Основные признаки несовершенной конкуренции

- А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие.

- Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах: чистая монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

- Монополию отличают следующие черты:

1. На рынке товара или услуги доминирует один хозяйствующий субъект.

2. Данный хозяйствующий субъект обладает монопольной властью, защищенной барьерами, препятствует входу других фирм.

3. Стремление к монопольной власти есть естественное стремление каждого экономического субъекта (в том числе государства) упрочить свои позиции в системе отношений собственности.

4. Монополия, преследуя свои цели, ведет к потерям благосостояния.

- Антимонопольная политикапредставляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

Цели антимонопольной политики государства:

• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов – то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния;

• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действия:

• фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

-Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

- много (но не множество), несколько или одна фирма;

- наличие барьеров вступления в отрасль;

- возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;

- использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание и т.п.);

- сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования как государственного, так и внутри- и межфирменного.

Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить недобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность на рынках несовершенной конкуренции.

26) Основные положения экономической теории Дж. М. Кейнса

- Основное положение теории Кейнса - признание того, что развите экономики носит цикличный характер,

-Кейнс приходит к выводу, что главным фактором экономики является совокупный спрос, роль которого, как сам он писал, недооценивалась предшествующими экономистами, прежде всего классиками, как старыми, так и новыми. Поэтому основу всей кейнсианской теории составляет концепция «эффективного спроса».

-Совокупный спрос влияет на объем производства, динамику национального дохода, объем занятости.

- Государство должно активно стабилизировать экономику путем увеличения или уменьшения спроса (потребительского и инвестиционного), применяя инструменты как денежно-кредитной политики (в первую очередь - снижение процентной ставки), так и налогово-бюджетной политики (финансирование частных компаний из госбюджета и манипулирование ставкой налога).

- Значение кейнсианской теории заключается в следующем:

1. Кейнс положил начало новому направлению в экономической науке, которое продолжает уточняться и углубляться по сей день. Он перешел в анализе экономических процессов с микроуровня на макроуровень. Его теория - это макроэкономическая теория.

2. Предложен новый подход к регулированию производства и занятости в обществе с помощью государства, показана роль государства как очень активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической жизни общества.

3. Дж. Кейнс нашел взаимосвязь между психологией поведения человека и реальными экономическими процессами, обозначил взаимосвязь между склонностью людей к сбережениям и инвестициями в экономику.

4. Теория Дж. Кейнса дала многим государствам конкретные рекомендации по организации экономического процесса, имела прямой выход на практику.

27) Эффективный спрос в концепции Д. Кейнса.

-Эффективный спрос, по Кейнсу, — это действительно предъяв­ляемый, а не потенциальный платежеспособный спрос.

-По мнению Кейнса, уровень занятости обусловлен динамикой эффективного спроса. Именно его недостаточность является причиной возникновения неполной занятости и циклических колебаний. Характерно, что дефицит спроса является следствием роста экономики и доходов

- Термином эффективный спрос Кейнс обозначает определённое состояние совокупного спроса. Эффективный спрос – это, во-первых, действительный спрос, в отличие от потенциального, поскольку потенциальный включает сбережения. Во-вторых, эффективный спрос количественно равен, с одной стороны, совокупной выручке, которую предприниматели рассчитывают получить в соответствии с тем уровнем занятости, какой они решают предоставить, а с другой стороны – сумме совокупных расходов на потребление и инвестиции. И в-третьих, эффективный спрос – это такое значение функции совокупного спроса, которая соответствует уровню занятости, при котором предприниматели рассчитывают на получение максимальной прибыли.

Основные признаки несовершенной конкуренции - student2.ru

28) теория мультипликационного процесса д кейнса

- Мультипликатор выражает количественную связь между приростом инвестиций и прирос­том дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов.

-Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации.

- Величина мультипликации — это не производственный эффект инвестиций, а результат прироста доходов и соответственно спроса в инвестиционных и сопряженных с ними отраслях.

-Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Чем больше часть дохода, идущая на потребление, тем сильнее действует мультипликатор. Напротив, мультипликатор и прирост сбережений находятся в об­ратно пропорциональной зависимости

-Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих фак­торов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса.

-Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C+S=1.

Наши рекомендации