Создание научно-технической политики
При разработке научно-технической политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:
- разработке научно-технической политики на предприятии должен предшествовать глубокий технический и экономический анализ;
- научно-техническая политика предприятия должна составляться на основе прогнозирования развития науки и техники в отрасли;
- глубокая научная и экономическая обоснованность научно-технической политики;
- нацеленность научно-технической политики на реализацию социально-экономической политики и стратегических задач предприятия;
- обеспеченность реализации научно-технической политики материальными, финансовыми и другими ресурсами;
- выделение приоритетов в развитии науки и техники.
Глубокий технический и экономический анализ должен включать в себя:
- анализ технического уровня производства и его соответствие современным требованиям;
- анализ организации производства и труда и соответствие современным требованиям;
- анализ конкурентоспособности предприятия и продукции на внутреннем и мировом рынке;
- анализ экономического, в том числе и финансового состояния предприятия;
- анализ основных факторов, повлиявших на техническое и экономическое развитие предприятия.
Данный анализ позволит получить объективную информацию о техническом и экономическом состоянии предприятия, которая станет основой для выработки научно-технической политики на микроуровне.
На основе изучения литературных источников по исследуемой проблеме можно сделать вывод о неразработанности сущности единой научно-технической политики на микроуровне.
Научно-техническая политика на предприятии должна быть направлена прежде всего на решение следующих задач:
- повышение технического уровня производства;
- совершенствование организации производства и труда;
- обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции;
- рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
- повышение эффективности производства;
- обеспечение стабильного хорошего финансового состояния предприятия в текущей ситуации и в перспективе.
Влияние проводимой научно-технической политики на техническое состояние предприятия могут характеризовать следующие показатели:
- доля конкурентоспособной продукции в общем объеме ее выпуска;
- уровень механизации и автоматизации работ и труда;
- доля продукции в ее общем объеме, выпускаемой на основе прогрессивной технологии в ее общем объеме;
- уровень физического и морального износа машин и оборудования;
В данной главе предложена классификация факторов, влияющих на ускорение НТП по следующим признакам: в зависимости от масштабности влияния; в зависимости от направленности воздействия; в зависимости от характера возникновения и в зависимости от степени влияния. На наш взгляд, данная классификация позволяет более детально представить все факторы, влияющие на ускорение НТП, что является основой для более эффективного управления этим процессом на различных уровнях. Но этого недостаточно. Для управления НТП необходим комплексный подход, то есть учет влияния всех факторов. Таким инструментом может быть Единая государственная научно-техническая политика, так как она является важнейшим инструментом и рычагом в руках государства для управления НТП в необходимом для государства направлении.
На мой взгляд, под Единой государственной научно-технической политикой необходимо понимать комплекс организационных, экономических, правовых и других мер государства, обеспечивающих развитие науки и техники на необходимом уровне и внедрение результатов во все отрасли народного хозяйства.
Заключение
Разработка научно-технической политики на макро и микроуровне и их реализация является основой для ускорения НТП, в народном хозяйстве, стабилизации и подъема национальной экономики.
Известно, что НТП самым существенным образом влияет на экономические и социальные процессы в обществе, но механизм этого влияния в научной литературе исследован недостаточно.
Под научно-технической политикой на микроуровне понимается комплекс экономически обоснованных мероприятий по проведению научных исследований, внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации производства и труда, выпуску конкурентоспособной продукции, нацеленных на реализацию среднесрочной и долгосрочной стратегии предприятия.
Можно утверждать, что все перечисленные направления позитивно отразятся на уровне устойчивости пищевой промышленности. Однако НТП имеет обратную сторону: вызывает необратимые разрушения, обостряет экологические проблемы, делает возможным отделение огромных масс трудящихся от орудий труда. Это обостряет необходимость перехода к устойчивому экономическому развитию посредством сознательного регулирования результатов НТП, соизмерения последствий экономического роста с экологическими и социальными ориентирами.
Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.
Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит -- индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно - спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.
Говоря о России можно добавить и то, что в стране существует необходимость увеличения бюджетов организаций, финансирующих НТП, а также создания новых институтов и исследовательских центров с высококвалифицированным персоналом, увеличения эффективности затрат на НИОКР.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время НТП является одним из главных факторов экономического роста страны, и в экономике каждого государства должна быть разработана специальная система его развития и финансирования, отвечающая не только экономическим потребностям, но и социальным.