Процесс формирования организационной структуры
Содержание процесса формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
· формирование общей структурной схемы аппарата управления;
· разработка состава основных подразделений и связей между ними;
· регламентация организационной структуры.
1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).
К принципиальным характеристикам организационной структуры, можно отнести:
– цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению;
– общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение;
– число уровней в системе управления;
– степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления;
– основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой;
– требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
2. Разработки состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.
Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
3. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
– определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
– определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;
– распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение;
– разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации);
– разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
– расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Для достаточно сложных случаев, разрабатываются специфические документы, которые получили название органиграмм.
Органиграммапредставляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.
Все это позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами системы управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций.
Органиграммы они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
При формировании структур программно-целевого управления наряду с органиграммами или вместо них целесообразно разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур.
В них более детально и наглядно, чем в органиграммах, фиксируются общие права принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов принятия решений.
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, имеете с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления.