Великобритания выбирает свободную торговлю

Аргументы в пользу свободной торговли выдвигались еще до появления знаменитого трактата Адама Смита «Богатство наро­дов», который придал им дополнительную респектабельность.

Более того, практические соображения заставляли правительства пересматривать запреты на импорт и высокие тарифы: контрабан­да была прибыльным бизнесом в XVIII в., сокращавшим как до­ходы правительства, так и законные доходы предпринимателей. Британское правительство начало менять свои протекционистские взгляды в конце XVIII в., но вспыхнувшая Французская револю­ция и наполеоновские войны вынудили его отложить эти попыт­ки. Британская блокада континента и Континентальная система Наполеона представляли собой крайние формы вмешательства в международную торговлю.

Доводы Адама Смита в защиту свободной торговли были сформулированы на основе анализа выгод от специализации и разделения труда как между странами, так и между отдельными индивидами. Они основывались на рассмотрении абсолютных из­держек производства, например, различий в издержках производ­ства вина в Шотландии и во Франции. Давид Рикардо в трактате «Принципы политической экономии» (1819 г.) предполагал (оши­бочно), что Португалия имеет по сравнению с Англией абсолют­ные преимущества в производстве и вина, и тканей, но что отно­сительные издержки производства вина в ней меньше, чем относи­тельные издержки производства тканей. Он показал, что при таких условиях для Португалии было бы выгоднее специализиро­ваться в производстве вина и покупать ткани в Англии. Тем самым был открыт принцип сравнительных преимуществ, играю­щий фундаментальную роль в современной теории международ­ной торговли.

Аргументы и Смита, и Рикардо в защиту свободной торговли носили чисто логический характер. Для того, чтобы оказать какое-либо практическое влияние на политику, эти аргументы должны были убедить большие группы влиятельных людей в том, что свободная торговля принесет им выгоду. Одна из таких групп объединяла купцов, ведущих внешнеторговые операции. В 1820 г. группа лондонских купцов подала петицию в парламент о введе­нии свободы международной торговли. Хотя петиция не была удовлетворена, она стала свидетельством изменений в обществен­ном мнении. Примерно в то же время несколько относительно мо­лодых людей, выступавших за модернизацию и упрощение архаи­ческих процедур принятия политических решений, выдвинулись на влиятельные позиции в правящей партии тори. Среди них был Роберт Пиль, сын богатого производителя текстильных изделий, который, занимая пост министра внутренних дел, сократил число преступлений, за которые полагалась смертная казнь, с более чем 200 до примерно 100. (Он также создал столичную полицию, пер­вую в своем роде, служащие которой стали называться «бобби» или «пилеры» — сначала в насмешку, а потом с симпатией.) Дру­гим представителем так называемых «либеральных тори» был Уи­льям Хаскиссон, который как президент Торговой палаты во многом упростил систему ограничений и налогов, которые препят-

ствовали развитию международной торговли. Парламентская ре­форма 1832 г. предоставила избирательные права городскому среднему классу, большая часть которого благосклонно относи­лась к идее свободной торговли.

Главной составляющей и символом протекционистской систе­мы Соединенного королевства (которое включало с 1801 г. Ир­ландию) были так называемые Хлебные законы, устанавливаю­щие пошлины на импорт зерна. Хлебные законы имели долгую историю, но они были значительно ужесточены в конце наполео­новских войн по желанию землевладельцев, широко представлен­ных в парламенте. Рост численности населения и возрастающая урбанизация сделали самообеспечение продуктами питания факти­чески невозможным, но парламент упрямо сопротивлялся попыт­кам изменить Хлебные законы. После первых неудачных попыток отменить их или внести в них поправки, Ричард Кобден, предпри­ниматель из Манчестера, создал в 1839 г. Лигу против Хлебных законов и организовал мощную и эффективную кампанию, цель которой состояла в формировании соответствующего общественно­го мнения. В 1841 г. правительство вигов, находившееся тогда у власти, предложило сократить пошлины как на пшеницу, так и на сахар, и когда эти меры не были поддержаны, объявило новые всеобщие выборы.

До этого Хлебные законы и протекционизм не были, в общем-то, предметом партийных разногласий, поскольку землевладельцы составляли большинство и в партии тори, и в партии вигов. В предвыборной кампании виги, пытаясь составить политический капитал на общественных настроениях, направленных против Хлебных законов, выступали за их пересмотр (но не отмену), в то время как тори отстаивали статус-кво. Тори победили, но новый премьер-министр, теперь уже сэр Роберт Пиль, решился на широкий пересмотр фискальной системы, включая отмену экс­портных пошлин, отмену или сокращение многих импортных пош­лин (но не пошлин на зерно) и введение подоходного налога, призванного компенсировать потерянные доходы. Некоторые из этих мер уже были введены в действие, и правительство, возмож­но, предложило бы и сокращение тарифов на зерно, когда в 1845 г. катастрофический неурожай картофеля поразил Ирлан­дию (и в меньшей степени Шотландию), вызвав голод среди боль­шей части ирландского населения. Побуждаемый этой катастро­фой, Пиль выдвинул законопроект об отмене Хлебных законов, который, при поддержке вигов, прошел в январе 1846 г., преодо­лев сопротивление большинства членов партии тори, к которой принадлежал сам Пиль.

Следствием отмены Хлебных законов стало формирование со­временной политической системы Великобритании, которое про­должалось по крайней мере до 1914 г. Пиль, подвергнутый остра­кизму собственной партией, ушел из политики. Гладстон, один из немногих тори, которые голосовали за отмену Хлебных законов,

присоединился к вигам, став канцлером казначейства и впоследст­вии премьер-министром. Виги, позднее известные как либералы, стали партией свободной торговли и предпринимательства, в то время как тори, также известные как консерваторы, оставались партией землевладельцев, а впоследствии партией колониальных захватов.

Другим следствием отмены Хлебных законов стало устранение остатков старого «меркантилистского» законодательства, в том числе Законов о мореплавании, отмененных в 1849 г. После опре­деления позиций ведущих партий в период 1850—1860-х гг., на протяжении большей части которого Гладстон занимал пост кан­цлера казначейства, в Великобритании утвердилась бескомпро­миссная политика свободной торговли. После 1860 г. сохранялось очень малое число импортных пошлин, но и те служили исключи­тельно для пополнения государственной казны; ими облагались такие товары, не производившиеся в Великобритании, как ко­ньяк, вино, табак, кофе, чай и перец. Примечательно, что, хотя большинство пошлин было отменено, а ставки оставшихся были сокращены, рост объемов торговли был настолько велик, что та­моженные доходы в 1860 г. были даже больше, чем в 1842 г.

Наши рекомендации