Тема: Методы валютного регулирования и валютная политика
Западные теории регулирования валютного курса. Западные теории валютного курса выполняют две функции: первая (идеологическая) направлена на обоснование жизнеспособности рыночной экономики; вторая (практическая) — состоит в разработке методов регулирования валютного курса как составной части валютной политики.
Для большинства западных теорий валютного курса характерен ряд общих черт: • отрицание теории трудовой стоимости, стоимостной основы валютного курса, товарной природы денег; • меновая концепция — преувеличение роли сферы обращения при недооценке производственных факторов. Предметом анализа являются меновые пропорции, изменяющиеся под влиянием спроса и предложения валюты. Глубинные причины таких изменений, лежащие в сфере воспроизводства, обычно остаются за рамками этих теорий. Меновая концепция проявляется в эластичном, абсорбционном, монетарном подходе западных экономистов к анализу валютного курса; • соединение количественной и номиналистической теорий денег с концепциями международного равновесия.
Основное положение номиналистической теории денег (деньги — творение государства) распространяется экономистами на валютный курс. По их мнению, валютный курс не имеет стоимостной основы, а валютный паритет устанавливается государством в зависимости от его политики. Нить их рассуждений такова: покупательная способность валют определяется ценами, цены зависят от количества денег в обращении, количество денег регламентируется центральным банком — органом правительства. Основоположник государственной теории денег немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал валютный курс как творение государства, объясняя его изменения волей правительства, отрицал стоимостную основу курсовых соотношений. Подобная подмена экономических категорий юридическими вытекает из смешения денег со счетной денежной единицей и масштабом цен.
Теория паритета покупательной способности. Эта теория базируется на номиналистической и количественной теориях денег. Ее истоки берут начало от воззрений английских экономистов Д. Юма и Д. Рикардо. Рикардо утверждал, что низкая стоимость фунта стерлингов привела к дефициту торгового баланса, «...вывоз монеты вызывается ее дешевизной и является не следствием, а причиной неблагоприятного баланса». С его точки зрения, обесценение денег — «следствие их избытка»,* а соотношение покупательной способности валют определяется количеством денег в обращении соответствующих стран. На этом постулате базируются все варианты, в том числе современные, теории паритета покупательной способности. Основные положения этой теории состоят в утверждении, что валютный курс определяется относительной стоимостью денег двух стран, которая зависит от уровня цен, а последний — от количества денег в обращении. Данная теория направлена на поиск «курса равновесия», который поддержал бы уравновешенность платежного баланса. Этим определяется ее связь с концепцией автоматического саморегулирования платежного баланса.
Наиболее полно теория паритета покупательной способности впервые была обоснована шведским экономистом Г. Касселем в 1918 г. и периодически активизируется, вызывая дискуссии (в 40-х, 60-х, в середине 70-х годов). По мнению Касселя, «в условиях нормальной торговли устанавливается такой валютный курс, который отражает соотношения между покупательной силой соответствующих валют».* Это убедительное объяснение формирования валютного курса, который действительно связан с покупательной способностью денежных единиц. Но эта теория отрицает объективную стоимостную основу валютного курса и объясняет его исходя из количественной теории денег. Ее авторы считают, что выравнивание валютного курса по покупательной способности валют осуществляется беспрепятственно под воздействием автоматически вступающих в действие факторов, поскольку изменение курсовых соотношений влияет на денежное обращение, кредит, цены, структуру внешней торговли и движение капиталов таким образом, что восстанавливается равновесие.
Развитие государственного регулирования обнаружило несостоятельность идеи стихийного рыночного хозяйства с его тезисом автоматического восстановления равновесия. В 1932 г. Кассель признал, что упустил из виду препятствия этому, создаваемые государством в международной торговле. По его мнению, утверждение, будто паритеты определяются исключительно уровнем экспортных и импортных цен, является «грубой ошибкой», а паритеты следует рассматривать как «грубый приблизительный расчет».* Дальнейшее развитие теории паритета покупательной способности шло по линии присоединения дополнительных факторов, влияющих на валютный курс и приведение его в соответствие с покупательной способностью денег. В их числе вводимые государством торговые и валютные ограничения, динамика кредита и процентных ставок. Дж. М. Кейн ввел дополнительные факторы: психологические и движение капиталов. А. Маршалл добавил понятия лага и эластичности спроса по отношению к цене (так называемый эластичный подход).
Однако основная идея о том, что валютный курс определяется соотношениями между уровнями цен двух стран, осталась без изменения в современной западной экономической науке. Например, П. Самуэльсон утверждает: изменение соотношений валютного курса «при прочих равных условиях пропорционально изменению соотношения между нашими ценами и ценами за границей».* Теория паритета покупательной способности, признавая реальную базу курса валют — покупательную способность, отрицает его стоимостную основу, преувеличивает роль стихийных рыночных факторов и недооценивает государственные методы регулирования курсовых соотношений и платежного баланса. Отсутствие целостности этой теории способствует периодическому ее возрождению. Она стала составным элементом монетаризма, сторонники которого преувеличивают роль изменений денежной массы в развитии экономики и инфляции, а также роль рыночного регулирования и отрицают государственное регулирование.
Теория регулируемой валюты. Кейнсианская теория регулируемой валюты возникла под влиянием мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., когда обнаружилась несостоятельность идей неоклассической школы, выступавшей за свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономику. В 50-60-е годы кейнсианство заняло господствующее положение в западной экономической науке. В противовес теории валютного курса, допускавшей возможность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана теория регулируемой валюты, которая представлена двумя направлениями.
Первое направление — теория подвижных паритетов или маневрируемого стандарта — разработано И. Фишером и Дж. М. Кейнсом. Американский экономист Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность денег путем маневрирования золотым паритетом денежной единицы. Его проект «эластичности» доллара был рассчитан на золотую валюту. В отличие от Фишера Кейнс защищал эластичные паритеты применительно к неразменным кредитным и бумажным деньгам, так как считал золотой стандарт пережитком прошлого. Кейнс рекомендовал снижать курс национальной валюты в целях воздействия на цены, экспорт, производство и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки. Эти рекомендации были использованы Великобританией и другими странами с 30-х годов.
Второе направление — теория курсов равновесия, или нейтральных курсов, подменяет паритет покупательной способности понятием «равновесие курса». По мнению западных экономистов, нейтральным является валютный курс, соответствующий состоянию равновесия национальной экономики. Рассматривая валютный курс лишь как воплощение меновых пропорций, зависящих от спроса и предложения валюты, авторы на основе взаимосвязи разных факторов строят системы уравнений для оценки изменений курсовых соотношений под их влиянием. На этой основе появились новые теории: • рациональных ожиданий операторов валютного рынка, которая анализирует влияние их поведения (купля или продажа определенной валюты) на курсовые соотношения; • чрезмерно повышенной реакции валютного курса на экономические события; • гипотезы «новостей» как курсообразующего фактора; • концепция портфельного баланса, которая учитывает влияние усиливающегося ныне международного движения капиталов, в частности в форме «портфеля» ценных бумаг, на валютный курс.
Теория нейтральных валютных курсов подчеркивает влияние на курс также факторов, которые не всегда могут быть измерены. В их числе таможенные пошлины, валютная спекуляция, движение «горячих» денег, политические и психологические факторы.
Теория ключевых валют. Исторической почвой возникновения этой теории явилось изменение соотношения сил в мире в пользу США на базе усиления неравномерности развития стран. В итоге второй мировой войны США заняли господствующее положение в мировом производстве, международной торговле, накопили огромные золотые резервы. В то же время экономика большинства стран Западной Европы, Японии была подорвана войной, ослабли позиции их валют, сократились золотовалютные резервы. Господствовал «долларовый голод» — нехватка долларов у стран Западной Европы и Японии. Представители теории ключевых валют — американские экономисты Дж. Вильяме (автор этого термина, появившегося в 1945 г.), А. Хансен, английские экономисты Р. Хоутри, Ф. Грэхем и др.
Сущность данной теории заключается в стремлении доказать: 1) необходимость и неизбежность деления валют на ключевые (доллар и фунт стерлингов), твердые (валюты остальных стран «группы десяти» — марка ФРГ, французский франк и т. д.) и мягкие, или «экзотические», валюты, не играющие активной роли в МЭО; 2) лидирующую роль доллара в противовес золоту (по их оценке, доллар «не хуже, а лучше золота»); 3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их национальным интересам.
Преемственность теории ключевых валют с теорией регулируемой валюты проявляется в том, что Дж. М. Кейнс еще в начале 20-х годов XX в. выступал за мировую валютную систему, основанную на двух регулируемых валютах — фунте стерлингов и долларе. Однако, защищая интересы Великобритании, которая постепенно утрачивала лидирующую роль в валютных отношениях, Кейнс критиковал в 1923 г стремление США установить долларовый стандарт.
Теория ключевых валют отражает политику гегемонии доллара в противовес золоту Американский экономист Ф. Нуссбаум назвал доллар «богом валют», выдающейся валютой, которая вытеснила золото X. Обрей утверждал, что валютная стабилизация в мире зависит от доллара как лидирующей валюты. А. Хансен выступал за демонетизацию золота и создание регулируемой мировой валютной системы, которая должна базироваться на долларе Эта идея оказала влияние на эволюцию мировой валютной системы. Теория ключевых валют явилась обоснованием принципов Бреттонвудской системы, которая базировалась на золоте и двух резервных валютах, обязывала страны — члены МВФ проводить валютную интервенцию в целях поддержки доллара, освободив США от этой заботы.
Кризис Бреттонвудской системы обнажил несостоятельность утверждений о превосходстве доллара над другими валютами. Американская валюта оказалась такой же нестабильной, как и другие национальные неразменные кредитные деньги. С 60-х годов в связи с относительным ослаблением позиций США в мировой экономике «долларовый голод» сменился «долларовым пресыщением», началось ослабление позиций доллара как резервной валюты.
Теория фиксированных паритетов и курсов. Сторонники этой теории (Дж Робинсон, Дж Бикердайк, А. Браун, Ф. Грэхем) рекомендовали режим фиксированных паритетов, допуская их изменение лишь при фундаментальном неравновесии платежного баланса. Опираясь на экономико-математические модели, они пришли к выводу, что изменения валютного курса — неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений. Эта теория оказала влияние на принципы Бреттонвудской системы, основанной на фиксированных паритетах и курсах валют. Предшественниками данной теории были номиналист Г. Кнапп и его последователи. Они выдвинули принцип договорного паритета, устанавливаемого государствами путем соглашения об обмене валют по фиксированному курсу.
Кризис Бреттонвудской системы обнажил противоречия между неокейнсианцами и неоклассиками, которые обвиняли их в неспособности справиться с экономическими и валютными кризисами, инфляцией, предлагая взамен ослабить вмешательство государства в экономику, ограничиться в основном рыночным регулированием. Сторонники монетаризма отдают предпочтение свободно колеблющимся курсам валют.
Теория плавающих валютных курсов. Представители этой теории — преимущественно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. В их числе М. Фридмен (глава Чикагской школы), Ф. Махлуп (Принстонский университет), А. Линдбек (Стокгольмский университет), Г. Джонсон (Чикагский и Лондонский университеты), Л. Эрхард, Г. Гирш, Э. Дюрр (Фрейбургская школа в ФРГ) и др. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными: • автоматическое выравнивание платежного баланса; • свободный выбор методов национальной экономической политики без внешнего давления; • сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах она приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие; • стимулирование мировой торговли; • валютный рынок лучше, чем государство, определяет курсовое соотношение валют.
По мнению монетаристов, валютный курс должен свободно колебаться под воздействием рыночного спроса и предложения, а государство не должно его регулировать. Фридмен предложил законодательно запретить валютную интервенцию, полагая, что «рынок проделает работу валютных спекулянтов намного лучше, чем правительство».* Сторонники неоклассического направления полагают возможным стабилизировать экономику путем рыночного регулирования валютного курса и превращения плавающих курсов в автоматический регулятор международных расчетов.** Идея отказа государства от регулирования валютных отношений утопична. Вопреки отрицательному подходу монетаристов к валютной интервенции на практике она периодически проводится, и преобладает «грязное» плавание курсов валют, основанное на сочетании рыночного и государственного регулирования.
Последователи этой концепции признают ее уязвимость. Например, американский экономист Г. Джонсон пришел к выводу, что реакция платежного баланса на изменения валютного курса оказывается медленной, а свободно колеблющиеся валютные курсы не могут ослабить спекулятивные потоки капиталов. По мнению Дж. Вайнера, «даже в мире свободных рыночных цен невозможно представить рынок иностранных валют, в деятельность которого государство не вмешивается прямо или косвенно. Полностью свободно колеблющиеся курсы являются, вероятно, недостижимой вещью, если определять их точно».* Тем самым признается неизбежность вмешательства государства в валютные отношения. Нестабильность плавающих валютных курсов подрывает уверенность экономических агентов. Поэтому на практике предпочтение отдано режиму регулируемых плавающих валютных курсов. Совещания «семерки» ведущих стран подтвердили этот принцип. Введено понятие пределов колебаний курсов. Биржевой кризис 1987 г. вновь (как и в середине 70-х годов) выявил необходимость коллективной валютной интервенции США, ФРГ, Японии для стабилизации доллара и других ведущих валют.
Нормативная теория валютного курса. Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами. Дж. Мид, Р. Манделл пришли к выводу, что государство не всегда может использовать их изменения, а политика валютного курса одной страны может оказывать отрицательное влияние на экономику других стран».* Американский экономист Е. Бирнбаум считает, что валютные курсы должны опираться на международные паритеты, устанавливаемые межгосударственными организациями. Его соотечественник А. Ланьи рекомендует применять коллективно регулируемые плавающие курсы валют.
Большинство идей теории плавающих курсов не реализовано: не удалось добиться автоматического уравновешивания платежных балансов, эффективной защиты от стихийного движения «горячих» денег, пресечения международного распространения инфляции. Результаты осуществления рекомендаций теоретиков лишь частично соответствуют, а порой и противоречат их прогнозируемым целям. Теоретиков и практиков тревожит отсутствие разработок фундаментальных теоретических решений стабилизации экономики, в том числе валютных отношений. Американский специалист Л. Дракер писал: «Нам нужна подлинная экономическая теория, основанная на теории стоимости».* Проявлением несостоятельности теорий валютного курса, базирующихся на концепции предельной полезности, стало обращение некоторых западных экономистов к учению К. Маркса о трудовой стоимости. С призывом переосмыслить марксистскую теорию трудовой стоимости выступили лидер неокейнсианства Дж. Робинсон, а также М. Моришама (США), П. Сраффа (Великобритания). Представители неокейнсианства и его ветви — неорикардианства стремятся к новому прочтению теории К. Маркса с учетом реальных изменений в современной рыночной экономике.
Тема: Понятие, содержание и основные концепции денежно-кредитной политики.
В экономической литературе существует множество теорий, которым присущи различные подходы к вопросу эффективности государственного регулирования экономики. Одни теории (либеральный подход) утверждают полное отстранение государства от участия в экономической деятельности, с другой стороны, есть теории, поддерживающие жесткий контроль государства над всеми макроэкономическими процессами (государственный подход, реализуемый в форме жесткого монетаризма). В этом контексте необходимо отметить, что в странах со сложившимися рыночными отношениями крайние подходы (либеральный и жесткий монетаризм) в чистом виде не наблюдаются.
Мировая практика разработки и осуществления денежно-кредитной политики показывает, что в основном она опирается на ряд концепций, разработанных в начале ХХ столетия и доказавших свою состоятельность в определенных исторических условиях. Эти концепции в экономической литературе освещены как кейнсианство, монетаризм и неоклассический синтез. В целях сопоставления этих концепций в контексте взгляда и использования денежно-кредитной политики необходимо, на наш взгляд, сопоставить их общее и единичное представление о денежно-кредитной политике.
Кейнсианская концепция берет свое начало с фундаментального труда основоположника кейнсианства Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Результаты исследования, освещенные в трудах Дж. М. Кейнса в 30-е годы ХХ столетия, послужили теоретико-методологической базой осуществленных программ макроэкономической стабилизации экономики западных стран в целом, и США в частности.
Применительно к денежно-кредитной политике основной вывод теории Кейнса сводится к тому, что если в стране существует безработица и недогрузка производственных мощностей, то следует принимать все меры, чтобы воссоединить рабочую силу со средствами производства, для чего необходимы инвестиции.
Существенный вклад в развитие теории денежно-кредитной политики внесли представители «неоклассического синтеза». Представляя собой сочетание современных неокейнсианских и неолиберальных положений и подходов с предшествовавшими им ранними теориями, а также с некоторыми постулатами классической политической экономии в рамках «неоклассического синтеза», П. Самуэльсон попытался соединить неоклассическую и кейнсианскую теорию. Объединением факторов, обеспечивающих оптимальный уровень производства, и факторов, активизирующих спрос, П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микроэкономикой и макроэкономикой. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что, когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. Он соединяет денежно-кредитную и бюджетную политику государства, считая при этом, что жесткая денежно-кредитная политика, направленная на борьбу с инфляцией, способна разрушить производство.
Сравнительный анализ «кейнсианства» и «неоклассического синтеза» показывает, что в кейнсианском подходе государство играет более значимую роль (по мнению Кейнса, развитая рыночная система утрачивает способность к саморегулированию и обязательным условием ее устойчивости является государственное регулирование). Синтез кейнсианских и неоклассических положений и подходов дал возможность П. Самуэльсону ввести понятие «смешанная экономика», под которой он понимает систему свободного предпринимательства, регулируемую государством.
Другим направлением экономической теории, придающим особую значимость деньгам, является монетаризм. Основу для их развития заложил американский экономист Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области потребления, истории и теории денег («Исследования в области количественной теории денег» (1956), «История денежной системы США, 1867-1960» (1963, в соавторстве с А. Шварцем), «Инфляция и денежные системы» (1969 г.)). Монетарная концепция М. Фридмена привела к повторному открытию денег, так как помогла бороться с повсеместно растущей инфляцией. Фридмен доказывает, что рост инфляции, вопреки утверждениям Кейнса, сопровождается не снижением, а ростом безработицы. Монетарная концепция Фридмена была принята на вооружение республиканским правительством США.
В рамках неоклассической теории развитие получила монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования. Количественная теория денег стала основой для построения монетаристской теории инфляции, устанавливающей фундаментальные и главные причины инфляции - избыток денег в обращении. Именно эта теория с узкоспециальной характеристикой остается до сих пор основой идеологии многих центральных банков и правительств.
На современном этапе развития мировой экономики международные институты относятся к монетарной политике весьма сдержанно. Например, Международный валютный фонд (МВФ) определяет два главных подхода к денежно-кредитной политике.
Первый подход основывается на проведении жесткой денежно-кредитной политики, что оправдано в условиях нестабильности национальной валюты, но нецелесообразно, когда центральным банкам удается стабилизировать темпы инфляции на относительно низких уровнях (до 6-7% в год).
Второй подход МВФ предполагает, что расширение предложения денег должно происходить исключительно за счет роста чистых международных резервов.
Обобщая обзор и теоретический анализ основных концепций денежно-кредитной политики, можно сделать следующие выводы:
- в мировой практике находят применение различные концепции денежно-кредитной политики. Разнообразие концептуальных подходов прежде всего связано с различным уровнем развития социально-экономических процессов и позволяет выбирать наиболее подходящий и адекватный подход к конкретным условиям национальной экономики;
- выбор концептуальной основы проводимой денежно-кредитной политики зависит от многих фактов и условий: от нормы инфляции, уровня безработицы, инвестиционного климата, курса национальной валюты, уровня процентных ставок, состояния платежного баланса.
Существует множество определений термина «Денежно-кредитная политика». Некоторые экономисты рассматривают денежно-кредитную политику как управление предложением денег на финансовых и валютных рынках и процентными ставками. Так, например, в трудах известных американских экономистов Фишера С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. подробно рассмотрена денежно-кредитная политика, реализуемая ФРС, методы и инструменты ее проведения, но нет четкого определения, что это такое. По мнению Э.Долана и Р.Кэмпбелл, денежно-кредитная политика – «Правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении». В «Энциклопедии банковского дела и финансов» Чарльз Дж. Вульфер определяет денежно-кредитную политику в широком смысле как любое направление политики, связанное с объемом и использованием денежной массы в обращении и включающее в себя формирование полномочий органов контроля над денежным обращением страны через центральный банк. Цель этой политики заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту».
Одни исследователи считают, что денежно-кредитная политика представляет собой набор решений Центрального банка, относящихся к денежной массе. Данная трактовка, по мнению автора, не отражает ни целей, ни задач, ни сути управления экономикой, т.е. дается обоснование лишь технической стороны проведения такой политики. Более подробное определение денежно-кредитной политики можно встретить в российских источниках, где денежно-кредитная политика представляет совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитных вложений в экономику, уровня процентных ставок и прочих показателей денежного рынка. Симановский А.Ю. определяет денежно-кредитную политику как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям. Такое определение неполно раскрывает механизм воздействия на государственное управление экономикой, поскольку исключает методы, способы, инструменты, используемые органами монетарной власти.
Иную трактовку денежно-кредитной политики можно встретить у Иришева Б.К.: «денежно-кредитная политика – это комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной системе с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса». В данной позиции автора комплекс взаимосвязанных мер рационально было бы заменить понятием стратегия или механизм, дающих более глубокую оценку действиям государства. Главная цель любой государственной политики, в том числе и денежно-кредитной – улучшение благосостояния населения. С нашей точки зрения, для успеха денежно-кредитной политики принципиально важна ее согласованность с другими направлениями социально-экономического развития, обеспечением интересов страны в системе мировых экономических связей, ее экономической безопасностью. Без такой увязки невозможно иметь долгосрочную финансовую стабильность страны.
На взгляд автора, ни одно из приведенных выше определений не может претендовать на полноту и точность формулировок. По мнению автора, денежно-кредитная политика представляет собой экономическую стратегию государства при посредничестве специальных финансово-кредитных институтов по регулированию денежного обращения и денежной массы, которая направлена на достижение наилучшего положительного экономико-социального результата, а также контроль за инфляцией, создание условий для экономического роста и формирования внешнеэкономического климата на каждом конкретном этапе общественного развития. В данном определении увязана ответственность государства и его денежных властей за результат проводимой денежно-кредитной политики в экономической и социальной сферах, во внешнеэкономической деятельности с учетом складывающейся ситуации в общественном развитии отдельно взятой страны и мирового сообщества в целом. Оно отражает реалии происходящих изменений в мире на основе глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека.
Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. При этом в каждом государстве денежно-кредитный инструментарий со временем совершенствуется и изменяется. Однако, несмотря на различие условий проведения денежно-кредитной политики, существуют общие фундаментальные принципы построения конкретных национальных систем управления. Одним из таких принципов является выбор основной цели проведения денежно-кредитной политики.
Впервые понятие «цель денежно-кредитной политики» ввел Ян Тинберген, определяя её как фиксированный количественный показатель, к достижению которого должны стремиться монетарные власти путем выбора значений инструментов. Кроме того, он составил структуру целевых переменных денежно-кредитной политики .
Таким образом, цели составляют определенную иерархическую структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и соподчинении. При этом было сформулировано основное правило экономической политики, согласно которому правительство должно иметь в своем распоряжении хотя бы столько различных средств (инструментов) экономической политики, сколько у нее целей .
Для достижения поставленных целей применяются различные методы денежно-кредитного регулирования. В зависимости от характера влияния на объекты регулирования, т.е. спрос на деньги и их предложение можно выделить следующие методы денежно-кредитного регулирования: административные (прямые); экономические (косвенные); смешанные.
1. Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений, обязательных к исполнению, норм и нормативов. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.
2. В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, то есть тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничения действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования. Переход от методов прямого администрирования к экономическим методам регулирования денежно-кредитной сферы характерно для всех индустриально развитых стран.
Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежно-кредитный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Инструментарий денежно-кредитной политики достаточно широк. Использование различных инструментов сильно варьируется в зависимости от экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны.
Инструменты денежно-кредитной политики – это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных вложений в экономику.
Основные инструменты, которыми располагает современный центральный банк, включает: – установление прямых лимитов кредитования; – прямое регулирование депозитных и кредитных процентных ставок; – интервенции на валютном рынке; – регулирование официальных резервных требований; – регулирование официальной учетной ставкой процента; – операции на открытом рынке. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает Центральный банк на том или ином этапе развития страны.
В настоящее время в Республике Беларусь инфляция остается на высоком уровне. В 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. прирост ИПЦ составил 16,2%. Вместе с тем, низкая инфляция является важнейшим условием для достижения поставленных целей социально-экономического развития страны, обеспечения сбалансированного роста экономики, повышения конкурентоспособности производства и качества жизни населения. Поэтому снижение и стабилизация темпов роста цен должны стать одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики Республики Беларусь на современном этапе. Учитывая, что в долгосрочном периоде инфляция является денежным феноменом, решающую роль в управлении динамикой цен в экономике должна играть денежно-кредитная политика.
Поскольку Национальный банк Республики Беларусь, как и центральный банк любой другой страны, не может прямым образом влиять на цены товаров и услуг в экономике, повышение эффективности денежно-кредитного регулирования неизбежно затрагивает вопрос совершенствования режима монетарной политики и выбора промежуточного ориентира политики, наилучшим образом обеспечивающего контроль над конечной целью по инфляции.
Режим монетарной политики представляет собой совокупность правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики. Ключевой характеристикой этого режима является выбор промежуточного целевого ориентира - номинального монетарного показателя, занимающего промежуточное место между операционной и конечной целями денежно-кредитной политики.
Основное предназначение промежуточного ориентира - облегчить процедуру выработки и принятия решений по монетарной политике, сделать ее более прозрачной и понятной. Это обусловлено тем, что взаимосвязь между операционной и конечной целями денежно-кредитной политики очень сложна и не всегда до конца понимаема. Импульсы монетарной политики, посылаемые экономике через операции и инструменты центрального банка, проявляются на динамике общего уровня цен с лагом.
Чтобы обеспечить эффективность применения промежуточного ориентира, последний должен отвечать двум критериям:
1) достаточно легко поддаваться контролю с помощью операционной цели монетарной политики, то есть между данными показателями должна быть устойчивая взаимосвязь с незначительным (приемлемым) количеством лагов;
2) гарантировать контроль центрального банка над конечной целью монетарной политики, то есть должна быть устойчивая взаимосвязь между ним и динамикой цен в экономике также с приемлемым количеством лагов.
Показатель, отвечающий этим критериям, может служить не только «компасом» для принятия решений относительно операционной цели, но и выполнять роль:
а) опережающего индикатора инфляции (его рост вызывает повышение общего уровня цен в экономике);
б) показателя монетарного импульса (так как изменяется он в результате действий центрального банка).
В мировой экономике, как известно, существует три основных режима денежно-кредитной политики - таргетирование обменного курса, монетарное таргетирование и инфляционное таргетирование. По данным Международного валютного фонда (МВФ), наиболее распространенным является режим таргетирования обменного курса - его используют 48,2% стран - участниц МВФ. На втором месте по популярности - инфляционное таргетирование (17,8% стран) и на третьем - режим таргетирования денежных агрегатов, который применяют 13,6% стран - участниц МВФ. Более 20% стран, в число которых входит Республика Беларусь, используют прочие виды режимов.
Дадим краткую характеристику основных режимом денежно-кредитной политики и перечислим их основные преимущества и недостатки.