Тема 1. Развитие стран Востока в ХХ веке
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Новейшая история стран Азии и Африки»
по специальности 020700 «История»
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионально образования
Кострома
ББК
Программа высших учебных заведений.
История стран Азии и Африки. Новейшая история стран Азии и Африки. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ им. Н.А. Некрасова.
Составитель: Нигметзянов Т.И. – кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории.
Рецензенты:
Асадулина И. Г. – профессор кафедры всемирной истории, доктор социологических наук, кандидат исторических наук.
ISBN Костромской государственный
имени Н А Некрасова, 2008
Нигметзянов Т.И. 2008
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ (Новейшая история стран Азии и Африки)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очное отделение
Виды занятий | Всего часов | Семестры |
Всего аудиторных занятий | 8 - 9 | |
Лекции | 8-9 | |
Практические занятия | 8-9 | |
Самостоятельная работа | 8-9 | |
Курсовая работа | ||
Всего по дисциплине | ||
Экзамен | 8-9 |
Заочное отделение
Виды занятий | Всего часов | Семестры |
Всего аудиторных занятий | 8-9 | |
Лекции | 8-9 | |
Практические занятия | 8-9 | |
Самостоятельная работа | 8-10 | |
Курсовая работа | ||
Всего по дисциплине | ||
Зачет | ||
Экзамен |
Новейшая история стран Азии и Африки читается на социально-педагогическом факультете студентам, обучающимся по специальности «История», и является разделом дисциплины «История стран Азии и Африки» в блоке специальных дисциплин. Задачи курса выходят за формальные рамки цикла и включают изучение студентами актуальных проблем гуманитарных знании и вопросов преподавания новейшей истории стран Азии и Африки на уроках истории в средней школе. «История стран Азии и Африки» имеет и другое распространенное название «История Востока», применительно к новейшей его истории, для краткости он будет называться еще и «Современная история Востока».
Предметом курса является развитие стран Востока на протяжении XX века после окончания первой мировой войны. Изучаются факты и события этой истории, общие и региональные тенденции, местные особенности на разных этапах новейшей истории. Большое внимание уделяется быту, нравам, традициям, религиям народов этого региона, а также наиболее крупным деятелям в области политики, экономики и культуры.
Географические рамки курса - это афро-азиатский регион, он имеет и другое название - Восток. Это понятие далеко не полностью совпадает с сугубо географическим содержанием, и несет в себе историко-географический смысл.
Цели курса:
- представить учащимся картину исторического развития афро-азиатского мира в его единстве и многообразии;
- помочь освоить методы исторического исследования и анализа объективных процессов происходящих в восточных обществах;
Задачи курса:
- дать студентам концептуальный аппарат и фактический материал для восприятия современной истории Востока;
- научить пониманию взаимного влияния различных сфер жизни восточных обществ;
- познакомить с основными историческими источниками по новейшей истории Востока и организовать их изучение;
- подготовить будущих учителей и преподавателей к преподаванию этого курса в рамках школьных и вузовских дисциплин «Новейшая история», «История мировых цивилизаций», «История религий» и др.
- подготовить профессиональных историков-исследователей.
В результате изучения этого курса студенты помимо освоения и запоминания наиболее важных событий, дат, специфики и закономерностей в истории стран Азии и Африки должны научиться:
- искать и адекватным образом использовать исторические источники по данному курсу;
- применять различные методы анализа исторических источников;
- уметь анализировать историографию по отдельным проблемам истории Востока;
- в различных аспектах (философском, социологическом, культурологическом, экономическом, технологическом и т. д.) Рассматривать уровень и структуру цивилизации, как нечто специфическое, характерное для данного региона и данной эпохи;
- с концептуальных и осмысленных позиций воспринимать события и явления прошлого и настоящего.
Курс имеет связь с другими историческими и гуманитарными дисциплинами. Прежде всего с такими, как новейшая история Европы и Америки, история России, историография, историческая география, философия и методология истории. Одновременно курс соприкасается с такими науками как эпистимология, история культуры, политология и др.
Новейшая история стран Азии и Африки является логическим продолжением и завершением всей истории Востока.
В процессе составления курса были учтены достижения зарубежной и отечественной науки.
В основе построения курса лежит цивилизационный подход, признание многофакторности и альтернативности исторического развития, цикличности развития общества. В программе представлена попытка изучения новейшей истории стран Азии и Африки на основе признания существования таких локальных восточных цивилизаций, как арабо-исламской (страны Ближнего и Среднего Востока); индо-буддистской страны Южной Азии); дальневосточной - конфуцианской (страны восточной Азии: Дальний Восток и Юго-Восточная Азия) и страны Тропической Африки, которые еще находятся на стадии формирования своей цивилизации.
В содержание программ включены вопросы для самоподготовки, примерные темы рефератов.
Тематика контрольных работ предназначена для студентов заочного отделения и включает вопросы, которые из-за ограниченного количества часов, слабо были представлены на аудиторных занятиях, или предназначены для самостоятельного изучения.
Раздел «Источники и литература», поделен на отдельные части. Первая часть включает публикации общего характера, необходимые для изучения всего курса (учебники, пособия, хрестоматии, монографии и статьи по концептуальным проблемам). Вторая часть, для удобства учащихся, разбита по темам и содержит подбор монографий, научных статей и научно-популярных изданий. Этот список обширен и может быть использован для подготовки к практическому занятию, написанию реферата, контрольной работы, подготовки студента или учителя к уроку и облегчает поиск необходимой информации. Составитель посчитал нужным включить в список литературы большое количество научных статей, поскольку они имеют важное значение для курса и не представлены пока в научных трудах.
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Развитие стран Востока в ХХ веке.
Предмет и задачи курса «Новейшая история стран Азии и Африки». Историография и источниковедение. Проблема хронологии и периодизации современной истории стран Востока. Методологические основы курса. Локальные цивилизации Востока в процессе модернизации. Международные организации и движения стран Азии и Африки.
«Новейшая история стран Азии и Африки» в курсе преподавания истории в средней школе.