Экономические аспекты Второй мировой войны

Вторая мировая война была наиболее масштабной и разруши­тельной из всех войн мировой истории. Во многих отношениях она представляла собой всего лишь более выраженное проявление тенденций, проявившихся в ходе Первой мировой войны, — таких, как растущая опора на науку как основу военной техноло­гии, чрезвычайная степень регламентации и планирования эконо­мики и общественной жизни, а также использование утонченных методов пропаганды внутри страны и за рубежом. В других отно­шениях, однако, она заметно отличалась от всех предыдущих войн.

Это была поистине глобальная война, в которую прямо или косвенно были вовлечены все континенты и почти все страны мира. В отличие от Первой мировой войны, которая была преиму­щественно позиционной, Вторая мировая война была маневренной войной — на суше, в воздухе и на море. Боевые действия в воз­духе, имевшие скорее маргинальное значение в годы Первой ми­ровой войны, стали решающим элементом во Второй. Морские

операции, особенно с использованием морской авиации, приобре­ли гораздо большее значение. Основанные на научных достижени­ях технологии дали множество новых видов как наступательного, так и оборонительного оружия, от радаров до ракет, реактивных самолетов и атомных бомб. Экономические и особенно промыш­ленные возможности воюющих сторон приобрели особую важ­ность. Чисто количественные экономические показатели значили меньше, чем когда-либо раньше, хотя они все еще оставались су­щественным фактором при оценке относительной мощи враждую­щих сторон. В конечном итоге, производственная мощь оказалась столь же важной, как и огневая мощь. Решающим секретным ору­жием победителей была огромная производительная мощь амери­канской экономики.

Если учитывать только прямые военные расходы, минималь­ная оценка издержек войны в денежном выражении превышает 1 триллион долларов (по покупательной способности того перио­да). Она не включает в себя стоимость материальных потерь, ко­торая не была точно подсчитана, однако, несомненно, намного превышает объем прямых военных расходов. Она также не учи­тывает объем процентных выплат по военным долгам, пенсии ра­неным и другим ветеранам и стоимость человеческих потерь среди военнослужащих и гражданского населения, — потерь наиболее трагичных, но и наиболее трудных для подсчета в денежном вы­ражении.

Грубые оценки дают цифру погибших примерно в 15 млн че­ловек в Западной Европе: б млн военнослужащих и более 8 млн гражданских лиц, включая от 4,5 до 6 млн евреев, убитых нацис­тами в период Холокоста. Еще миллионы были ранены, остались без крова и умерли от голода или болезней, связанных с недоеда­нием. Оценки потерь России составляют более 15 млн погибших, свыше половины из которых — гражданские лица. Китай потерял более 2 млн военнослужащих и не подсчитанные миллионы граж­данских лиц, погибших в результате военных действий и вызван­ных ими голода и болезней. Японцы потеряли погибшими более 1,5 млн военнослужащих, и, опять-таки, миллионы гражданских лиц. Более 100 тыс. погибло непосредственно в результате атом­ных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а многие другие япон­ские города были уничтожены в ходе обычных бомбардировок.

Материальные потери были намного более значительными, чем в Первую мировую войну, по большей части из-за воздушных бомбардировок. ВВС США гордились своими стратегическими бомбардировками, направленными, в первую очередь, на военные и промышленные, а не на гражданские объекты. Однако после­военный «Обзор стратегических бомбардировок Германии» пока­зал, что бомбардировки привели к полному разрушению лишь около 10% промышленных предприятий, в то время как доля раз­рушенных жилых домов составила более 40%. Около 9000 тонн бомб были сброшены только на Гамбург в июле 1943 г., фактичес-

ки сровняв город с землей. То же случилось с Дрезденом в конце войны, приведя к гибели неустановленного числа людей. Многие другие города по обе стороны фронта — например, Ковентри в Англии и Роттердам в Нидерландах — подверглись той же учас­ти. Ленинград был практически разрушен артиллерийскими об­стрелами, но так и не сдался.

Соблазнительными целями для бомбардировок оказались транспортные сооружения, особенно железные дороги, порты и доки. Были разрушены все мосты на Луаре, отделяющей север­ную часть Франции от южной, и все мосты на Рейне, за исключе­нием знаменитого Ремагенского моста, который дал возможность солдатам союзников проникнуть в сердце Германии.

Все воюющие стороны использовали методы экономической войны. Как и в годы Первой мировой и даже в годы наполеонов­ских войн, Великобритания (затем поддержанная США) устано­вила морскую блокаду Германии, на которую Германия отвечала неограниченной подводной войной. Кроме использования эрзац-материалов (таких, как бензин, синтезированный из угля), Герма­ния могла распоряжаться ресурсами оккупированных стран. В 1943 г. она использовала в своих интересах более 36% националь­ного дохода Франции, а в 1944 г. почти 30% промышленной ра­бочей силы Германии состояло из иностранцев, работавших фак­тически на положении рабов.

К концу войны экономические перспективы Европы были пре­дельно мрачными. Уровень промышленного и сельскохозяйствен-к ного выпуска в 1945 г. составлял порядка 50% (и даже меньше) от уровня выпуска 1938 г. В дополнение к материальным потерям и человеческим жертвам, миллионы людей были оторваны от своих домов и семей, а еще миллионы столкнулись с реальной уг­розой голода. Ситуацию усугубляло разрушение институциональ­ной структуры экономики. Задача восстановления была крайне сложной.

Глава 15

Наши рекомендации