Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
УДК 338.2
Яковлева, Е.А. Управленческая экономика [Текст] : методические указания для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки магистров 080200.68 «Менеджмент» /Е.А. Яковлева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова». – Воронеж, 2015. – 43 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова» (протокол № ... от ...................... г.)
Рецензент кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории и Мировой экономики Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I Ивашинина Татьяна БорисовнаВведение
Целью изучения дисциплины «Управленческая экономика» является формирование у будущих менеджеров глубоких знаний закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения экономических агентов в условиях рынка, теоретических знаний и практических навыков по обоснованию принимаемых решений для реализации финансово-инвестиционной политики и управления производством.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- теоретическое освоение студентами знаний, связанных с рыночным равновесием и неравновесием, поведением потребителя, выявление и формулирование актуальных научных проблем потребительского спроса, предложения и потребительского поведения;
- исследование современных представлений о предпринимательстве, фирмах, издержках и прибыли;
- приобретение практических навыков сбора, обработкии оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений, анализ существующих форм организации управления, обоснование предложений по их совершенствованию;
- моделирование основных типов экономических и управленческих решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению ограниченных ресурсов фирмы;
- приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах формирования организационных структур управления и экономического механизма функционирования организаций, варианты их построения, достоинства и недостатки;
- понимание механизма взаимодействияправительственных структур с бизнесом, определение воздействия этих структур на результативность деятельности коммерческих организаций.
Студент по результатам освоения дисциплины: «Управленческая экономика» должен обладать следующими компетенциями:
- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
- способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
- способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5);
- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6);
- способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать:общие принципы функционирования экономических агентов в условиях рынка; методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК‑6); подходы по обоснованию принимаемых решений для управления фирмой в краткосрочном и долгосрочном периоде; содержание основных категорий и этапов управления деятельностью фирмы, функционирующей в условиях конкурентных экономических отношений;
- уметь:управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК‑1); разрабатывать корпоративную стратегию (ПК‑2); разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК‑4); процессами и оценки их эффективности (ПК‑8); оценивать деловую ситуацию на фирме, учитывая критерии рыночного хозяйствования на макроуровне; осуществлять внутреннюю диагностику деятельности фирмы с точки зрения ее конкурентоспособности;
- владеть: навыками разработки программ организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК‑4); количественными и качественными методами для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК‑5); методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК‑6); навыками оценки производственного потенциала фирмы, факторов роста производства и реализации на товарных рынках.
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя:
- подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
- написание рефератов, докладов, эссе;
- подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;
- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
- участие в научной и научно-методической работе кафедры;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.
Подготовка рефератов
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Рекомендуемая тематика рефератов по курсу:
1. Максимизация прибыли и максимизация благосостояния акционеров – какая из указанных задач полнее отражает экономические цели компании.
2. Механизм спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важность его понимания для менеджеров.
3. Прогнозирующие способности ведущих экономических показателей.
4. Проблемы измерения производительности в различных отраслях (производство, образование, правительство) Критерии и возможность измерения.
5. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение.
6. Кривая обучения – явление краткосрочного, или долгосрочного природа.
7. Оценка краткосрочной функции издержек. Варианты использования регулирующих факторов.
8. Достоинства и недостатки методов оценки издержек.
9. Свобода входа – выхода на рынок в условиях совершенной конкуренции и его действие на способность фирм получать сверхприбыль.
10. «Нормальна» ли для фирмы нулевая экономическая прибыль.
11. Варианты бизнеса, которые должна учитывать типичная фирма.
12. Правило MR=МС и трудности его использования в реальном бизнесе.
13. Критерии олигополистического рынка, важность для менеджеров понимания присутствия на рынке олигополистических конкурентов.
14. Ценовая дискриминация и позиция равенства.
15. Картельные цены – условие формирования благоприятных условий формирования и сохранения картеля.
16. Методы ценообразования и кривая спроса. Обязательно ли метод «издержки-плюс» игнорирует кривую спроса.
17. Возможности и необходимость определения оптимального объема капиталовложений компании.
18. Механизмы и способы преодоления неопределенности.
19. Репутационный риск – основные понятия и необходимость оценки.
20. Риски инвестиционного проекта.
21. Офшоринг – всемирная проблема личных интересов.
22. Проблемы двойного налогообложения для МНК.
23. Эволюция теоретических взглядов на проблемы государственного регулирования рыночной экономики.
24. Огосударствление экономики – причины, необходимость, перспективы. Границы государственного вмешательства в экономику
Написание эссе
Написание эссе – это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ней связанные.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.
2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.
3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).
4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию.
5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника.
Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным требованиям:
1. Краткое содержание, в котором необходимо:
- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;
- кратко описать структуру и логику развития материала;
- сформулировать основные выводы.
2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение.
В нем следует:
- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;
- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.
4. Библиография.
Тематика эссе по курсу:
1. Максимизация прибыли и максимизация благосостояния акционеров – какая из указанных задач полнее отражает экономические цели компании.
2. «Нормальна» ли для фирмы нулевая экономическая прибыль.
3. Задачи и мотивы функционирования фирмы – это тождественные понятия или нет?
4. Как скрытые издержки приводят к различию между прибылью, которая учитывается по бухгалтерии, и экономической прибылью.
5. Считаете ли вы, что модель максимизации прибыли можно применять к деятельности современных корпораций.
6. Почему, как вы думаете, при определении спроса и предложения экономисты сосредоточиваются на цене, оставляя постоянными другие факторы, которые могут влиять на поведение покупателей и продавцов.
7. В чем заключаются различия между дефицитом и ограниченностью. Рассмотрите различия в долгосрочном и краткосрочном периоде.
8. Дайте определение трем стадиям производства. Почему фирма, действующая рационально, всегда пытается работать на II стадии.
9. Приведите примеры типов расходов, которые могут входить в производственную функцию для производственной компании и компании, оказывающей услуги.
10. Почему правило Р=МС ведет фирму к оптимальному уровню производства.
11. Объясните, почему MR=МС помогает монополиям определить оптимальный уровень цен и объема производства.
12. В чем состоит связь между правилом Р=МС и правилом MR=МС.
13. Дайте определение трем стадиям производства. Почему фирма, действующая рационально, всегда пытается работать на II стадии.
14. Рассмотрите и приведите примеры типов расходов, которые могут входить в производственную функцию для производственной компании и компании, оказывающей услуги.
15. Почему эффект масштаба считается явлением долгосрочным.
16. Что означает ценовая дискриминация. Объясните, как этот процесс влияет на цены и продукцию.
17. Объясните ход рассуждений в теореме Коуза относительно того, что для нивелирования внешних эффектов рынка вовсе не обязательно вмешательства правительства.
18. Объясните смысл термина «глобализация» и приведите аргументы за и против.
19. Покажите, как корпорация может извлечь выгоду из трансфертных цен.
20. Почему фирмы предпочитают сливаться на рынках, подверженных сильному дерегулированию со стороны правительства.