НТП как фактор экономического роста
Наряду с необходимостью достижения высоких количественных показателей роста российской экономики одной из центральных проблем экономической политики является обеспечение долгосрочной устойчивости экономической динамики
Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.
Технологические инновации - один из главных факторов, обеспечивающих экономический рост.
С усложнением производства и управленческой техноструктуры своеобразной разновидностью создания предпринимательского дохода становится интеллектуальная собственность.
Технический прогресс осуществляется через реализацию нововведений в технике, технологиях, способах их создания и использования, т е. через инновационную деятельность. Усиление роли научно-технического прогресса в воспроизводственном процессе придает новое качество экономическому росту, предполагает тщательный выбор долговременной стратегии научно-инновационной и структурной политики, которые должны осуществляться с учетом своеобразия нынешнего этапа научно-технического развития России.
Каждая инновация для обеспечения экономического роста проходит такие этапы инновационного цикла, как принятие инновационного решения, внедрение в деятельность новшеств, диффузия инноваций, вызываемые этой диффузией изменения в социально-экономической системе, смена нововведения. При комплексном прогнозировании научно-технического прогресса производственной инфраструктуры главной задачей является формирование множества нововведений. Такое множество можно создать в результате последовательного осуществления их на нескольких этапах, установления приоритетов внутри множества, анализа влияния на нововведения ограничений по ресурсам, возможности реализации нововведений и т. д.
Формирование исходного множества нововведений состоит в выявлении всех возможных инноваций, которые могут быть осуществлены в данной сфере. Очевидно, что исходное множество должно включать в себя наибольшее число нововведений, осуществляемых за период прогнозирования. Выявление таких инноваций может быть произведено путем анализа различных частных прогнозов в отраслях, составляющих комплекс производственной инфраструктуры, а окончательный отбор исходного множества нововведений, как показывает опыт, может быть осуществлен только с помощью экспертов. Поэтому формирование эффективного множества нововведений состоит в сокращении исходного множества так, чтобы в нем остались те новации, внедрение которых принесет высокую эффективность.
При формировании множества эффективных нововведений могут быть использованы макромодели, локальные оценки эффективности нововведений, исключая те, которые не обеспечивают экономический рост. Для современной экономики России инновации играют жизненно важную роль как мощный фактор выхода страны из экономического кризиса. В последние пять лет отмечается существенный спад производства и об экономическом росте говорить не приходится.
Обеспечить стабилизацию и рост экономики необычайно трудно, так как падение эффективности производства во многих отраслях приобрело необратимый характер. Очевидно, что деградации подверглись основы производства, отчетливо проявляется инновационный кризис. Переломить сложившееся положение очень сложно, но необходимо. Основу позитивных преобразований может составить научно-технический прогресс.
Инновационный тип воспроизводства основного капитала предполагает такое действие, которое вносит в экономическую среду принципиально новые элементы.
Это позволяет в рамках предприятия (отрасли, национального хозяйства в целом) обеспечить воспроизводство наиболее рациональным способом, эффективно использовать ресурсы и, следовательно, добиться экономического роста. Однако в России этого не происходит в силу противоречивости становления рыночных отношений. С одной стороны, переход к рынку, свободному предпринимательству, создание конкурентной среды, ориентация на запросы потребителей стимулируют инициативную деятельность, технологические новшества и их реализацию. С другой стороны, глубокий экономический кризис, снижение инвестиционной активности, сокращение затрат на НИОКР и наукоемкие производства дезорганизуют инновационный процесс, ликвидируют стимулы к инновационной деятельности.
В этих условиях важнейшими направлениями развития инновационного процесса, обеспечивающими экономический рост, можно считать следующие.
Первое. По мере осуществления децентрализации, демонополизации и приватизации производства значительная часть усилий по инновационной деятельности сосредотачивается непосредственно на предприятии (в фирме, научно-технических центрах и т. п.).
Второе направление развития инновационного процесса в России состоит в том, чтобы по-новому организовать систему государственного регулирования сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Как показывает опыт развитых стран, децентрализованные и централизованные формы инновационной деятельности должны сочетаться в рамках целостной системы. А это предполагает координацию усилий государства, отраслей, регионов в рамках единой государственной инновационной политики, способной обеспечить использование и наращивание того научного потенциала, который создавался в течение долгих лет. Современная государственная инновационная политика включает стимулирование предпринимательских начал в инновационной деятельности, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационно-научного развития, поддержку конкуренции в сфере науки.
На макроэкономическом уровне государственная инновационная политика представляет собой систему экономических, правовых и организационных мер, обеспечивающих стимулирование инноваций во всех областях производства и коммерческой деятельности.
В России, где велика роль государственной собственности и где система НИОКР всех уровней курировалась и финансировалась государством, оптимальная инновационная система должна сочетать государственную поддержку инноваций и работу негосударственных структур. Для реализации такого подхода в государственной политике необходимо задействовать соответствующие структуры — инновационные предприятия (фирмы) в сфере исследований, реализации и внедрения новых технологий и инноваций. Эти структуры могут быть основаны на акционерной, кооперативной и государственной собственности с возможным привлечением иностранных инвесторов. Существенным элементом таких структур может стать система инновационных банков, на льготных условиях кредитующих и даже субсидирующих создание инновационных предприятий, гибкие формы государственных гарантий инвесторам кредиторам, страхование убытков при реализации инноваций. Компенсация возможных потерь осуществима при обеспечении государственной поддержки инновационной инициативы предприятия.