Проблема моделирования развития экономики региона с учетом инвестиционных процессов
Проблеме устойчивого социально-экономического развития общества уделяется достаточно большое внимание, как на общенациональном уровне, региональном, так и на уровне организации.
На уровне региона решение этой проблемы связано:
· во-первых, с созданием качественной системы стратегического планирования развития региона, реализация которого находит отражение в бюджете, а в дальнейшем в организации управления регионом, в соответствии с разработанным бюджетом [7];
· во-вторых, в кардинальном улучшении инвестиционной деятельности, направленной, прежде всего, на создание новых производственных процессов, и, как следствие, предоставление новых рабочих мест, улучшения социальной сферы региона [2, 5, 12, 21, 28];
· в-третьих, создание инструментария, позволяющего моделировать развитие экономики региона, учитывающей инвестиционную деятельность в ту или иную отрасль региона.
Такой подход базируется на реализации ряда взаимно связных функций и задач системы управления регионом: прогнозирования, планирования, математического моделирования [61, 66], информационного (статистического) и программного обеспечения [30, 34-37, 40, 47, 55].
Региональный прогноз характеризует научно-обоснованные перспективы развития экономики региона, содержащие гипотезы о направлениях развития и будущем состоянии региона в целом и отдельных его составляющих.
Экономический план характеризует макроэкономические показатели, полученные в результате развития экономики региона в условиях рынка на плановый период, и показывает за счет каких отраслей (видов продукции), они будут получены. Эти показатели и определяют общий объем налоговых поступлений доходной части бюджета, которые отражаются в финансовом плане.
Финансовый (среднесрочный)план развития экономики региона в рыночных условиях содержит: прогнозируемый общий объем доходов и расходов регионального бюджета, объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов и прочие показатели. При построении экономического и финансового плана необходимо математическое моделирование развития экономики региона.
Математическое моделирование, определяющее динамику развития экономики региона, строится, как правило, на экономико-математических моделях межотраслевого баланса (модели "затраты - выпуск". [20]), [26, 28, 35] и векторных задачах математического программирования, которые учитывали интересы - цели отдельных производителей, отраслей, потребителей и региона в целом [25, 26]. Актуальность данной проблемы, определяется также тем, что распоряжением от 14 февраля 2009 г. № 201-р Правительства Российской Федерации, подписанного Путиным В. В., начата разработка базовых таблиц "затраты - выпуск" за 2011 год. В настоящее время создано Руководство пользователя программно-технологических средств заполнения респондентами форм статистических наблюдений (для формирования таблиц «Затраты – выпуск») и внедрения их в практику управления регионом [56]. Результатом моделирования является потенциальная оценка объемов выпуска продукции (отраслей - агрегированных видов) и как следствие определение потенциальных налоговых платежей от каждого вида выпускаемой продукции. Эти налоговые платежи и определяют доходную часть бюджета региона. Реализация математического моделирования, требует определенной информационной (программной) и математической поддержки принятия решений.
Информационное (статистическое) и программное обеспечение. Оно используется при проведении практических расчетов: межотраслевого баланса с учетом внешнеэкономической деятельности; выбора агрегированных показателей развития отраслей в экономике региона. При проведении расчетов использована система программного обеспечения Matlab [18].
Целью второй части работы является анализ функционирования и организации управления экономикой региона в рыночных условиях, разработка методологии моделирования развития региона на основе межотраслевого баланса и векторной оптимизации и решения практических задач (технологий), возникающих при моделировании региональной экономики с учетом таблиц «Затраты – выпуск» и инвестиционных процессов. Модель региональной экономики направлена на увеличение объемов конечного использования (спроса) продукции всех отраслей в регионе, при этом учитывает ограничения межотраслевого баланса, ресурсных затрат и мощностей в динамике. Результаты моделирования служат основой для принятия решений по дальнейшему развитию экономики и, как следствие, доходной части бюджета региона.
Для реализации поставленной цели в этой части работе рассмотрены и преведены:
во-первых, анализ функционирования и организации управления экономикой региона в современных условиях и межотраслевых связей, представлена региональная статистика, как информационная основа для моделирования, и построения межотраслевого баланса региона (таблицы «Затраты – выпуск») (глава 5);
во-вторых, технология построения модели региональной экономики, учитывающей реальные статистические данные, экономические показатели (факторы), определяющие динамику развития региона и коэффициенты, характеризующие темпы роста этих факторов. Для автоматизации расчетов экономические показатели и коэффициенты включены в модель, которая представлена векторной задачей математического программирования. В итоге получена дискретно-динамическую модель развития экономики региона, в которой ограничения сформированы в три блока: межотраслевой баланс, блок воспроизводства на основе инвестиций, блок - ограничения, накладываемые на ресурсные и производственные мощности региона. Для решения векторной задачи линейного программирования предложены методы, основанные на нормализации критериев и принципе гарантированного результата, представленные в третьей части;
в-третьих, технология моделирования развития региональной экономики показана на примере моделирования экономики региона (Приморского края). Сначала построена численная модель региональной экономики, на основе межотраслевого баланса в рамках инвестиционного процесчса, а за тем расчет этой модели в динамике на трехлетний период в соответствии с рекомендациями Бюджетного кодекса РФ (глава 6).