Возникновение Советского блока

Из всех стран, вовлеченных в войну, на долю Советского Союза выпали наиболее масштабные разрушения. Подсчеты коли­чества убитых, как военных, так и гражданских лиц, варьируются от 10' млн до более 20 млн человек. 25 млн человек остались без крова. Огромные регионы наиболее плодородных сельскохозяйст­венных земель и некоторые наиболее развитые промышленные центры были опустошены. Согласно официальным данным, было уничтожено 30% довоенного национального богатства.

Несмотря на лишения, пережитые населением, Советский Союз стал одной из двух сверхдержав послевоенного мира. Хотя по среднедушевым показателям он был достаточно беден, его об­ширные территории и большое население позволяли ему играть эту роль. Для восстановления разрушенной экономики и расшире­ния производства правительство в 1946 г. начало осуществление пятого пятилетнего плана. Как и предыдущие пятилетние планы, он уделял основное внимание тяжелой и военной промышленнос­ти, с особым вниманием к атомной энергетике. Новый план также опирался на активное использование материальных репараций и компенсаций от бывших стран-агрессоров и новых сателлитов СССР.

Сталин, более всесильный, чем когда-либо раньше, произвел в первые же послевоенные годы ряд изменений в ключевых институ­тах правительства и экономики. Конституционная реформа 1946 г. заменила Совет народных комиссаров на Совет министров, в кото­ром Сталин получил пост председателя. Министерства, на которые был возложен контроль над промышленностью и сельским хозяйст­вом, подверглись жестоким чисткам персонала под предлогом его некомпетентности и нечестности. Многие другие высшие должност­ные лица правительства и партии были смещены по тем же причи­нам, хотя есть основания думать, что истинным мотивом Сталина было сомнение в их личной преданности ему.

Сталин умер в 1953 г. После двух лет «коллективного руко­водства» и недолговечных альянсов в высшем руководстве комму­нистической партии новым лидером стал Никита Хрущев, заняв­ший после Сталина пост первого секретаря коммунистической партии. На XX съезде партии в феврале 1956 г. Хрущев произнес длинную речь, в которой он обвинял Сталина как грубого, жесто­кого и полубезумного тирана, по приказу которого было уничто­жено огромное число невинных людей, чей эгоизм привел к совер-

шению ошибок, от которых страдали все граждане страны, к по­тере контакта правительства с народом и к созданию «культа лич­ности». Однако Хрущев осторожно указал, что сталинский деспо­тизм представлял собой отклонение от в основном правильной по­литики и заявил, что новое коллективное руководство возврати­лось к истинным ленинским принципам. Изначально секретная речь Хрущева стала достоянием общественности как внутри стра­ны, так и за рубежом. Это привело к смятению и брожению среди народов коммунистических стран и нанесло серьезный удар по по­зициям коммунизма, подтвердив злодеяния сталинского режима. Правительство начало официальную программу «десталиниза­ции», которая включала вынос тела Сталина из мавзолея на Крас­ной площади в Москве.

Несмотря на изменения в руководстве и некоторые поверх­ностные реформы, основы советской экономической системы оста­лись прежними. В 1955 г. правительство объявило о «выполне­нии» одного пятилетнего плана и о начале другого, хотя даже высшие официальные лица жаловались на неэффективность про­мышленности и неспособность одной трети промышленных пред­приятий выполнить поставленные перед ними задачи. Советская тяжелая промышленность продолжала увеличивать выпуск, но не смогла достичь намеченной цели — обогнать США. Производство потребительских товаров, всегда занимавшее подчиненное положе­ние в советских планах, продолжало отставать, так что граждане страны страдали от дефицита товаров и их низкого качества.

Советское сельское хозяйство оставалось в состоянии почти непрерывного кризиса в течение всего послевоенного периода, не­смотря на значительные усилия правительства, направленные на повышение его производительности. Колхозная система не давала достаточных стимулов для крестьян. Они сосредотачивали основ­ную свою энергию на возделывании небольших (не более 0,5 гек­тара) личных участков, которые им разрешали обрабатывать; часть продукции с них они могли продавать на рынке. Эти участ­ки составляли немногим более 3% от всей обрабатываемой в СССР земли, но производили почти ]/5 всего молока и '/3 мяса, а также значительное количество фруктов и овощей. В 1954 г. Хрущев начал проект освоения целины, чтобы ввести в обработку большие пространства плодородной земли в советской Азии. В следующем году он инициировал кампанию по увеличению произ­водства кукурузы, а в 1957 г. объявил о намерении обогнать к 1961 г. Соединенные Штаты по производству молока, масла и мяса. Ни одна из этих программ не подошла сколько-нибудь близ­ко к заявленным целям. Несмотря на угрозу наказания и массо­вых смещений сельскохозяйственных чиновников, Хрущев и его составители планов не смогли преодолеть последствия плохой по­годы, неэффективности бюрократического управления, нехватки удобрений и, главным образом, недостатка энтузиазма со стороны сельских жителей. Продовольственный дефицит продолжал оста-

ваться характерной чертой советской жизни. Россия, бывшая в прошлом экспортером зерна, была вынуждена в 1960-х гг. начать импорт зерна из западных стран (Австралии, Канады и США), который она оплачивала золотом.

Хотя страны-союзники нашли сначала нецелесообразным, а впоследствии невозможным выработать единые позиции по вопро­су условий мирного договора с Германией, им удалось подписать договоры с сателлитами Германии и договориться об отношениях со странами-жертвами нацистской агрессии в Восточной Европе. Основные условия восточно-европейского урегулирования были выработаны на конференциях еще во время войны (в первую оче­редь Ялтинской). Они признавали ведущую роль Советского Союза (ставшую более конкретной после оккупации этого региона советскими войсками), хотя Сталин и обещал обеспечить свобод­ные выборы и создание «правительств широкого представительст­ва», — обещание, оказавшееся пустым. После полутора лет после­военных переговоров в феврале 1947 г. были подписаны мирные договоры с Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Воскрешение из небытия Чехословакии и Албании восприни­малось как само собой разумеющееся. Поскольку эти страны ни­когда не были в состоянии войны с союзниками — а фактически сами находились среди первых жертв агрессии, — с восстановле­нием их независимости не возникло проблем. Однако способ их освобождения гарантировал, что они останутся в советской сфере влияния.

Чехословакия была освобождена советскими войсками, и Эду­ард Бенеш, всеми уважаемый довоенный президент, был возвра­щен в качестве президента временного правительства. На относи­тельно свободных выборах в мае 1946 г. коммунисты собрали треть голосов и составили самую большую фракцию в новом пред­ставительном собрании. Клемент Готвальд, лидер коммунистов, стал премьер-министром, но собрание единодушно переизбрало Бенеша на пост президента. Страна продолжала жить при коали­ционном правительстве, и Бенеш надеялся сделать Чехословакию мостом между СССР и Западом, пока в феврале 1948 г. комму­нисты не захватили власть.

В период войны Черчилль и Сталин, без консультаций с Руз­вельтом, договорились о разделе сфер влияния в Югославии. На деле югославские партизаны под предводительством маршала Тито освободили страну при очень небольшой помощи со стороны России и ничтожной помощи со стороны Великобритании, что по­зволило стране сохранить определенную степень независимости. Выборы в ноябре 1945 г. принесли Национальному освободитель­ному фронту Тито (где доминировали коммунисты) большинство в новом представительном собрании, которое немедленно свер­гло монархию и провозгласило Федеративную Народную респуб­лику. Новая конституция во многом напоминала конституцию СССР, и Тито управлял страной в манере, сходной с манерой

Сталина. Однако он отказался подчиниться диктату Советского Союза и в 1948 г. публично порвал с СССР и его коммунистичес­кими сателлитами.

Определение послевоенных границ Польши и формирование правительства создало одну из самых тяжелых проблем мирного урегулирования. На последнем этапе войны существовало два польских временных правительства, одно в Лондоне, а другое в районах Польши, оккупированных русскими. По настоянию Рос­сии и с согласия западных стран эти две группы объединились, чтобы сформировать Временное правительство национального единства с обещанием скорого проведения «свободных и независи­мых выборов». Коалиция просуществовала до 1947 г., когда ком­мунисты изгнали своих партнеров и получили полный контроль над страной. Территориальное урегулирование, предварительные условия которого были согласованы в Потсдаме, раздвинуло гра­ницы Польши на 300 миль на запад. В соглашении говорилось лишь о том, что Польша будет осуществлять «временное управле­ние» в регионе к востоку от линии Одер — Нейсе, или примерно на одной пятой части территории довоенной Германии. Однако поляки при поддержке СССР рассматривали этот вариант урегу­лирования как компенсацию за территориальные уступки Совет­скому Союзу, которые составляли почти половину довоенной Польши. Затем они выслали миллионы немцев, населявших реги­он, чтобы освободить жизненное пространство для миллионов по­ляков, устремившихся туда из зоны, оккупированной СССР. Эти колоссальные миграционные потоки, наряду с аналогичными по­токами в других частях Восточной Европы, вернули этнические границы к положению, в чем-то схожему со «статус-кво до 1200 г.», выражаясь языком Арнольда Тойнби.

Мирные договоры с германскими сателлитами в Восточной Ев­ропе — Румынией, Болгарией и Венгрией — содержали террито­риальные условия, укладывающиеся в хорошо известную истори­ческую модель. Румыния получила от Венгрии Трансильванию, но должна была вернуть Бессарабию и Северную Буковину Совет­скому Союзу, а Добруджу — Болгарии. Венгрия потеряла больше других, не получив ничего взамен (помимо прочего, она вынужде­на была уступить небольшой район в пользу Чехословакии, кото­рая, в свою очередь, потеряла Рутению, перешедшую Советскому Союзу). Все три побежденные страны должны были выплатить репарации: Венгрия и Румыния — по 300 млн долл. и Болга­рия — 70 млн долл. (их сумма была рассчитана в ценах 1938 г., так что реальные выплаты были больше), большую часть которых получил СССР. Под защитой советских войск подготовленные в Москве коммунисты не встретили значительных трудностей в том, чтобы избавиться от своих либеральных, социалистических и аг­рарных партнеров по правительствам народного фронта и вскоре создали народные республики по советскому образцу. Финляндия уступила некоторую территорию в пользу СССР и должна была

выплатить 300 млн долл. репараций, но она избежала судьбы дру­гих стран, приграничных с СССР, и придерживалась рискованной политики нейтралитета.

Мирные договоры не содержали ни слова по поводу исчезно­вения балтийских государств — Латвии, Литвы и Эстонии. Вхо­дившие в состав царской империи до 1917 г., они были включены в состав Советского Союза в 1939—1940-х гг., а затем оккупиро­ваны Германией в 1941 г. Вновь занятые Красной Армией в 1944—1945 гг., они были тихо аннексированы Советским Союзом. То обстоятельство, что они не были упомянуты на мирных пере­говорах, подразумевало признание их вхождения в новую совет­скую империю.

В январе 1949 г., вслед за первыми успехами Программы вос­становления Европы, Советский Союз создал Совет экономичес­кой взаимопомощи (СЭВ) в попытке объединить экономики своих европейских сателлитов в более тесный союз. Он включал в себя Албанию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Польшу и Восточную Германию. Под предлогом обеспечения координации экономического развития коммунистических стран и обеспечения более эффективного разделения труда среди них, он на самом деле использовался Советским Союзом для установления эконо­мической зависимости своих сателлитов. Вместо развития много­сторонней торговой системы, как в Западной Европе, большая часть торговли с СССР и между другими странами оставалась двусторонней.

Когда в 1953 г. умер Сталин, Советский блок в Европе пред­ставлял видимость монолитного союза. Все сателлиты были более или менее точными копиями Советского Союза и они плясали под одну дудку, звучавшую из Москвы. Тем не менее, за фасадом единства скрывались сепаратистские тенденции. Когда в свое время Югославия разорвала отношения с Советским блоком, ос­тавшись при этом коммунистической страной, многие люди в дру­гих сателлитах СССР положительно расценивали подобный вари­ант развития событий и приветствовали бы его в своих собствен­ных странах. Вскоре после смерти Сталина волна беспорядков прокатилась по странам-саттелитам. В некоторых странах вспых­нули забастовки и восстания, настолько серьезные, что советские власти, все еще оккупировавшие эти страны, были вынуждены применить военную силу для их подавления.

В 1956 г. в Венгрии «национальный коммунист» Имре Надь стал премьер-министром и обещал проведение широких преобра­зований, включая свободные выборы. Он также объявил, что Вен­грия выйдет из Варшавского договора, военного союза, организо­ванного СССР, и потребовал, чтобы ООН гарантировала постоян­ный нейтралитет Венгрии на той же основе, что и нейтралитет Ав­стрии. Для СССР это было чересчур. 4 ноября в 16 часов совет­ские танки и бомбардировщики начали одновременную атаку на Венгрию, которая принесла такие же ужасные разрушения, как и

Вторая мировая война. В течение 10 дней венгерские рабочие и студенты героически сражались против превосходящих сил (ору­жием их снабдили солдаты венгерской армии). Даже после того, как русские восстановили контроль и создали новое марионеточ­ное правительство, многие продолжали партизанские действия в горах, в то время как более 150 тыс. человек бежали через откры­тые границы в Австрию и, в конце концов, нашли убежище на За­паде. Венгерское восстание ясно показало, что даже постсталин­ская Россия не была готова отказаться от своей коммунистической империи.

Движение за подлинно демократический социализм пошло еще дальше в Чехословакии. В январе 1968 г. коммунистическая пар­тия Чехословакии во главе с Александром Дубчеком отправила в отставку лидеров старой сталинской гвардии и сформулировала далеко идущую программу реформ, которая предусматривала более выраженную опору на силы свободного рынка вместо дик­туемых правительством цен, ослабление пресса цензуры и расши­рение личных свобод. Кремлевские руководители сначала пыта­лись уговорить руководителей Чехословакии вернуться к ортодок­сальной коммунистической политике, но безуспешно. Наконец, в августе 1968 г. советские войска вторглись в Чехословакию и ус­тановили военное положение. Опять, как и в Восточной Германии в 1953 г. и в Венгрии в 1956 г., события доказали, что коммунис­тическая империя может быть удержана только силой.

Китайская народная республика, хотя и не являлась членом Советского блока, имела тесные связи с Советским Союзом. Китай был бедной страной, сильно пострадавшей во время Второй мировой войны. В ходе войны китайские коммунисты сотруднича­ли с националистическим лидером Чан Кайши в его сопротивле­нии японцам, но имели независимую армию в северном Китае, снабжение которой осуществлялось за счет местных реквизиций, а вооружение — за счет Советского Союза. Они также пользова­лись значительной поддержкой со стороны измученных войной крестьян. После войны они свергли Чан Кайши и в 1949 г. изгна­ли его и его сторонников с материка на Тайвань. 1 октября 1949 г. коммунисты под руководством Мао Цзэдуна и Чжоу Энлая официально провозгласили Китайскую Народную Республику (КНР) со столицей в Пекине.

Опираясь на технологии однопартийной диктатуры, коммунис­ты быстро распространили свой контроль на всю страну, достиг­нув централизации власти, невиданной даже в длительной исто­рии китайского деспотизма. Установив прочный политический контроль, новое правительство предприняло модернизацию эконо­мики и реструктуризацию общества. Поначалу оно терпимо отно­силось к частной собственности крестьян в сельском хозяйстве и ограниченной частной собственности в торговле и промышленнос­ти, но в 1953 г. оно начало поощрять коллективизацию на селе и предприняло широкомасштабную национализацию промышлен-

ности. Хотя при этом были достигнуты значительные результаты, они не удовлетворили партийное руководство, которое в 1958 г. провозгласило политику «Большого скачка вперед», предусматри­вавшую значительные усилия для того, чтобы догнать развитые индустриальные страны. В течение короткого времени эта амбици­озная программа потерпела катастрофический крах. Население было неспособно вынести жертвы, которых требовали лидеры, и спровоцированный ею голод унес миллионы жизней. В 1961 г. правительство пересмотрело свои цели, и экономический рост во­зобновился, хотя его темпы были гораздо более умеренными.

Главной целью коммунистического руководства Китая было реструктурирование общества и реформирование мышления людей, их поведения и культуры. Следы «феодальной» и «бур­жуазной» классовой структуры были стерты путем экспроприации и казней. Обеспечение лояльности и повиновения обширной бюро­кратии, которая была все еще привержена древним традициям, и тонкого слоя интеллектуалов, ученых и инженеров, большинство из которых получили образование на Западе, оказалось более трудной задачей. Наконец, в 1966 г. Мао начал «великую куль­турную революцию», отмеченную тремя годами террора и наси­лия, когда многие интеллектуалы вынуждены были работать как крестьяне и простые рабочие.

Советский Союз поначалу расширял экономическую, техничес­кую и военную помощь КНР, но китайцы отказались принять со­ветский диктат. В I960 г. СССР прекратил помощь и отозвал всех своих советников и технических экспертов. Через несколько лет после серии пограничных столкновений две сверхдержавы комму­нистического мира стояли на грани начала открытых военных действий. Несмотря на отзыв советских технических экспертов и прекращение помощи, в 1964 г. Китай достиг самого большого своего технологического триумфа, осуществив испытание собст­венной атомной бомбы.

В противовес враждебности Советского Союза китайцы начали сближение с Западом, которое достигло высшей точки в 1971 г., когда Соединенные Штаты отвели свои возражения против приня­тия КНР в состав ООН. После смерти Мао в 1976 г. контакты с Западом окрепли, и в 1980-х гг. под руководством Дэн Сяопина правительство провело ограниченные меры, направленные на вве­дение свободного рынка и свободного предпринимательства.

Советский Союз имел в Азии еще трех союзников. В 1924 г. Монгольская Народная Республика стала первым коммунистичес­ким государством за пределами СССР. (Ранее известная как Внешняя Монголия, она с советской помощью получила независи­мость от Китая в 1921 г.) Наполовину пустынная и редконаселен­ная, страна опиралась на преимущественно скотоводческую эконо­мику, хотя после Второй мировой войны с помощью Советского Союза и других коммунистических стран она начала разрабаты-

вать свои минеральные ресурсы (медь и молибден). Монголия стала членом СЭВ в 1962 г. В 1978 г. первый секретарь комму­нистической партии страны объявил, что Монголия превратилась из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную.

После поражения Японии американская и советская армии со­вместно оккупировали Корею. Граница между их оккупационны­ми зонами проходила по 38 параллели. Попытки объединить стра­ну провалились. В 1948 г. советские и американские власти орга­низовали отдельные режимы в своих зонах и вскоре после этого вывели свои вооруженные силы. Корейская Народно-Демократи­ческая Республика, или Северная Корея, имела экономику совет­ского типа, которая была значительно более развитой в промыш­ленном отношении по сравнению с остальной Восточной Азией. Хотя промышленность Северной Кореи претерпела разрушения в ходе Корейской войны, она была быстро восстановлена с помо­щью СССР и Китая.

Социалистическая Республика Вьетнам была наследницей Де­мократической Республики Вьетнам, созданной 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мином, лидером движения сопротивления японцам, кото­рые оккупировали страну в ходе Второй мировой войны. После войны французы пытались вновь восстановить свой контроль над ней, но были разбиты вьетнамцами в 1954 г. Затем страна была разделена на коммунистический Северный Вьетнам и антикомму­нистический Южный Вьетнам. В ходе трагической гражданской войны, длившейся на протяжении I960 —1970-х гг., Юг потерпел поражение, несмотря на массированную военную поддержку и экономическую помощь со стороны США. Экономика страны была традиционно аграрной, а основными предметами экспорта были рис и каучук, хотя французы создали на севере значитель­ный промышленный район, ориентированный на разработку по­лезных ископаемых. Индустриализация была начата правительст­вом, которому принадлежала собственность практически на все предприятия и права управления ими.

Единственной подлинно социалистической страной и союзни­цей Советского Союза в Западном полушарии была Республика Куба. Фидель Кастро, революционный лидер, который сверг диктатора Батисту 1 января 1959 г., не сразу открыто провоз­гласил себя марксистом, но враждебная Кастро политика США, достигшая кульминации во время вторжения в заливе Свиней в 1961 г., привела его в лагерь союзников Советского Союза, с радостью воспринявшего перспективу найти базу для распростра­нения своих доктрин в Западном полушарии. Отрезанная от своих традиционных рынков, в основном американских, но в значительной степени зависимая от традиционного экспорта са­хара, Куба получала большую часть промышленных товаров (включая вооружение) из стран Советского блока. В 1972 г. она стала членом СЭВ.

Наши рекомендации