Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Каждая страна стремится к общим целям развития цивили­зации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных ин­тересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обыча­ев, психического склада, типа мировосприятия, или ментали­тета, народа, а также общей стратегии развития.

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы определен избранный путь развития экономики, – построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое ры­ночное хозяйство.

Фундамент построения – действующая нацио­нальная экономическая система республики; ориентир – стратегические цели устойчивого развития страны; предпосыл­ки и условия – ресурсный потенциал (природный, физи­ческий, человеческий) и общесистемные характеристики ми­ровоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.

Белорусская модель развития формируется с началом перехода от командно-админист­ративной системы к рыночным отношениям. В ней уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общ­ность с рыночными и переходными к рынку моделями эконо­мики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая нау­ку, образование, культуру, технику, экономику) и направлен­ностью изменений следующих структурных компонентов, базо­вых блоков экономической системы:

§ политическим устройством государства (ростом демокра­тии, защитой свобод и прав граждан);

§ отношениями (правами) собственности (укреплением ин­ститута частной собственности, плюрализма форм собственности);

§ типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);

§ ролью государства в экономике (усилением регулирую­щей роли государства);

§ характером управления (регулирования) экономически­ми процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регу­лирования с увеличением роли последних);

§ целями и средствами экономической политики (ориента­цией на рост благосостояния населения);

§ характером внутреннего рынка (укреплением рынка «по­купателя»);

§ социальным фактором (степенью защиты принципов со­циальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

Научная типология построения эффективной модели ры­ночной экономики в рамках мировой рыночной системы в различных странах, преж­де всего высокоразвитых, сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-амери­канской» и «германо-японской» (или «рейнской») моделям.

Для первой группы – либеральной, или частнокорпоративной – характерны следующие черты экономической модели (англо-американской):

§ абсолютное преобладание частной собственности;

§ законодательное обеспечение максимальной свободы субъ­ектов рынка;

§ ограничение сферы государственного регулирования в ос­новном проведением макроэкономической политики;

§ относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии соци­ального обеспечения в структуре государственных расходов.

Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию кон­куренции, а бедность – не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности.

В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономиче­ская система этой страны является эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной экономики от­личается следующими параметрами (германо-японская):

§ «смешанная экономика», в которой достаточно весома до­ля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

§ макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структур­ная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регу­лирование занятости);

§ особое значение для государственных органов имеет под­держание конкурентных отношений в экономике, которое обес­печивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

§ высокая доля государственного бюджета в ВВП («государ­ство благосостояния»);

§ развитая система социальной поддержки населения при ве­дущей роли в ней государства, расходы которого составляют зна­чительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обес­печивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллекти­вистскому началу, признается обязанность общества заботить­ся о бедных слоях населения.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и мо­делях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считать переходными формами. Так, экономи­ческая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально ориентированным типами.

Однако наибольший интерес для нашей страны представля­ют модели социально ориентированной экономики. Они содер­жат черты и основные принципы, которые могут быть типич­ными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремит­ся Беларусь.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предприниматель­ством и рыночной инфраструктурой, действенным государ­ственным регулированием распределения доходов, заинтересо­вывающим предпринимателей в расширении и совершенство­вании производства, а наемных работников – в высокопроиз­водительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосо­стояния добросовестно работающим членам общества, достой­ное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престаре­лым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по ухо­ду за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и сво­бод – всем гражданам.

Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конститу­ции и всей системы законов демократического правового госу­дарства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, крими­нальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политиче­ской устойчивости общества и др.

Приоритетное место в модели социально ориентированной ры­ночной экономики отводится социаль­ным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; соци­альные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

Республика Беларусь находится в процессе перехода к граж­данскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. По временному фактору следует выделить две группы содер­жательных предпосылок – нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика решает неотлож­ные и ближайшие задачи функционирования экономики стра­ны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в челове­ческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий ха­рактер.

Долговременный характер вышеназванных процессов пре­образований обусловливает их стратегический характер и при­дает им статус базовых предпосылок построения перспективной модели экономики (ПМЭ).

Всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутрен­ние – на общесистемные, структурные, институционально-правовые и др.

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в ми­ровые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Национальная стратегия устойчи­вого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020) содержит и комплекс внутренних об­щесистемных условий и предпосылок перехода к модели устой­чивого развития и построения ПМЭ.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

§ построение социального правового демократического го­сударства;

§ эволюция общественных структур в направлении инсти­тутов современного гражданского общества.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе стра­ны (внутренние системные условия).

Важными системными предпосылками построения ПМЭ яв­ляются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение бла­госостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-нало­говой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста – сни­жение инфляции, поддержание эффективной занятости, устой­чивости национальной валюты, оздоровление финансового по­ложения субъектов хозяйствования, последовательное обеспе­чение социальной ориентации экономических преобразований.

Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переход­ного периода и, наверное, смены поколений.

Следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как мини­мум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая – стадия преобладания черт старой системы с рост­ками новых общественных отношений и структур – характе­ризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой поли­тики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недоб­росовестного отношения к труду, его результатам, государст­венной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.

Вторая – стадия сосуществования в рамках одной полити­ческой системы структур двух экономических укладов – ха­рактеризуется в концептуальном плане как смешанная эконо­мика с развитыми рыночными отношениями, новой институ­циональной средой, новой ролью государства и государственно­го регулирования, сильной, но уже селективной социальной по­литикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, всё пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государ­ственных и общественных структур. Появляются структуриро­ванное гражданское общество и достаточно сильный и эффек­тивный частный сектор.

Третья – стадия преобладания правовых норм, государ­ственных институтов и общественных структур нового эконо­мического строя – характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные прин­ципы: свобода личности, социальная сбалансированность, раз­витые конкурентные условия, сильное государство. Социаль­ная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит дви­жущим силам рынка. Государство определяет рамочные поли­тические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства.

Учитывая длительный характер преобразований, для дости­жения этих конечных целей выделяются следующие (практи­ческие) этапы социально-экономического развития в направле­нии ПМЭ.

Первый этап (2001–2005 гг.) – создание необходимых ус­ловий для возобновления устойчивого экономического разви­тия, повышения уровня жизни народа на основе роста эффек­тивности реального сектора экономики. На этом этапе преду­сматривалось решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирова­ния экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформи­рованию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие беспер­спективных предприятий и производств с одновременной реа­лизацией мер по обеспечению занятости и преодолению струк­турной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного исполь­зования рыночных механизмов хозяйствования.

Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного соци­ально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конку­рентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой ба­зы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффек­тивное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать зада­чи стабильного повышения благосостояния народа, модерниза­ции производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции госу­дарства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспе­чен переход к активной структурной перестройке и модерни­зации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически бе­зопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринима­тельства, укрепление и развитие материально-технической ба­зы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование чело­веческого потенциала и развитие научно-инновационной дея­тельности.

Третий этап (2011–2020 гг.). Целью этого периода явля­ется гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах вос­производственных возможностей биосферы и перенесения ак­цента в приоритетах человеческих ценностей с материально-ве­щественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие – обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных пре­образований, расширения частного бизнеса, широкого внедре­ния достижений науки и техники, создания экологически чис­тых производств, ускорения интеграционных процессов со стра­нами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного раз­вития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и граж­данского общества.

Наши рекомендации