Аргументы в пользу закона
1. Реакция производителя на стимулы, посылаемые рынком (с ростом цены растет выручка).
2. Растут затраты на производство на каждую дополнительную единицу продукта, следовательно, растут цены.
Различают действия ценовых факторов, под влиянием которых происходит движение вдоль кривой (изменение величины предложения). Если действуют неценовые факторы, кривая сдвигается влево или вправо по диагонали. Экономисты называют это изменением в предложении.
Неценовые факторы предложения.
1. Цены на ресурсы, например, ресурсы стали дороже. (рис.).
S’ |
S |
P |
3. Число продавцов на рынке.
4. Цены на другие товары, производимые из тех же самых ресурсов.
5. Налоги (их рост уменьшает предложение) и дотации.
Q |
Взаимодействие спроса и предложения, цена равновесия
Е |
D |
S |
P |
Q |
Q равн |
P равн |
Цена равновесия – цена при которой, возникает соответствие спроса и предложения. Её называют также точкой согласия, потому что интересы производителей и потребителей на рынке разные, но так как они не могут существовать друг без друга в какой-то точке они должны пересекаться Существование цены равновесия можно доказать методом от противного:
D |
Е |
P |
P1 |
P равн |
P2 |
E |
A |
B |
S |
D |
F |
C |
Q равн |
2 ед. |
4 ед. |
10 ед. |
12 ед. |
Q |
При цене Р1 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Образуется очередь продавцов. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.
2. Цена ниже равновесия. Р2 = 12-2=10ед. В этом случае спрос превышает предложение (отрезок СF). Излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх.
Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
Функции цены равновесия
1. Является фактором установления рыночного равновесия
2. Позволяет ограничить потребление редких, ограниченных ресурсов: чем более редким является ресурс, тем он стоит дороже, тем меньшее количество потребителей согласятся его купить по этой цене.
3. Является мотивацией для производства, так как с ростом цены растёт выручка.
Эластичность спроса и предложения
В этом вопросе рассматривается количественная взаимосвязь между изменением цены и спросом и предложением.
Эластичность характеризует степень влияния или реакции на изменение цены, а также других факторов влияющих на спрос и предложение. Измеряется эластичность с помощью коэффициента эластичности (точечная эластичность);
(дуговая эластичность).
Эластичность спроса
Эластичность спроса по цене показывает на сколько меняется спрос при изменении цены на 1%
Варианты эластичности спроса по цене
А) – эластичный спрос
Q |
Q2 |
Q1 |
P |
P1 |
P2 |
D |
Б) – неэластичный спрос
Q |
Q2 |
Q1 |
P1 |
P2 |
D |
P |
D |
P |
Q |
Пример: товары первой необходимости |
P |
Q |
D |
Пример: Рынок предметов роскоши |
P |
Q |
D |
Факторы ценовой эластичности спроса
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие:
1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
2) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны.
4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Эластичность спроса по доходу
Кроме эластичности спроса по цене, важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):
Еd=DQ/Q/DI/I
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Еi> 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Еi > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Но возможна и противоположная ситуация, когда значение Еi отрицательно (Ei<0). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т.п.), т.е. те товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.
Перекрестная (взаимная эластичность)
Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:
Ecross=DQa/Qa/DPв/Рв,
Где Qа – объем спроса на товар А; Рв – цена товара В.
Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Если Еcross больше 0, т.е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, подорожавший рис заменять более дешевым картофелем.
Если Еcross меньше 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на ботинки уменьшает спрос на шнурки.
Наконец, товары могут быть индифференты друг к другу (Еcross=0), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.
Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на о
дин процент
Ер = DQ/Q/DP/P
Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1) мобильность факторов производства: как легко их можно привлечь из других сфер (грузовой автотранспорт) – при сборе и доставке урожая на рынок поставщики с/х продукции конкурируют между собой, повышая цены на грузоперевозки. Транспортные компании следят за конъюнктурой и если цены растут, мобильность будет уменьшаться.
Пример менее мобильных ресурсов – нефть и нефтепродукты. Цены на нефть растут, а число буровых вышек, лист для бурения растет очень медленно.
2 фактор – время: на долгосрочном интервале эластичность предложения будет выше.