Билет 39 Рынок ценных бумаг. Виды и элементы

Ценная бумага – это денежный документ , удостоверяющий имущественные права либо отношения займа, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записи на счетах. В последнем случае владельцу ценной бумаги выдается сертификат на право владения.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Государственные, муниципальные, денежного рынка, рынка капиталов, долевые, долговые, производственные, государственных учреждений, прочих эмитентов, именные, на предъявителя.

Государственные ценные бумаги – ценные бумаги органов государственной власти и управления РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Эмиссионные ценные бумаги ( ЭЦБ)- ценные бумаги , которые размещаются выпусками и имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени их приобретения ( акции, облигации).

Именные ценные бумаги – ценные бумаги , информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Корпоративные ценные бумаги – ценные бумаги коммерческих и некоммерческих организаций.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя – ценные бумаги ,переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.

Неэмиссионные ценные бумаги – ценные бумаги , которые не размещаются выпусками и могут иметь разные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска в зависимости от времени их приобретения ( векселя, чеки).

Рынок ценных бумаг – это система , состоящая их различных организационных структур, эмитентов и инвесторов , которые теснейшим образом переплетены между собой информационными и функциональными связями. При этом одна и та же структура может выступать как в роли эмитента, так и в роли инвестора.

Рынок ценных бумаг представляет собой сферу экономических отношений , связанных с куплей – продажей ценных бумаг , которое выражает его сущность как экономической категории.

Рынки подразделяются на :

· Первичный – это рынок, который обслуживает выпуск ( эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

· Вторичный рынок представляет собой рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой ( фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок – сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах . На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям.

Фондовая биржа представляет собой традиционно постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма.

Рынок –сущность, функции, классификации, определение границ рынка и отрасли

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. К основным элементам рынка относятся: спрос, предложение, цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Рынок выполняет следующие функции:

· регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение, через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике;

· стимулирующая - посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

· информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

· посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции;

· санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм;

· социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Классификации рынков:

· по объектам рынка: рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации

· по географическому положению: местный, региональный; национальный, мировой;

· по механизму функционирования: рынок свободной конкуренции; монополизированный рынок; регулируемый рынок;

· по степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, ;избыточный рынок

· в соответствии с действующим законодательством: легальный рынок, нелегальный рынок

· по соотношению продавцов и покупателей (Таблица 2)

В различных отраслях сферы сервиса складываются различные виды таких отношений. Так на железнодорожном транспорте действует естественная монополия поставщика, в автомобильных и аэро- перевозках - олигопол, то же можно сказать пока и про рынок жилищно-коммунальных услуг, где пока реформы не осуществлены до конца. Классическое полное множество наблюдается в бытовом обслуживании и торговле в крупных городах.

Таблица 2. - Рыночные отношения между производителями и потребителями услуг (товаров)

Производители Потребители
Много малых Немного средних Один большой
Много малых Полное Множество (полипол) Ограниченное множество (олигопсон) Монополия потребителя (монопсон)
Немного средних Частичное ограничение (олигопол) Взаимное ограничение Ограниченная монополия потребителя
Один большой Монополия Поставщика Ограниченная монополия поставщика Взаимная монополия

· по внутреннему строению различают однородные (покупателю безразлично, товар какого предприятия он купит) и неоднородные (отдельный покупатель отдает предпочтение товару какого-то предприятия) рынки.

Понятия «рынок» и «отрасль» тесно взаимосвязаны. С точки зрения экономической теории отрасль представляет собой группу предприятий. Предприятия, входящие в состав отрасли, предлагают свои товары на одном отдельном единичном рынке.

Многие экономисты используют для определения отдельных, единичных рынков и отраслевой принадлежности различных производств перекрестную эластичность. Э. Чемберлин предложил использовать для выделения и классификации отдельных рынков и отраслей два критерия. В качестве первого критерия была предложена оценка взаимозаменяемости товаров, предлагаемых разными предприятиями. В качестве другого — оценка взаимозависимости этих предприятий.

Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i и j: , где

· qi – величина спроса на товар предприятия i;

· pj – цена товара предприятия j;

· d – знак дифференциала

Второй критерий может быть представлен коэффициентом объемной, или количественной, эластичности: .

Первый критерий характеризует влияние изменения цены товара j-ого предприятия на продажи товаров i-ого предприятия, а второй – влияние продаж j-ого предприятия на цену i –ого предприятия. Чем выше ценовая перекрёстная эластичность, тем более жестка взаимозависимость предприятий и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли. Если объемная перекрестная эластичность высока, взаимозависимость продавцов значительна, каждый из них не может игнорировать реакцию других на свое поведения, даже если предлагаемые товары неоднородны. Исходя из этого, к одной отрасли (по характеристике рыночной ситуации) относят предприятия, предлагающие свои товары на одном единичном рынке, где высоки их ценовая и объемная перекрестная эластичности.

На практике для определения границ рынка часто используется оценка корреляции цен на товары во времени. Высокая положительная корреляция (близкий к 1 коэффициент корреляции) движения цен товаров в течение продолжительного времени свидетельствует о том, что товары являются близкими субститутами и образуют один единичный рынок, а предприятия, предлагающие услуги на этом рынке, образуют отрасль.

.

Выделяют экономические и социальные функции рынка услуг. К экономическим функциям следует отнести следующие:

∙ Обслуживание процесса производства материальных благ;

∙ воспроизводство рабочей силы;

∙ создание дополнительных материальных благ;

К социальным функциям относят следующие:

∙ удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания;

∙ реализация высвободившегося свободного времени;

∙ обеспечение безопасности и нормального функционирования государства, охраны общественного порядка.

Под экономическими функциями рынка услуг понимается деятельность, направленная на создание дополнительных благ в форме материальных благ, а также деятельность, обслуживающая процесс материального производства и способствующая тем самым росту экономического потенциала общества.

Первой экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, юридических консультациях и услугах технического обслуживания оборудования.

Вторая функция, относящаяся к экономическим – воспроизводство рабочей силы – осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению. К ним относятся услуги образовательных и просветительских заведений и т.д.

К третьей функции этой группы относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции включают, во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания.

Рациональное использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений.

Следующая социальная функция относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.

Наши рекомендации