Тема 7. Теория потребительского поведения

1. Общая и предельная полезность, их графики. Закон убывающей предельной полезности. Функция полезности.

2. Основные постулаты теории поведения потребителя.

3. Положение равновесия потребителя в кардиналистской теории.

4. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности.

5. Потребительский излишек. Кривые "доход - потребление", "цена - потребление". Кривые Энгеля.

6. Эффекты дохода и замещения в интерпретации Е. Слуцкого и Дж. Хикса.

7. Компенсирующее изменение. Благосостояние потребителя и экономическая политика.

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Изменился ли бы парадокс воды и алмазов, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? Алмазы в воду?

4. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 150, 100, 50. б) 200, 300, 400, 500;

в) 200, 200, 200, 200; г) 200, 250,270, 280;

д) 200, 150, 150, 150.

5. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе; г) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной; д) является величиной отрицательной.

6. Функция полезности U = 5ij, где i — количество яблок, j — количество конфет. Найдите предельную полезность яблок в наборе (2; 3).

7. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения?

8. Представителями австрийской школы, в рамках которой развивалась кардиналистская теория полезности, являются:

а) Г.Госсен; в) Е. Бем-Баверк;

б) К.Менгер; г) Й.Шумпетер

9. Для того, чтобы максимизировать удовольствие от потребления пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем, когда потребность резко увеличится, удовлетворить ее, получив большое удовольствие". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

10. Покажите графически, как изменится положение бюджетной линии в следующих ситуациях:

а) доход увеличится (понизится); б) цена товара Х, находящегося на горизонтальной оси, понизилась (выросла); в) цена на товар Y, находящегося на вертикальной оси, понизилась (выросла); г) цены на оба товара пропорционально возросли (понизились); д) доход и цены увеличились (уменьшились) в одинаковое количество раз.

11. Чем определяется форма и местоположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

12. Объясните: почему точка касания бюджетной линии с кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия; почему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной.

13. Как изменится потребительский выбор, если уровень дохода потребителя останется неизменным, а уровень цен поднимется? Если наоборот?

14. На графике показаны бюджетная прямая и карта кривых безразличия. Как должна измениться цена блага Х, чтобы потребитель при неизменном бюджете мог увеличить свое благосостояние, повысив его до уровня U2? Какой минимальный потребительский набор сможет при этом приобрести покупатель?

Тема 7. Теория потребительского поведения - student2.ru

15. Действительно ли то, что:

а) эффект дохода состоит в том, что в результате снижения цены потребитель становится относительно богаче;

б) эффект замещения состоит в том, что в результате изменения цены потребитель изменяет структуру поведения.

16. Абдулла и Касым отправились на базар. Абдулла больше любит яблоки, чем груши, а виноград - больше, чем яблоки. Касым не ест яблоки, а груши предпочитает винограду. Постройте их карты безразличия для каждой пары товаров.

17. Перечислите сходства и различия изученных Вами теорий потребления.

18. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Цена журнала - 15 руб., а цена кассеты - 75 руб. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов;

г) изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.

д) можете ли Вы установить, максимизирует ли студент полезность?

е) какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

ж) рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?

з) при какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

Кол-во Журналы Кассеты
Полезность (ютили) Предельная полезность MU/P Полезность (ютили) Предельная полезность MU/P
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

19. В положении равновесия Дима потребляет 2 кг помидоров по цене 3 рубля за кг и 4 кг груш по цене 5 рублей за кг. Чему равна для него предельная норма замены помидоров грушами?

а) 2/4, б) 1/4, в) 3/5, г) 5/3?

20. Функция полезности U = ху. Найдите предельную норму замещения для набора (2; 5).

21. Функция полезности U = ху, доход потребителя - 24, цены продуктов Х и У равны 2 и З соответственно. Найдите равновесный набор.

22. Количество хлеба в наборе равно 10, масла - 12. Предельная полезность хлеба - 40, масла - 50. Цена хлеба - 2, масла - 6. Каким будет улучшенный набор?

23. Функция полезности U = ху, цена продукта У равна единице, доход потребителя равен 60. Постройте кривую «цена — потребление» и кривую спроса на товар Х.

24. Потребитель весь свой доход расходует на приобретение товаров Х и У. Изобразите графически воздействие понижения цены товара Х на благосостояние потребителя и покажите составляющие этого воздействия: эффекты замещения и дохода.

Наши рекомендации