Основные методологические принципы

Лекция 10: Организационное проектирование

План:

1. Значение и задачи организационного проектирования

2. Основные методологические принципы

3. Процесс формирования организационной структуры

Значение и задачи организационного проектирования

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяй­ствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необ­ходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления затруд­няется совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

· во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя опериро­вать старыми организационными формами;

· во-вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно пе­реносить закономерности управления техническими системами;

· в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

· в-четвертых, проектирование сложнейшего механизма – механиз­ма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих ме­тодологией формирования организационных систем.

При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывше­го набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления.

Организационная структура управления, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенны­ми отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри органи­зации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами также являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организа­ции. Наконец, организационная структура – это поведенческая сис­тема, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные вза­имоотношения для решения общих задач.

Необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организаци­онного моделирования) с экспортно-аналитической работой, изуче­нием отечественного и зарубежного опыта.

В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулиро­вание целей организации. Сначала формулируются цели, а затем – механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отра­жает ее многообразную роль в развитии экономики.

Особое значение имеют характер влияния внешней среды на по­строение организации и система связей элементов структуры с эле­ментами внешней среды (рис. 1).

 
  Основные методологические принципы - student2.ru

Рис. 1. Исследование влияния внешней среды на проектирование организации

Системность подхода к формированию организационной струк­туры проявляется в следующем:

1) не упускать из виду ни одну из уп­равленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной;

2) выявить и взаимоувязать применительно к этим зада­чам систему функций, прав и ответственности по вертикали управ­ления – от генерального директора предприятия до мастера участка;

3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности раз­ных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ;

4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали уп­равления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектиро­вания структур, детального анализа и определения системы целей, про­думанного выделения организационных подразделений и форм их ко­ординации.

Основные методологические принципы

Применявшиеся до последнего времени методы построения орга­низационных структур управления были чрезвычайно нерациональными.

Одним из главных недостатков применявшихся методик явля­лась их функциональная ориентация, строгая регламентация процес­сов управления, а не их результатов.

В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняется. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управле­ния приобретают зачастую более важное значение, Это особенно отчет­ливо проявляется при решении проблем, связанных, например, с созданием корпораций, акционерных обществ и финансово-промы­шленных групп, с более тесным подчинением производственной де­ятельности выполнению заказов и договоров, запросам потребите­лей, с обеспечением связи науки и производства, с комплексным ре­шением проблем качества продукции и т. п.

Особое значение приобретает выявление и анализ возникающих проблем как построения, так и развития организации (рис. 2).

 
  Основные методологические принципы - student2.ru

Рис. 2. Выявление проблем организации

Сис­темный подход, ориентирует исследователей и разработчиков на бо­лее общие принципы проектирования организаций. Он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций ап­парата управления. Каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития ор­ганизационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть од­нозначным. На схеме показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре (рис. 3).

Основные методологические принципы - student2.ru

Рис. 3. Переход от целей организации к ее структуре

Организационная структура является сложной характеристикой сис­темы управления. Мето­ды формирования организационных структур имеют различную природу, каждый из них должен применяться в органическом сочетании с другими.

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производст­ва, экономики, технического прогресса и социального развития.

Целесообразно, в целях оценки эффективности, использовать набор нормативных характе­ристик аппарата управления:

– его производительность при перера­ботке информации;

– оперативность принятия управленческих реше­ний;

– надежность аппарата управления, выражающаяся в качестве ис­полнения решений в рамках установленных сроков и ресурсов;

– адап­тивность и гибкость, характеризующиеся способностью своевремен­ного выявления организационных проблем и соответствующей пере­стройкой работы;

– экономичность аппарата управления.

Однако не следует при этом экономический критерий сводить непременно к сокращению численности персонала. Численность аппарата управления, сокращение которой остается одним из важных параметров повыше­ния экономической эффективности, должна быть объективно обос­нованной, для того чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

Наши рекомендации