Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь
Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).
Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика способна обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработица, резкой имущественной дифференциации населения.
Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества, исходя из современных тенденций мировых экономических процессов развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально–экономические и культурные связи, а также со странами дальнего зарубежья при одновременной защите отечественных интересов.
Беларусь выбрала такую стратегию развития, потому что она отвечает интересам и специфике страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально–экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.
Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в реализации стратегической цели социально–экономического развития страны – повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачами социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. являются:
· создание макроэкономических условий для устойчивого социально–экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики прежде всего на основе улучшения качественных ее параметров;
· техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования;
· создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
· доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США;
· повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий – до 25–30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
· улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
· обеспечение комплексности социально–экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.
Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально–экономических целей на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:
· формирование эффективной системы здравоохранения;
· активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
· наращивание экспорта товаров и услуг;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Главными средствами достижения поставленных целей и реализации приоритетов являются:
· финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;
· активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;
· государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;
· разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
· внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
· дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово–промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;
· ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;
· расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
· формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
· обеспечение экономической безопасности страны.
Развитие экономики страны будет проходить под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов на социально–экономические процессы, степень и виды которых предусмотреть невозможно. С учетом этого Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы представляет целевой вариант, который носит активный мобилизующий характер. Он исходит из необходимости существенного повышения уровня жизни народа, предусматривает достижение напряженных макроэкономических параметров, что соответствует теории индикативного и стратегического планирования.
Контрольные вопросы
1. Почему кейнсианская модель макроэкономической политики является активной и какое место занимает здесь фискальная политика?
2. При каких условиях применяется классическая модель макроэкономической политики и какова активность здесь фискальной и монетарной политики?
3. Как реализуются автоматические стабилизаторы экономики?
4. От каких факторов зависит ожидаемая инфляция и приведите формулу ее расчета?
5. В совокупности каких моделей макроэкономического равновесия наиболее полно можно рассмотреть факторы ожидаемой инфляции?
6. Приведите формулу для определения темпа роста денежной массы при использовании Центральным банком активной макроэкономической политики?
7. Что понимается под "непоследовательностью" макроэкономической политики? Является ли непоследовательная политика совершенно неэффективной? Почему непоследовательная политика вызывает недоверие к действиям правительства и Центрального Банка? Можно ли разрешить проблему недоверия с помощью смены политических лидеров?
8. Что решает последовательная макроэкономическая политика твердого курса правительства и Центрального банка?
9. Ряд экономистов считают эффективной ориентацию фискальной политики на поддержание сбалансированного государственного бюджета при сохранении полной занятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твердым курсом на ежегодную сбалансированность бюджета. Что более предпочтительно? Какие проблемы порождает курс на сбалансированность бюджета при полной занятости ресурсов?
10. В чем проявляется противоречивость целей макроэкономического регулирования?
11. Перечислите целевые ориентиры фискальной политики твердого курса.
12. Какие виды твердых курсов включает денежно–кредитная политика?
13. Если снижение уровня инфляции является первоочередной целью макроэкономического регулирования, то какое влияние процентной ставки должно быть на поведение IS–LM?
14. В чем состоят трудности выбора оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно–кредитной политики в переходных экономиках?
15. В чем состоит совершенствование государственности в Беларуси?
16. В чем заключается экономическая стратегия Беларуси?
17. Какова цель и какие задачи социально–экономического развития Беларуси являются основными на период 2001–2005 годы?
18. Какие приоритеты в достижении социально–экономических целей Беларуси определены на 2001–2005 годы?
19. Какие главные средства определены для достижения целей и реализации приоритетов социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 годы?
20. Какой сценарий социально–экономического развития Беларуси выбран на период 2001–2005 годы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: АО ДИС, 1996.
3. Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.
4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
5. Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.
6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.
7. Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.
8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1995.
9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.
10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978.
11. Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.
12. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2–х томах / Пер. с англ. – М.: Республика, 1992.
13. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1993.
14. Микро–, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – Спб.: "Лютера плюс", 1994.
15. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд–во МГУ, 1994.
16. Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. – Мн.: Мисанта, 1994.
17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. – М.: Начала, 1997.
18. Основы экономической теории: Учебное пособие / А.А. Баханов, В.А. Воробьев, М.Г. Баханова и др. – Мн.: Ураджай, 1995.
19. Политическая экономия: Учебно–методическое пособие для преподавателей. / Под ред. А.В. Сидоровича, В.М. Волкова. – М., 1993.
20. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Соч. Т 1. – М., 1955.
21. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. – СПб., 1994.
22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962.
23. Теория переходной экономики: Учебное пособие в 2 Т. Т.2. Макроэкономика / Под ред. Е.В. Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998.
24. Тур А.Н. Основы западной теории рыночной экономики. – Мн.: Мисанта, 1997.
25. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд–во МГУ, ИНФРА–М, 1997.
26. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993.
27. Экономика и рынок труда: Учебное пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун, Л.И. Леутина, Под общ. ред. А.С. Головачева. – Мн.: Выш. шк., 1994.
28. Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002.
29. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3–е изд. – СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, Изд–во "Питер", 2000.
30. Экономическая теория Практикум / Под ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьевой. – Мн.: БГЭУ, 1997.
31. Экономическая теория: Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО "Новое знание", 2000.
32. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.
33. Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.
[1] Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.