Валютная система и валютный контроль в национальной

Экономике Беларуси

Функционирование национальной экономики в системе ми­рового хозяйства предполагает наличие в стране комплекса го­сударственных структур, правовых и финансовых институтов, регулирующих валютные отношения как внутри страны (в де­нежно-кредитной сфере), так и во внешнеэкономической дея­тельности государства. Совокупность таких структур, институ­тов и механизмов образует национальную валютную систему. Обобщение зарубежного и отечественного опыта пока­зывает, что национальная валютная система – это форма ор­ганизации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее типовые составляющие:

§ национальная денежная единица;

§ официальные золотовалютные резервы;

§ валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

§ условия конвертируемости (обратимости) валюты;

§ наличие или отсутствие валютных ограничений;

§ порядок внешнеторговых расчетов страны;

§ режим национального валютного рынка и рынка золота;

§ статус национальных учреждений, регулирующих валют­ные отношения страны;

§ связи с международной валютной системой в рамках меж­государственных соглашений.

Национальная валютная система – составная часть денеж­ной системы страны. Ее основой является установленная зако­ном денежная единица государства, которая при использова­нии в международных экономических отношениях становится валютой.

Валюта – национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях на зако­нодательно закрепленной основе.

Валютный курс (важнейший элемент валютной системы) – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в де­нежных единицах других стран или в международных валют­ных единицах. Динамика валютного курса, степень и частота его колеба­ний являются показателями экономической и политической стабильности общества.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами, и прежде всего, состоянием экономики страны. Курс валюты зависит также от соотносительных тем­пов инфляции в различных странах, темпов роста производи­тельности труда и ее соотношения между странами, темпов рос­та ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты.

Непосредственное влияние на курс валюты оказывают состо­яние платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках разных стран, степень использова­ния валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы.

Валютный рынок – это особый рынок, на котором осущест­вляются валютные сделки, т.е. обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному номинальному валютному курсу.

Номинальный валютный (обменный) курс – это относи­тельная цена валют двух стран, или валюта одной страны, вы­раженная в денежных единицах другой. Когда используется термин «валютный курс», то речь идет о номинальном обмен­ном курсе.

Реальный валютный курс характеризует соотношение, в котором товары одной страны могут быть проданы в обмен на товары другой. Реальным обменным курсом белорусского рубля по отношению к валюте страны – торгового партнера называ­ется соотношение цен (стоимостей) в Республике Беларусь и стране – торговом партнере, скорректированное на номиналь­ный обменный курс белорусского рубля по отношению к валюте страны – торгового партнера. Рассчитываются двусторонний и сводный (эффективный) индексы реального обменного курса.

Установление курса национальной денежной единицы в иностранной валюте в данный момент времени называется ва­лютной котировкой. В большинстве стран мира, начиная с 1970-х годов, фикси­рованные курсы валют уступили место плавающим. В условиях плавающих курсов валютный курс, как и всякая другая цена, определяется рыночным спросом и предложением.

Валютное регулирование включает принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций. Среди действий прави­тельства, влияющих на валютный курс, можно выделить меры прямого и косвенного регулирования. К последним в условиях открытой экономики относится почти весь арсенал денеж­но-кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияют количество денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента, темпы инфляции и т.п. Государство может использовать и методы прямого воздействия: валютные интервенции, дисконтную (дисконт-процент, взимаемый бан­ком) политику и валютные ограничения.

Цель валютных интервенций (операций на валютном рын­ке) центральных банков – противодействовать снижению кур­са национальной валюты или, наоборот, его повышению. Одна­ко следует отметить, что валютные интервенции могут быть эф­фективным инструментом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане.

В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным про­центом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностран­ных капиталов.

Методы регулирования валютного курса могут быть направ­лены как на девальвацию – снижение курса валюты, так и на ревальвацию – повышение курса валюты.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограниче­ния, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, ус­тановленных в законодательном или административном поряд­ке и направленных на ограничение операций с валютой, золо­том и другими валютными ценностями.

В настоящее время основной валютой, в которой осущест­вляется около 80 % всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валю­ты. В этом же качестве используются евро и японская иена.

Валютный контроль является составной частью валютного регулирования в зарубежных странах, охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. Меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям «лидз энд лэгс», запрещение или наличие предварительного разрешения национальных ва­лютных органов на открытие счета в иностранной валюте в дан­ной стране и за ее пределами; внесение беспроцентного импорт­ного депозита в уполномоченный банк и др.

С объемом и методами применяемых государством валютных ограничений напрямую связано понятие конвертируемости (обратимости) валюты. С точки зрения режима обратимости, различают свободно конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую.

Валютная политика как обобщение вышеуказанных форм и методов регулирования валютных отношений служит инстру­ментом обеспечения равновесия в валютной сфере и ее нацелен­ности на создание условий устойчивого экономического и соци­ального развития, сдерживание роста безработицы и инфля­ции, поддержание равновесия платежного баланса страны. В этом контексте валютная политика – органичная часть обще­экономической политики государства и, особенно, внешнеэко­номической.

Национальные валютные системы и валютные рынки тесно взаимодействуют в рамках современной глобальной валютной системы.

Формирование мировой валютной системы происходило вслед за промышленной революцией и образованием мировой системы хозяйствования. Валютная система прошла в своем развитии три этапа, каждому из которых соответствовал свой тип организации международных валютных отношений. Первым этапом следует считать период от ее возникновения в XIX в. до начала второй мировой войны. Переход ко второму этапу начался с конца 1930-х годов. Свое юридическое оформление мировая валютная система на этом этапе получила на Бреттон-Вудской конференции (США) в 1944 г. Третий этап – со здание в 1970-х годах ныне действующей системы, которая юридически была оформлена после совещания в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.

Национальная валютная система Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.

Основой валютной системы Беларуси является белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. Вначале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. – на Межбанковской валютной бирже (МВБ). Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. В связи с введением рядом республик бывшего СССР национальных валют все юридические и физические лица стран как дальнего, так и ближнего зарубежья были отнесены к лицам-нерезидентам с применением к ним единых норм валютного регулирования. В октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным платежным средством на территории страны.

Переходным этапом в, становлении валютной системы Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме играл основной принцип – равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения. В целом же валютный механизм характеризовался как совокупность принципов и методов применения валютных рычагов, которая выражается в организации, регулировании, планировании (прогнозировании) и стимулировании использования валютных ресурсов. В структуру валютного механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение.

Начало огромной и сложной работы по созданию валютного механизма положило Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Респуб­лики Беларусь», принятое 20 марта 1992 г. В нем были опреде­лены режимы формирования, распределения, использования валютных ресурсов и проведения валютных операций, а также установлены функции органов власти и банковской системы в валютном регулировании, управлении валютными ресурсами и общие принципы валютной политики.

Валютная политика является составной частью экономической политики государства и разрабатывается Национальным банком Республики Беларусь во взаимодействии с Правительством Республики Беларусь с учетом стратегии и программ социально-экономического развития республики и в координации с макроэкономической, социальной, инновационной, структурно-инвестиционной и другими видами политики.

Валютная политика страны определяется как совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения стратегических и тактических целей государ­ства.

Основными направлениями валютной политики являются:

§ укрепление национальной валюты;

§ укрепление валютно-финансового механизма;

§ повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

§ привлечение на выгодных для страны условиях иностранных инвестиций;

§ противодействие нежелательному вывозу за границу оте­чественного и иностранного капиталов.

К основным мерам текущей валютной политики относятся: дисконтная политика, девизная политика, изменения валютного курса (девальвация и ревальвация), валютные ограничения, диверсификация валютных резервов, получение и предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах.

Курсовое регулирование включает две составляющие: валютный режим и курсовой контроль. Валютный режим – это комплекс экономических методов, используемых при выборе и установлении обменного курса национальной валюты к базовой валюте. Курсовой контроль применяется большинством стран в период кризиса экономики с целью защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты. Система курсового контроля достаточно успешно использовалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Германии, Японии и многих других странах.

Ограничения представляют собой характеристики социаль­но-экономической системы, сложившиеся в настоящее время. К наиболее существенным характеристикам относятся: степень открытости экономики; относительная величина золотовалютных резервов государства; сальдо платежного баланса; дефицит (профицит) государственного бюджета; уровень и темпы роста ВВП; темпы инфляции; национальный уровень цен и др.

Главными инструментами валютной политики Беларуси, реализующими указанные задачи, являются общесистемные (внешние) и внутрисистемные (внутренние) методы и процедуры.

Практика курсового регулирования в Беларуси и других странах с переходной экономикой показывает, что существуют три стратегии валютной политики. Первая из них заключается в выравнивании платежного баланса, в первую очередь баланса текущих операций, т.е. в обеспечении конкурентоспособности страны на внешних рынках. Эта цель достигается путем ис­пользования режима плавающего курса. Вторая стратегическая цель – поддержание паритета покупательной способности, что достигается с помощью поддержания реального курса на постоянном уровне. Третья цель состоит в достижении финансовой стабилизации на основе фиксации номинального обмен­ного курса и подчинения этой цели денежно-кредитной, нало­гово-бюджетной, инвестиционной политики и др.

Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля находят свое выражение в формировании обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран и покупательной способности белорусского рубля на внутреннем рынке, адекватных макроэкономическим условиям Республики Беларусь, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики.

В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства Республики Беларусь). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования. Золотовалютные резервы, непосредственно формируемые Национальным банком, будут увеличиваться за счет покупки золота и иностранной валюты, а также получения доходов от управления золотовалютными резервами. Валютные резервы Правительства Республики Беларусь будут формироваться по нескольким направлениям. Основными из них должны стать: увеличение инвалютных депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке, получение внешних займов, аккумулирование валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться на рыночных принципах в условиях свободного перетока средств между различными сегментами валютного рынка. Операции Национального банка на валютном рынке будут направлены главным образом на обеспечение прогнозируемой динамики обменного курса белорусского рубля, пополнение золотовалютных резервов государства и регулирование ликвидности банковской системы.

Для минимизации издержек экспортеров и стимулирования возврата валютной выручки Национальным банком будет решаться вопрос о проведении обязательной продажи валютной выручки не только на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», но и на внебиржевом валютном рынке, а также вопрос о переходе к обязательной продаже исключительно экспортной выручки в свободно конвертируемой валюте.

В дальнейшем продолжится курс на максимальное сокращение использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь.

Будет также продолжена работа по унификации белорусского и российского законодательств в области валютного регулирования.

Для международных валютных отношений современного этапа характерно сочетание нестабильности, высокой степени неопределенности процессов и одновременно углубления координации экономической политики государств в этой области. Координация действий в валютно-финансовой сфере происходит как на уровне правительств, так и в рамках межгосударственных валютно-финансовых организаций.

Каждая страна, участвующая в мировой торговле, проводит свою (национальную) внешнеторговую политику или систему мероприятий внешнеэкономической деятельности, направленных на защиту внутреннего рынка или стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направле­ний товарных потоков, а также мероприятий по совершенство­ванию международных расчетов.

Образование суверенного белорусского государства сделало Беларусь субъектом международного права и активным участ­ником международной торговли. Республика Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 150 странами мира. Беларусь как малая страна с открытой экономикой и ограниченными природно-сырьевыми ресурсами целенаправленно развивает многовекторную внешнюю политику, совершенствует структуру экспорта и импорта, формы и методы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В последние годы руководство страны проводит курс на дальнейшую либерализацию ВЭД, усиление рыночных механизмов воздействия на эту сферу при одновременном укрепле­нии ее правовой базы в контексте усилий мирового сообщества по созданию единого правового, административного и органи­зационно-технического пространства мировой торговли, пре­жде всего в рамках ВТО, ЕС, региональных организаций – СНГ, ЕврАзЭС и др.

Важнейшими компонентами организации внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями и движением валютных ценностей в стране и через границу. Деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, или валютное регулирование, регламентируется законодательством.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 22 июля 2003 г.) № 226-З) валютное регулирование – это деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе, правил владения, пользования и распоряжения ими.

Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля, порядок и нормы вывоза, ввоза и пересылки в Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусский рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на валютной бирже и др.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, государственный таможенный комитет.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые органы.

К валютным ценностям относятся иностранная валюта, куда включаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, а также средства на счетах в банках (в стране и за рубежом) в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Понятие «валютные ценности» включает также платежные документы и ценные бумаги в иностранной валюте и белорусских рублях, используемые при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе, вывозе и пересылке, осуществлении между­народных банковских переводов и других операций.

Валютные операции в Беларуси осуществляют только уполномоченные коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие лицензии Национального банка.

Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Республику Беларусь с целью оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, а также развития внутреннего валютного рынка и форми­рования государственных валютных резервов.

Правовой основой в области валютных отношений и валют­ного контроля являются Указ Президента Республики Бела­русь «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» от 23 февраля 2000 г. № 87, Закон Республики Беларусь «О валютном регули­ровании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г. № 226-3, Банковский кодекс и таможенное законодательство.

В соответствии с положениями указанных документов основными направлениями валютного контроля являются:

§ определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

§ обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

§ предотвращение легализации доходов, полученных неза­конным путем;

§ проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

§ анализ данных учета, отчетности и информации по валют­ным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные зако­нодательством.

Национальный банк осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Государственный таможенный комитет осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Бела­русь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством.

Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правитель­ству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кре­дитно-финансовые организации.

Таможенные органы (региональные таможенные управле­ния, таможни, таможенные посты) в качестве агентов валютно­го контроля подотчетны ГТК как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу Беларуси объектов валютного контроля (наличной валюты, ценных бумаг, валютных ценностей).

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков и наделения органов контроля достаточным объемом полномочий.

Наши рекомендации