Методические указания к решению задачи. 1. Эффект масштаба проявляется в результате снижения затрат на производство единицы
1. Эффект масштаба проявляется в результате снижения затрат на производство единицы при выпуске больших объемов продукции определенного вида.
2. Для оценки эффекта масштаба необходимо рассчитать значение затрат труда на единицу для каждого планируемого объема выпуска двух видов продукции мирового рынка.
3. По варианту задания проводится оценка эффекта масштаба в соответствии с динамикой трудозатрат с применением табл. 9 и 10.
Таблица 9
Определение эффекта масштаба при выпуске
видеомагнитофонов для варианта 0
Страны | Объем производства, шт. | Затраты труда, ч. | Затраты труда на единицу, ч. |
США | … | … | |
Малайзия | … | … |
Таблица 10
Определение эффекта масштаба при выпуске
медицинского оборудования для варианта 0
Страны | Объем производства, шт. | Затраты труда, ч. | Затраты труда на единицу, ч. |
Россия | … | … | |
Франция | … | … |
4. Строятся графики снижения трудозатрат для каждой страны-конкурента на мировом рынке отдельно по видеомагнитофонам и медицинскому оборудованию.
5. На основе полученных результатов необходимо сделать выводы.
Задача № 4
Определите цену товаров, экспортируемых двумя странами на мировой рынок. Сделайте выводы и прогнозы относительно преимуществ каждой страны по каждой группе товаров, обращающихся на мировом рынке. Исходные данные приведены в табл. 11 и 12. Результаты решения задачи оформить в табл. 13 и сделать выводы.
Таблица 11
Товары | Страны | |||||||
Аргентина | Чили | |||||||
Затраты земли, га | Рента за пользование 1 га, д.е. | Затраты труда, ч. | Стоимость 1 часа работы, д.е. | Затраты земли, га | Рента за пользование 1 га, д.е. | Затраты труда, ч. | Стоимость 1 часа работы, д.е. | |
Кофе | 4,8 | 7,3 | 5,1 | 7,5 | ||||
Цветы | 5,0 | 7,1 | 4,7 | 6,8 | ||||
Одежда | 5,2 | 6,9 | 4,5 | 5,0 | ||||
Бытовая техника | 8,0 | 9,0 | 4,0 | 8,7 | ||||
Продолжение табл. 11 | ||||||||
Лекарства | 6,1 | 6,5 | 3,0 | 7,1 | ||||
Видеофильмы | 2,3 | 7,3 | 4,6 | 6,9 | ||||
Шоколад | 5,1 | 6,8 | 4,5 | 5,6 |
Таблица 12
Исходные данные по вариантам
Вариант | Производимая продукция | ||
кофе | цветы | одежда | |
бытовая техника | шоколад | видеофильмы | |
лекарства | видеофильмы | цветы | |
бытовая техника | кофе | лекарства | |
кофе | видеофильмы | шоколад | |
видеофильмы | одежда | лекарства | |
цветы | бытовая техника | видеофильмы | |
шоколад | цветы | одежда | |
бытовая техника | лекарства | цветы | |
видеофильмы | кофе | одежда |
Методические указания к решению задачи
1. Цена товара на мировом рынке определяется в соответствии с затратами на него основных факторов производства. Основными факторами производства являются земля и труд.
2. Величина цены каждого товара находится по формуле:
Цена = Затраты земли × Рента +
+ Затраты труда ×Стоимость 1 часа. (2)
3. Ход решения задачи и полученные результаты можно оформить следующим образом (табл. 13).
4. В соответствии с полученными результатами сделать выводы.
Задача № 5
Определить основные характеристики международного движения капитала для стран, работающих на мировом рынке капитала, и спрогнозировать движение капитала в мире на следующий период. Исходные данные приведены в табл. 14 и 15.
Таблица 14
Сведения о международном движении капитала
в 2003 году, млрд долл.
Страны | Величина импортных операций | Величина экспортных операций | Чистые продажи активов | Чистые платежи активов |
Япония | ||||
США | ||||
Франция | ||||
Испания | ||||
Дания | ||||
Россия | ||||
Вьетнам | ||||
Турция | ||||
Ирак | ||||
Индия | ||||
Афганистан | ||||
Молдавия | ||||
Китай | ||||
Канада | ||||
Австралия | ||||
Люксембург | ||||
Тунис | ||||
Марокко | ||||
Исландия | ||||
Грузия |
Таблица 15
Страны | Варианты | |||||||||
Япония | + | + | + | + | + | |||||
США | + | + | + | + | + | |||||
Франция | + | + | + | + | ||||||
Испания | + | + | + | + | ||||||
Дания | + | + | + | + | + | |||||
Россия | + | + | + | |||||||
Вьетнам | + | + | ||||||||
Турция | + | + | + | |||||||
Ирак | + | + | + | + | ||||||
Индия | + | |||||||||
Афганистан | + | + | + | |||||||
Молдавия | + | + | + | + | ||||||
Китай | + | + | ||||||||
Канада | + | + | + | + | + | + | ||||
Австралия | + | + | + | |||||||
Люксембург | + | + | ||||||||
Тунис | + | + | + | + | + | |||||
Марокко | + | + | + | |||||||
Исландия | + | + | + | |||||||
Грузия | + | + | + |
Методические указания к решению задачи
1. Анализ международного движения капитала осуществляется на основе правила Вальраса:
Стоимость импорта страны равна сумме стоимости экспорта и чистых зарубежных продаж активов и
Процентов по ним
2. Расчет производится на основе следующей формулы:
IM = X + NA + NR, (3)
где IM – импорт;
Х – экспорт;
NA – чистые продажи активов, т.е. разность проданных и купленных у иностранцев;
NR – чистые платежи процентов, т.е. разность стоимости процентов на вложенный капитал, полученных из-за рубежа и выплаченных иностранцам.
3. В соответствии с вариантом задания необходимо определить недостающие данные по группе стран, участвующих в международном движении капитала, пользуясь формулой (3).
Таблица 16
Расчет операций по движению капитала на мировом рынке для варианта 0
Страны | IM | X | NA | NR |
Япония | ? | |||
США | ? | |||
… | … | … | … | … |
Тунис | ? | |||
Всего |
4. По результатам расчетов сделать выводы и построить краткосрочные прогнозы о возможных тенденциях движения капитала на мировом рынке.