары-завоеватели: они осели и приняли цивилизацию своих покоренных врагов. В Центральной Азии и на Среднем Востоке они приняли ислам и слились со своими тюркскими союзниками и местным населением.
108 После завоевания русских кня-109-110-жеств они, однако, не приняли православие, а сохраняли свой собственный образ жизни.
110 В Китае они выбрали средний путь: они осели и основали династию Юань (1260—1368 гг.), приняли китайские обычаи, но пытались сохранить свою этническую обособленность, что привело к падению династии через сто с небольшим лет.
110 Именно монгольского хана Хубилая, внука Чингисхана, встретил Марко Поло в своем знаменитом путешествии. К этому времени монголы закончили свои завоевания и стремились поддерживать мир и порядок во всех своих владениях. В XIII в. торговля между Средиземноморьем и Китаем процветала даже в большей степени, чем в дни Римской империи; фактически такого процветания не будет вплоть до XIX в. Другой итальянский купец, современник Марко Поло, описывал Великий шелковый путь как «совершенно безопасный и днем, и ночью».
Династия Мин (1368 — 1644 гг.) восстановила традиционные китайские обычаи (особенно это касается конфуцианства) и бюрократическую систему. Первая половина правления династии Мин была также отмечена значительным экономическим и демографическим ростом. В последние годы монгольского правления и в период восстания против ханов дороги и каналы пришли в упадок, и численность населения начала сокращаться в результате наводнений, засух и войн. Правительство предприняло энергичные меры для восстановления транспортных артерий, и с установлением мира численность населения опять стала расти; примерно к 1450 г. оно превысило 100 млн человек. В 1421 г. столица была перенесена из Нанкина на север, в Пекин, что стимулировало торговлю между севером и югом. Были освоены выращивание хлопка и производство хлопчатобумажных тканей. Более выраженной стала региональная специализация. Самым значительным явлением этого периода было начало морской торговли Китая с соседними странами. До этого китайцы предоставляли вести внешнюю торговлю иностранным купцам, но в начале эры Мин китайские купцы стали торговать с Японией, Филиппинами, Юго-Восточной Азией, полуостровом Малакка и Индонезией. В первой четверти XV в. китайский адмирал Чен Хо возглавил крупную морскую экспедицию в Индийский океан. В результате экспедиций были основаны колонии китайских поселенцев в портах Цейлона, Индии, Персидского залива, Красного моря и восточного побережья Африки. Однако в 1433 г. император неожиданно запретил дальнейшие плавания, приказал разрушить морской флот и воспретил своим подданным путешествовать за границу. Колонии были оставлены на произвол судьбы. Интересно, насколько изменился бы ход мировой истории, если бы китайцы сохраняли свое присутствие в Индийском океане, когда в конце XV в. туда пришли португальцы-
Корея и Япония развивались в кильватере китайской цивилизации, в значительной мере имитируя ее достижения. Особенно это касается Японии, которая во многом заимствовала китайскую
технологию, хотя в более 'Позднее время инкорпорирование иностранной технологии в японскую систему привело к другим результатам. Корея время от времени становилась политическим вассалом Китая. Хан Хубилай пытался осуществить вторжение в Японию из Кореи, но его флот был уничтожен тайфуном, который японцы назвали «камикадзе» («божественный ветер»). В XV — XVI вв. японские пираты грабили побережье Китая. Однако в начале XVII в., после того как сегунат Токугава укрепил свою власть, сегун, в подражание императорам династии Мин, запретил японцам заграничные путешествия (под угрозой смертной казни в случае их возвращения в страну) и строительство океанских судов.
Южная Азия
Индийский субконтинент, включающий в себя современный Пакистан, Бангладеш, Индию и Шри Ланку, занимает примерно такую же территорию, что и Европа к западу от границ бывшего СССР (рис. 4.4). Его население в этническом и языковом отношении было еще более неоднородным, чем население Европы. Ландшафты и климат различных регионов также значительно различались — от тропических муссонных лесов до выжженных пустынь и горных ледников. В течение всей своей истории от первых цивилизаций в долине Инда в III тысячелетии до н. э. здесь во множестве возникали и гибли княжества, царства и империи. Эта смена государств мало затрагивала жизнь простых людей — крестьян, за счет труда которых жили правители, за исключением случаев, когда некоторые из этих правителей с особенной жестокостью и настойчивостью стремились взимать подати и налоги.
Аборигены субконтинента, возможно, в этническом отношении были близки к коренному населению Австралии. Однако на протяжении столетий и тысячелетий к ним присоединились многочисленные мигранты и завоеватели. Большинство пришельцев — бактрийские греки, скифы, парфяне, монголы и другие — пришли с северо-запада через Персию или Афганистан, но некоторые пришли с севера — с Тибета и из Бирмы. Впоследствии, за одним значительным исключением — мусульман — эти пришельцы приняли образ жизни местных жителей и местную культуру, а также религию.
Религия имела большее влияние на экономику, чем государственное управление, но сложность этого предмета препятствует краткому его изложению. Местной религией был индуизм, который имел множество течений и гетеродоксальных сект, включая джайнов и сикхов, которые существуют и сейчас. Буддизм, зародившийся примерно в одно время с конфуцианством в Китае, был одним из вариантов индуизма.
111 Но наиболее значительного успеха
112 он добился в Китае, Корее и Японии, в то время как в Индии он практически исчез вплоть до Нового времени. В отличие от буддизма, ислам, пришедший на субконтинент в начале VIII в., сохранил свои позиции, а затем вновь обрел динамизм в XIII в. и в последующие столетия. В начале XVI в. Бабур, провозгласивший себя потомком Чингисхана, создал империю Великих Моголов в Северной Индии, которую значительно расширил его сын Акбар (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Индия около 1600 г.
И сегодня политические границы между Индией и ее соседями не отражают границ расселения представителей различных конфессий, а в прежние времена смешение религий было даже еще большим. Вражда между мусульманскими государствами Декана в
южной Индии с индуистской империей Виджьянагара способствовала тому, что в начале XVI в. португальцы смогли закрепиться и создать здесь свои базы.
Одним из каналов влияния религии на экономику была кастовая система, присущая индуизму. Касты формировались преимущественно по профессиональному признаку, но первоначально в них были, по всей видимости, и этнические элементы. Сначала существовали только четыре варны, или кастовых «сословия»: брахманы, или сословие жрецов; кшатрии, сословие воинов и правителей; вайшьи, сословие крестьян, ремесленников и купцов; и щудры - низшее сословие слуг. Однако со временем количество каст увеличивалось до тех пор, пока каждой профессии не стали соответствовать одна или несколько каст. Иерархический элемент в кастовой системе был очень сильным, с разделением по социальным и даже физическим признакам. Эндогамия внутри касты была практически абсолютной. В целом, правилом, которое управляло кастовыми отношениями, была концепция «нечистоты» в прямом и переносном смысле слова: наиболее грязные («нечистые») занятия имели самый низкий статус, причем некоторые из них были «неприкасаемыми» или даже «невидимыми» (например, те, кто стирал одежду неприкасаемых, должны были работать ночью, чтобы их никто не видел). Хотя кастовая система была, возможно, и не настолько жесткой, как ее нередко изображают, она должна была создавать барьеры как для социальной мобильности, так и для эффективного использования ресурсов. Еще одним элементом индуистской религии, неблагоприятным для экономического роста, было почитание рогатого скота — «священных коров», которые разгуливали всюду по своему усмотрению. Их убийство, равно как и употребление их мяса в пищу, было запрещено.