Факторы формирования и использования воспроизводственного потенциала
На основе методики, описанной в работе А. Н. Дырдоновой1, нами проведена классификация факторов, влияющих на формирование и использование воспроизводственного потенциаларегиона.
По направлению воздействия на воспроизводственный потенциал можно выделить внешние и внутренние факторы. Внешние факторы определяются политикой федерального центра, налоговой системой, экономической и политической ситуацией в стране и в мире. Внутренние факторы включают в себя результаты хозяйственной деятельности на территории, уровень экономического развития региона, состояние инфраструктуры, внутреннюю экономическую политику.
Одно из важных проявлений и результатов действия как внешних, так и внутренних факторов ¾ это инвестиции. На наш взгляд, инвестиции вообще являются одним из главных условий функционирования и расширенного воспроизводства потенциала региона. Более того, инвестиции могут формировать и развивать новые виды, элементы воспроизводственного потенциала.
По характеру воздействия и устойчивости на воспроизводственный потенциал можно выделить объективные и субъективные факторы.
Объективные факторы в основном формируются под влиянием историко-генетических и внешних конъюнктурных предпосылок. Историко-генетические предпосылки определяют место региона в общей системе территориальной организации страны, тип освоения региона, его экономико-географическое положение, возможность доступа к основным рынкам, транспортным путям, ресурсам, природные условия, население и расселение, особенности развития производственной и непроизводственной сферы. Например, чем выше плотность населения, тем (при прочих равных условиях) выше стоимость земли. По закону А. С. Пигу при строительстве железной дороги цена земли вокруг нее возрастает, но возрастают и сопровождающие издержки. Внешние конъюнктурные предпосылки складываются из условий экономической ситуации вокруг региона на национальных и мировых рынках. В частности, это динамика мировых цен на нефть и другие минерально-сырьевые ресурсы, конъюнктура на фондовых биржах, состояние валютного рынка. Объективные факторы слабо поддаются воздействию со стороны региона.
Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность различных структур: экономических субъектов, общественных организаций, государственных и муниципальных органов власти. Степень влияния региона на субъективные факторы значительно выше. По скорости изменения можно выделить медленно изменяемые и быстро изменяемые субъективные факторы.
Медленно изменяемые факторы характеризуются значительным периодом формирования и преобразования. Это такие факторы, как транспортная и техническая инфраструктура территории, внутренняя социальная, политическая и экологическая ситуация.
Быстро изменяемые факторы включают в себя региональное и местное законодательство ¾ это система нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность на территории региона, а также экономическая политика региональных государственных органов власти, которая проявляется, прежде всего, в направлениях расходования государственного бюджета.
Как видно из приведенной классификации, один из существенных факторов, воздействующих на воспроизводственный потенциал региона, ¾ это государственная политика в целом, проводимая на разных уровнях власти, и политика, проводимая федеральным центром в отношении регионов в частности. Государственная политика обеспечивает диалектическую взаимосвязь внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.
Рассмотрим эту взаимосвязь на примере бюджетно-налоговой политики Республики Башкортостан и федерального центра. Это фактор, оказывающий решающее воздействие на воспроизводственный потенциал региона в целом и на финансовый потенциал в частности. В результате взаимодействия внешних и внутренних факторов может происходить производство (формирование), распределение, обмен и потребление отдельных элементов воспроизводственного потенциала в регионе. Вплоть до 2000 г. большая часть финансового потенциала в части доходов государственного бюджета оставалась на территории республики, и при этом Башкортостан являлся одним из основных доноров федерального бюджета, т. е. фактически делился своим мощным воспроизводственным потенциалом со значительным количеством слабых и депрессивных регионов России.
Кстати, в данном контексте можно по-иному осмыслить понятие «отсталый регион»: такой регион будет характеризоваться низким фактическим воспроизводственным потенциалом, нуждающимся в дополнительном вливании извне, прежде всего в виде инвестиций. Хотя на территории отсталого региона могут присутствовать отдельные неиспользуемые компоненты воспроизводственного потенциала, для их вовлечения в оборот опять-таки требуются инвестиции. Таким образом, инвестиции представляют собой особый элемент воспроизводственного потенциала, который может заставить работать или позволяет поддерживать в рабочем состоянии остальные элементы и компоненты воспроизводственного потенциала.
В 2001 г. межбюджетные отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией были приведены в соответствие с федеральным законодательством. В итоге практически половина финансового потенциала Республики Башкортостан в части поступлений в государственный бюджет в настоящее время изымается федеральным центром, что не может не наложить отпечаток на дальнейшее экономическое развитие республики.
В связи с проблемой донорства и реципиентства необходимо отметить, что для федерального центра была бы крайне полезна информация о воспроизводственном потенциале субъекта в поэлементном разрезе. Для сравнения с достигнутыми регионом результатами эту информацию следует оценивать без учета принимаемых на региональном уровне решений и эффективности использования потенциала. И только затем нужно принимать решение о выравнивании экономического развития данного региона. Между тем в настоящее время основным критерием для помощи со стороны федерального центра служит уровень бюджетной обеспеченности населения региона, что отражает только фактическое состояние региона и стимулирует иждивенческие настроения органов управления субъектом Российской Федерации.
Федеральный центр воздействует на воспроизводственный потенциал регионов также и с помощью расходной части федерального бюджета, включающей в себя следующие инструменты:
■ межбюджетные трансферты;
■ субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ;
■ федеральные программы регионального развития.
На долю межбюджетных трансфертов приходится большая часть расходов федерального бюджета в рамках экономического выравнивания регионов. Значительную роль в бюджетных отношениях играют субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ, которые используются для финансирования регионов, не имеющих возможности покрыть своими доходами выплаты социального и иного характера. Хотя многими авторами данные инструменты рассматриваются как основные в проведении региональной политики, тем не менее известно, что при их использовании подрывается заинтересованность регионов в результативности проведения своей хозяйственной деятельности. Федеральные программы призваны, прежде всего, решать структурные экономические проблемы в отдельном регионе2.
Например, в 2002 г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.» (реализуется с 2003 г.). Главной ее целью являлось обеспечение перехода экономики и социальной сферы республики на качественно новый уровень развития. Федеральная целевая программа включала в себя 79 инвестиционных проектов и 53 комплексных социальных мероприятия. Общий объем финансирования программы составлял 172 млрд. руб. Очевидно, что подобные программы ¾ важный дополнительный источник финансирования мероприятий по комплексному решению социальных, экономических и научно-технических проблем республики, оказывающий непосредственное влияние на воспроизводственный потенциал региона.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
1 Дырдонова А. Н. Инвестиционный потенциал региона: проблемы формирования и воспроизводства // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы Международной научно-практической конференции. 27-29 мая 2004 г. ¾ Уфа, 2004.
2 Гребенкин А .С. Региональная политика на современном этапе развития РФ // Воспроизводственный потенциал региона: Материалы Международной научно-практической конференции. 27-29 мая 2004 г. ¾ Уфа, 2004. С. 116-118.