Заочная форма обучения (на базе ВПО, СПО, СПОО)

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Заочная форма обучения (на базе ВПО, СПО, СПОО) - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР

Липецкого филиала РАНХиГС

_______________В.В. Черняев

«________» ___________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Направление подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

Региональное управление

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

Липецк 2011

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у бакалавра менеджмента профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению «081100 Государственное и муниципальное управление»:

формирование основ профессиональной компетенции: способности разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «История экономических учений» входит в вариативную часть, дисциплины по выбору студента (В3) ООП бакалавриата по направлению подготовки «081100 Государственное и муниципальное управление».

Для освоения дисциплины «История экономических учений» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения истории в общеобразовательной школе.

Дисциплина методически и содержательно связана со следующими дисциплинами: «История», «Экономическая теория».

Освоение дисциплины «История экономических учений» является необходимой базой и рассматривается как предшествующее для изучения дисциплин: «Государственное регулирование экономики», «Внешнеэкономическая деятельность», «История государственного управления».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины «История экономических учений» является соответствующий требованиям ФГОС-3 по направлению «081100 Государственное и муниципальное управление» уровень развития указанных ПК.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

- основные этапы эволюции экономической мысли и их общую характеристику;

- основные идеи, подходы, взгляды и положения теорий виднейших представителей экономической науки;

- основные положения современных экономических доктрин;

- особенности становления и развития, современного состояния российской экономической науки.

уметь:

- применять полученные в ходе изучения дисциплины знания при выявлении и анализе объективных причинно-следственных связей и тенденций современного экономического развития;

- оценивать экономические и социальные условия развития общества;

- объективно оценивать экономические теории, положения, рекомендации, данные и выводы;

- критически осмысливать зарубежный опыт приращения знаний в области экономической теории в условиях интернационализации и глобализации, профессионально используя его в своей работе.

владеть:

-способностью разрабатывать проекты социальных изменений;

- научной терминологией в области истории экономических учений;

- навыками экономического мышления при осуществлении профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы: 108 часов, из них

- по очной форме обучения: 36 часов аудиторной работы, 36 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамены;

- по заочной форме обучения (на базе ВПО): 10 часов аудиторной работы, 62 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамены;

- по заочной форме обучения (на базе СПО): 10 часов аудиторной работы, 62 часа самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамены;

- по заочной форме обучения (на базе СПОО): 14 часов аудиторной работы, 58 часов самостоятельной работы (включая контроль самостоятельной работы), 36 часов на экзамены.

4.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа курсовая работа форма промежуточного контроля
Аудиторная работа самостоятельная работа экзамен
всего лекции семинары (практ.)/ в т.ч. интерактивно лабораторные работы/ в т.ч. интерактивно
Очная форма обучения
3/108 18/14 - - Экз.
Заочная форма обучения (СПО)
3/108 - - - - - -
4/2 - - Экз.
Заочная форма обучения (ВПО)
3/108 - - - - - -
4/2 - - Экз.
Заочная форма обучения (СПОО)
3/108 4/2 - - - - -
2/2 - - Экз.

4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху  
Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Предмет исследования «Истории экономических учений». Место историко-экономических наук в системе экономических знаний. Выгоды от изучения истории экономических учений: педагогические преимущества; новые идеи; понимание логики человеческой мысли. Функции историко-экономических наук. Развитие историко-экономических наук в России. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт как экономист. Характеристика экономического устройства греческого общества в «Домострое». Отношение Ксенофонта к рабству, денежному хозяйству, богатству, разделению труда. Ксенофонт о товаре и его свойствах. Экономические проблемы в трудах Платона. Проект государственного устройства в сочинении «Государство». Отношение Платона к рабству, торговле, разделению труда, деньгам и их функциям, богатству и роли государства в сочинении «Законы». Суждения Аристотеля о фундаментальных экономических категориях в трактате «Политика»: товар и два его свойства, анализ капитала, деньги и их функции, классификация форм торговли, классификация орудий труда, отношение к рабству.  
Экономическое учение меркантилистов. Русская экономическая мысль XVII – XVIII веков.   Исторические условия возникновения и развития меркантилизма: великие географические открытия, первоначальное накопление капитала, развитие колониальной торговли, «революция цен», усиление центральной государственной власти. Меркантилистская политика Ж.. Б. Кольбера, сущность реформ Кольбера. Т. Мен – представитель развитого меркантилизма. Основные положения меркантильной системы. Два основных вопроса меркантилистов: вопрос о внешней торговле и торговом балансе и вопрос о регулировании денежного обращении. Ранний и поздний меркантилизм, их отличительные особенности. Экономические идеи А. Ордин-Нащокина. Новоторговый устав и идеи меркантилизма. И. Посошков как своеобразный выразитель идей меркантилизма. Проблемы торговли, денег и денежного обращения, отношение к промышленности, крестьянству в работе И. Посошкова «О скудости и богатстве». Принципиальные отличия русского меркантилизма от западно- европейского.
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма  
Экономическое учение физиократов Причины возникновения учения физиократов во Франции в XVIII в. Общая характеристика учения физиократов. Характеристика земледелия, как единственного источника обогащения нации. Учение о «естественном праве» у физиократов. Сущность естественного порядка. Роль физиократов в утверждении принципов свободного общества. Ф. Кенэ и его работа «Экономическая таблица». Учение о чистом продукте. Классовое деление общества. Анализ воспроизводства. Теория денег, учение о капитале, точка зрения Кенэ на общее состояние общества. Значение работы Ф. Кенэ для развития экономической науки.  
А.Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение Д. Рикардо. Англия накануне промышленного переворота. Жизнь и деятельность Смита А. Работа «Исследование о природе и причинах богатства народов» – главный труд жизни А. Смита и важнейший этап в развитии экономической теории. Учение А. Смита об «экономическом человеке». А. Смит как родоначальник экономического либерализма. Экономический смысл «невидимой руки» и «laissez faire». Функции государства. Основные экономические проблемы в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»: разделение труда, теория денег, теория стоимости, учение о классах и их доходах, учение о прибыли, учение о ренте. Д. Рикардо – самый выдающийся экономист – теоретик в Англии. Главный труд Д. Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения». Философские и методологические основы теории Рикардо. Теория стоимости. Теория земельной ренты. Теория сравнительных преимуществ.  
Экономические учения периода разложения классической школы Томас Мальтус и его работа «Опыт закона о народонаселении». Содержание закона народонаселения. Оценка теории Мальтуса с позиций сегодняшнего дня. Вклад Мальтуса в развитие проблем народонаселения. Теория «третьих лиц» в работе Мальтуса «Принципы политической экономии». Теория «трёх факторов производства» Ж.. Б. Сэя и её роль в развитии экономической науки. Закон рынков Сэя и его актуальность в наши дни.  
Экономическое учение К. Маркса Исторические условия возникновения марксизма. История создания «Капитала». Структура «Капитала». Учение Маркса об общественно-экономических формациях. Основные положения экономического учения К. Маркса. Учение о товаре и его свойствах. Учение о двойственном характере труда. Теория стоимости. Учение о прибавочной стоимости. Теория капитала. Теория воспроизводства капитала. Теория ренты. Место экономического учения К. Маркса в экономической науке.  
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли
Неоклассическое направление и его эволюция Общая характеристика неоклассического направления. Исторические условия появления маржинализма. Особенность методологических подходов австрийской школы. Теория предельной полезности в трудах К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бём-Баверка. Теория процента Е. Бём-Баверка. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки». О роли математики в исследованиях А. Маршалла. Исследование проблем рынка у Маршалла. Монетаризм М. Фридмена. Цены в рыночной экономике. Сравнение рыночной и командной системы хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике. Концепция «естественной безработицы». Проблема монополий. Философия рынка Ф. Хайека. Сущность рынка. Рынок и конкуренция. Рынок и частная собственность. Механизм ценообразования в условиях рынка. Критика централизованного планирования. Вопросы о социальной справедливости. Ф. Хайек о разгосударствлении денег. Теория предложения и теория рациональных ожиданий.  
Кейнсианство и его эволюция. Экономические теории 20 – 30-х гг. ХХ в. в России. Теоретическая система Дж. М. Кейнса в работе «Общая теория занятости, процента и денег». Методология теоретического анализа. Установление связи между инвестициями, потреблением и национальным доходом – центральное звено кейнсианской теории. Значение кейнсианской модели макроэкономического регулирования. Эволюция кейнсианства. Исследование Р. Харрода, Е. Домара. Э. Хансена. Особенности посткейнсианства. Основные проблемы в работах Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдора. 20 – 30-е гг. ХХ в – «золотой век» экономической мысли в России. Аграрная теория А.В. Чаянова. Концепция семейно-трудового хозяйства. Учение о кооперации. Модель аграрной отрасли в целом. Теория «длинных волн в экономике» Н.Д. Кондратьева. Экономические дискуссии 20 – 30-х гг. Споры о сущности переходного периода. Дискуссия о противоречиях в социалистической экономике. Дискуссия о плане и рынке.  
Институционализм Отличительные особенности институционального направления. Т. Веблен – основоположник институционального направления. Полемика Веблена с неоклассическими. Идея социального контроля над экономикой. Веблен о роли науки и техники в обществе. Значение технократической концепции Веблена для экономической науки. Учение Веблена о «праздном классе». Концепция «индустриальной системы». Учение об «абсентеистской собственности». У. Митчелл и проблемы денег, денежного обращения экономического цикла. Джон Р. Коммонс – представитель социально-правового направления институционализма. Главное содержание его теории – исследование действия коллективных институтов. Теория социальных конфликтов. «Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта. Неоинституционализм: Д. Бьюкенен, Р. Коуз, Г. Беккер. Теория общественного выбора Д. Бьюккенена. Исследование Р. Коузом трансакционных издержек и прав собственности. Применение микроэкономического анализа на обширную область человеческого поведения и взаимоотношений, включая нерыночные отношения, Г. Беккером. «Экономика дискриминации». «Человеческий капитал» Беккера. Подсчёт экономической эффективности образования. Экономический подход к преступности. Экономика семьи.    

4.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины Количество часов  
Заочная форма обучения (на базе СПО) Заочная форма обучения (на базе ВПО) Заочная форма обучения (на базе СПОО) Очная форма обучения  
лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа лекции практ. занят. сам. работа  
МОДУЛЬ 1. Экономическая мысль в докапиталистическую эпоху  
1. Предмет, метод, функции и задачи истории экономических учений Экономическая мысль Древней Греции 0,5   0,5   0,5    
2. Экономическое учение меркантилистов Русская экономическая мысль 17-18 веков 0,5   0,5   0,5    
МОДУЛЬ 2. Экономическая мысль в период классического капитализма    
3. Экономическое учение физиократов 0,5   0,5      
4. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение Д. Рикардо 0,5   0,5    
5. Экономические учения периода разложения классической школы 0,5   0,5    
6. Экономическое учение К. Маркса 0,5 0,5  
МОДУЛЬ 3. Основные течения современной экономической мысли            
7. Неоклассическое направление и его эволюции  
8. Кейнсианство и его эволюция Экономические теории 20-30 годов XX в. в России    
9. Институционализм  
  ИТОГО:  

4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Очная форма обучения

Тема 3. Экономическое учение меркантилистов (2 ч.)

Тема 5. Экономическое учение физиократов (2 ч.)

Тема 9. Экономическое учение К. Маркса (2 ч.)

Тема 11. Кейнсианство и его эволюция (2 ч.)

Заочная форма обучения (на базе ВПО, СПО, СПОО)

Тема 9. Экономическое учение К. Маркса (1 ч.)

Тема 11. Кейнсианство и его эволюция (1 ч.)

4.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студента по дисциплине «История экономических учений» предусмотрена учебным планом и составляет 36 часов по очной форме обучения и по заочной форме на базе СПО 62 часа; на базе ВПО 62 часа; на базе СПОО 58 часов.

Студенты очной формы обучения выполняют следующие виды заданий:

- подготовка домашнего задания (в том числе индивидуального);

- подготовка доклада (сообщения);

- подготовка к участию в дискуссии;

- выполнение контрольной работы;

- самоконтроль студента с помощью тестов.

Студенты заочной формы обучения выполняют следующие виды заданий:

- выполнение контрольной работы;

- подготовка доклада (сообщения);

- подготовка к участию в дискуссии;

- самоконтроль студента с помощью тестов.

4.5.1. Подготовка домашнего задания

Подготовка домашнего задания является основной формой самостоятельной работы студентов очной формы обучения.

Студенты получают задание на каждом практическом занятии и с той же регулярностью отчитываются о его выполнении. Индивидуальное задание назначается студенту в целях совершенствования актуальных для него навыков или для наилучшего усвоения отдельных тем курса.

4.5.2. Задания для самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной (домашней) работы выполняются с использованием следующих учебных пособий:

1. История экономических учений: учебное пособие / Под. ред. Автономова В., Ананьина О., Макашева Н. - М.: ИНФРА-М, 2007. 784 с.

2. История экономических учений: учебное пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебеденко и др. Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 3-е изд. – Мн.: Новое знание, 2003. 340 с.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебное пособие / Я.С. Ядгаров. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. 480 с.

4.5.3. Доклады, сообщения

Подготовка докладов и сообщений может широко использоваться студентами заочной формы обучения при подготовке к практическим занятиям. Для студентов очного обучения данный вид самостоятельной работы рассматривается как вспомогательный. В то же время темы выступлений на занятиях могут быть развернуты в темы студенческих научных исследований и стать основой для участия в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ.

Наши рекомендации