Политика конкурентоспособности региона
В общепризнанном научном труде «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что «стимулирование, приложение усилий, настойчивость, обновление и особенно ¾ конкуренция ¾ это источники экономического прогресса для любой страны и основа для повышения эффективности производственной деятельности и удовлетворения потребностей ее граждан»1.
Усиление конкурентных отношений между регионами ¾ фактор, повышающий общий конкурентоспособный потенциал страны и, более того, содействующий выравниванию уровней развития регионов. В то же время необходимо согласиться с точкой зрения А. Г. Гранберга2, что «для справедливой межрегиональной конкуренции может быть оправданной региональная дифференциация экономических регуляторов, учитывающая объективное неравенство условий жизни и хозяйствования».
Достижение цели повышения конкурентоспособности, на наш взгляд, определяется наличием, созданием и степенью реализации конкурентных преимуществ региона, т. е. факторами конкурентоспособности. М. Портер справедливо отмечает, что конкурентные преимущества надо создавать, развивать, совершенствовать.
Конкурентоспособность страны, региона представляет собой сложную, многогранную, динамичную категорию, а факторы конкурентоспособности, таким образом, характеризуются комплексностью, системностью. Поэтому весьма убедительной выглядит концепция так называемой системной конкурентоспособности3, согласно которой «конкурентоспособность ¾ активное состояние экономической системы, когда формируются ее конкурентные преимущества, ¾ является основой для развития общества, которое выступает не как сообщество отдельных экономических субъектов (предпринимателей), а как единый и цельный организм, где экономическими агентами наряду с хозяйствующими субъектами ¾ предприятиями ¾ выступают и государство, и политические и культурные институты, и общественные организации». Следовательно, политика конкурентоспособности, как справедливо утверждается в книге Е. Ясина и А. Яковлева. «Конкурентоспособность и модернизация российской экономики»4, ¾ это не фрагмент общей экономической политики, а сама экономическая политика; она является «интегрированной формой решения практически всего комплекса задач, отражающих национальные (региональные ¾ Авторы) интересы»5.
Таким образом, межрегиональная конкуренция в конечном счете включает в себя соревнование между политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной региональными системами и стратегиями. Успехи территорий во всех указанных сферах определяют их силу и конкурентоспособность.
Как было показано выше (см. § 7.2), конкурентоспособность региона есть способность конкурировать, т. е. некое состояние, положение региона в конкурентной среде, определяемое через показатели доли региональных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также доли имеющихся и привлекаемых в экономику ресурсов регионального, национального и мирового уровней.
Понимание сущности межрегиональной конкуренции актуализирует целесообразность овладения новыми методами повышения конкурентоспособности. Чрезвычайно актуальными становятся методы, согласующиеся с представлением региона в качестве квази-корпорации. К таковым можно отнести, например, методы регионального маркетинга.
Отечественные специалисты в области маркетинга региона (И. В. Арженовский, А. П. Панкрухин, А. М. Лавров и др.) сходятся во мнении, что основой регионального маркетинга является планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территории региона с целью принятия рациональных решений (о сегментации рынков, выборе целевого рынка, обосновании маркетинговой стратегии выхода на рынок, разработке комплекса маркетинга и др.). Повышение конкурентоспособности экономической системы региона достигается посредством применения инструментария комплекса маркетинга, в частности, с помощью установления и анализа присущих данному региону конкурентных преимуществ и недостатков; с помощью действий, направленных на продвижение положительной информации о регионе (формирование благоприятного имиджа региона) с целью создания как во внутренней, так и во внешней среде благоприятного отношения к региону, выпускаемым на его территории товарам и услугам, региональным условиям ведения бизнеса и др. Действительно, формирование благоприятного имиджа региона становится чрезвычайно важной задачей. К примеру, в Калифорнии принят акт, запрещающий курение на пляжах штата в связи с тем, что за последние годы пляжи слишком засорены окурками, а это, по мнению властей, оказывает неблагоприятное влияние на имидж штата.
Таким образом, политика региональной конкурентоспособности предполагает создание и эффективное использование необходимых факторов и методов повышения конкурентоспособности региона.
Для оценки конкурентоспособности экономики региона можно использовать следующие показатели: ВРП на душу населения региона; ВРП на одного занятого в регионе; отношение ВРП к стоимости основных фондов отраслей экономики региона; отношение инвестиций в основной капитал к ВРП; отношение экспорта региона к ВРП; уровень рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) предприятий и организаций промышленности региона; объем платных услуг на душу населения региона; отношение числа малых предприятий региона к численности экономически активного населения; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; уровень безработицы в регионе.
Мы не исключаем возможности применения и других показателей, характеризующих конкурентоспособность региона, считая, что выбор того или иного показателя зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой исследователь.
Осуществленный нами выбор показателей, описывающих конкурентоспособность экономики, направлен на оценку исследуемой категории с точки зрения степени реализации регионом его конкурентных преимуществ.
Перечисленные выше десять показателей были рассчитаны на основе данных Росстата и послужили базой для построения рейтинга конкурентоспособности экономики 79 субъектов РФ6 в 2000 г. Методика построения такого рейтинга основывается на применении трех подходов.
Первый подход опирается на ранжирование регионов по каждому показателю и определение среднего из 10 полученных регионом рангов. В результате региону присваивается итоговый ранг в рейтинге, что выражается формулой
(7.1)
где PIj ¾ совокупный ранг j-го региона по первому методу;
Рij ¾ ранг по i-му показателю j-го региона;
N ¾ число показателей;
i ¾ номер показателя, 1 ≤ i ≤ 10;
j ¾ номер региона, 1 ≤ j ≤ 79.
Второй подход подразумевает прямое суммирование значений каждого показателя, представленных в виде процентного отклонения по отношению к аналогичным средним по России величинам, и выражается следующей формулой:
(7.2)
где КIIj ¾ интегральный показатель конкурентоспособности экономики j-го региона по второму подходу;
Uij ¾ значение i-го показателя j-го региона;
Uicp ¾ среднероссийское значение i-го показателя;
N ¾ число показателей;
i ¾ номер показателя, 1 ≤ i ≤ 10;
j ¾ номер региона, 1 ≤ j ≤ 79.
Далее на основе интегрального показателя КIIj субъекту РФ присваивается ранг PIIj. Результаты ранжирования позволяют выделить 35 субъектов РФ с конкурентоспособной экономикой, для которых значение интегрального показателя превышает среднее по Российской Федерации.
Третий подход выражается следующей формулой:
(7.3)
где KIIIj ¾ интегральный показатель конкурентоспособности экономики j-го региона по третьему подходу;
Uij ¾ значение i-го показателя j-го региона;
Uicp ¾ среднероссийское значение i-го показателя;
ki ¾ коэффициент, присваиваемый i-му показателю;
n ¾ число показателей;
i ¾ номер показателя, 1 ≤ i ≤ 10;
j ¾ номер региона, 1 ≤ j ≤ 79.
Как видно, этот подход сочетает присвоение каждому показателю, представленному в виде процентного отклонения по отношению к аналогичным средним по Российской Федерации, весового коэффициента ki, итоговое суммирование значений и получение интегрального показателя KjIII, на основе которого каждому субъекту РФ присваивается ранг PjIII. Согласно этому подходу регионами с конкурентоспособной экономикой следует считать 34 субъекта РФ.
Для того чтобы избежать недостатков, присущих приведенным выше подходам, и, как следствие, искажения обобщенной комплексной оценки конкурентоспособности экономики субъектов РФ, предлагается совместить результаты ранжирования по первому, второму и третьему подходу в единый итоговый рейтинг путем присвоения каждому субъекту РФ итогового совокупного ранга Sj, определяемого по формуле:
(7.4)
где Sj ¾ итоговый совокупный ранг региона;
PjI ¾ ранг j-го региона по первому подходу;
PjII ¾ ранг j-го региона по второму подходу;
PjIII ¾ранг j-го региона по третьему подходу;
j ¾ номер региона, 1 ≤ j ≤ 79.
l ¾ количество применяемых подходов, l = 3.
Результаты ранжирования регионов по каждому подходу не имеют существенных расхождений (табл. 7.1).
Таблица 7.1