Оформление курсовой работы. Методические указания

Т. Д. Бахар

МАКРОЭКОНОМИКА

Методические указания

к выполнению и защите курсовых работ

по дисциплине

Направление080100.62 Экономика

Профиль«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Оформление курсовой работы. Методические указания - student2.ru

Чита 2012

УДК 330.101.541

ББК 65.012.2

Б 30

Методические указания и задания контрольных работ для студентов заочного факультета разработаны ст. преподавателем кафедры экономики и управления Т. Д. Бахар в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рецензент: канд. экон. наук, доцент О. А. Номоконова.

Методические рекомендации и задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения,обсуждены на заседании кафедры экономики и управления ЗИП Сиб УПК. Протокол № 6 от 15.02.12.

Бахар Т. Д.

Б 30 Макроэкономика [Текст]: методические указания по выполнению и защите курсовых работ по дисциплине : направление 080100.62 Экономика : профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Текст] / Т. Д. Бахар. – Чита: ЗИП СибУПК, 2012. – 30 с.

УДК 330.101.541

ББК 65.012.2

© Бахар Т. Д., 2012.

© Забайкальский институт

предпринимательства, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения ……………………………………...
2. Структура и содержание курсовой работы …………...
3. Оформление курсовой работы ………………………...
4. Выбор темы и консультирование ……………………..
5. Основные этапы самостоятельной работы …………...
6. Рецензирование курсовой работы …………………….
7. Защита и оценка курсовой работы …………………….
8. Тематика курсовых работ ……………………………...
Библиографический список ……………………………….
Приложение ………………………………………………..

Общие положения

В соответствии с учебным планом студенты направления 080100.62 Экономика профиля«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выполняют курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика».

Дисциплина «Макроэкономика» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы направления 080100.62 Экономика.

Цель изучения макроэкономики – формирование у студентов теоретической и информационной базы современного экономического мышления, навыков анализа сложных явлений и процессов на макроуровне.

В результате изучения макроэкономики выпускник должен:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты макроэкономики, основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- основы построения, расчета и анализа современной системы макроэкономических показателей;

уметь:

- анализировать экономически явления и процессы во взаимосвязи;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности;

иметь навыки:

- построения экономических моделей, прогнозирования на основе стандартных теоретических моделей на макроуровне;

- самостоятельной творческой работы с информацией необходимой для повышения своей квалификации.

Выполнение курсовой работы рассматривается как одна из форм самостоятельной работы студентов, которая является важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретения опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему специалисту в его трудовой деятельности.

Другими словами, цель курсовой работы - систематизация, расширение, закрепление, углубление и обобщение теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, приобретение навыков самостоятельной аналитической работы, овладение приемами и методами комплексного анализа, выработка навыков правильного (в соответствии со стандартными требованиями) оформления письменных работ.

В процессе выполнения курсовой работы студенты самостоятельно знакомятся с законодательными актами и нормативными документами, аналитическими работами российских и зарубежных экономистов, монографиями и периодическими изданиями, статистическими данными.

В курсовой работе студенты должны показать глубокую экономико-теоретическую подготовку, правильное понимание существа и значения рассматриваемых вопросов, способность к сбору, анализу, сравнению и обобщению материалов из разнообразных источников, к освоению положительного опыта, к определению собственной авторской позиции, формулировке конкретных выводов и предложений по результатам исследования.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи, стоящие перед студентом при выполнении курсовой работы:

1) систематизировать, расширять, углублять и закреплять знания, полученные при изучении курса «Макроэкономика»;

2) получить навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками;

3) научиться собирать, проверять, обрабатывать и анализировать фактический материал, делать соответствующие выводы и предложения, вытекающие из материалов анализа.

4) курсовая работа является начальной формой научно-исследовательской работы. Она подготавливает студента к выполнению выпускной квалификационной работы, а также может служить основанием для выступления с докладом на научной студенческой конференции, круглых столах, коллоквиумах и т.п.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания по макроэкономике и другим взаимосвязанным дисциплинам, но и фактические данные, характеризующие деятельность экономических агентов.

Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к курсовой работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения макроэкономики.

Методические указания к выполнению курсовых работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Макроэкономика» и включают общие требования по выполнению и оформлению курсовой работы, независимо от особенностей конкретных тем.

2. Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа должна содержать следующие составные части: титульный лист, план, введение, основную часть, заключение и библиографический список, при необходимости – приложения с таблицами, графиками, иллюстрациями.

Титульный листсодержит реквизиты:наименование учредителя, полное наименование учебного заведения, наименование кафедры, тему работы, сведения об авторах работы, сведения о руководителе, местонахождение образовательного учреждения, год написания работы (приложение 1).

Оглавление составляется в соответствии с содержанием темы, которое детализируется в виде глав и параграфов или отдельных разделов. Образцы оглавлений представлены в приложениях 2, 3.

Во введении автор обосновывает выбор темы, ее актуальность, кратко формулирует содержание исследуемой проблемы, характеризует степень ее изученности, определяет цели и задачи. Следует отметить, что вводную часть не стоит перегружать определениями понятий, терминов. Такая ошибка достаточно часто встречается в курсовых работах. Надо отчетливо видеть, какой материал расположить во введении, а какой – в основной части. Подчеркнем также, что введение не должно быть слишком большим, оптимальный объем данной части составляет 2-3 страницы.

Цельнаписания курсовой работы формулируется как исследование конкретного процесса или явления, определение его роли в макроэкономике, разработка предложений или рекомендаций по решению выявленной проблемы и т. д.

Целькурсовой работы конкретизируется и детализируется в ее задачах. Формулировку задач рекомендуем начинать со слов: оценить.., исследовать.., проанализировать.., разработать…, определить.., выработать.

Предмет исследования – это проблема, круг вопросов, научная область, которые анализируются в работе.

Объект исследования – процессы и явления, обусловливающие изменение определенных показателей, порождающие какую-либо проблему и т.п.

Намеченные цели и задачи раскрываются в основной части, которая подразделяется на главы и параграфы. Каждая глава и каждый параграф в структуре курсовой работы имеют свое назначение. Однако следует иметь в виду, что в работе по макроэкономике, как правило, выделяются главы, посвященные теоретическим вопросам, и главы, в которых с позиций изложенных теорий анализируются реальные практические проблемы. Такая структура не является обязательной. Обязательно лишь то, что в работе автор не может ограничиться только теоретическим материалом, а должен показать свое умение применять теоретические знания для анализа практических фактов и проблем. Подчеркнем и то, что все главы и параграфы должны иметь свое название. Названия глав, параграфов и самой работы не должны повторять друг друга. Напомним также и то, что эти названия должны быть указаны не только в плане, но и в основном тексте.

Количество глав и параграфов не ограничивается и зависит от особенностей темы и цели курсовой работы. Но при этом надо иметь в виду то, что составление чрезмерно подробного плана нередко оборачивается поверхностным рассмотрением намеченных вопросов.

Чаще в структуре курсовой работы выделяют теоретическую и практическую части.

В теоретической части на основе изучения и систематизации информации из различных источников автор рассматривает сущность исследуемой проблемы. Особое влияние следует обратить на ключевые понятия. Сведения об истории, современном состоянии, тенденциях развития предмета исследования указывают на творческое отношение автора к работе и глубину исследования.

В практической части рекомендуется показать отечественный и зарубежный опыт. Источниками такой информации могут стать интернет-ресурсы, статистические сборники и специальные журналы, такие как «Вопросы экономики», «Справочник экономиста» и др.

Каждый раздел курсовой работы должен представлять законченный в смысловом отношении фрагмент работы и завершаться краткими выводами, обобщениями.

В заключении автор подводит итоги, кратко формулирует выводы и предложения, вытекающие из содержания всей курсовой работы. Целесообразным представляется определение не только положительных результатов собственного исследования, но и отрицательных сторон, т.е. таких, которые, по мнению автора, нуждаются в дальнейшей проработке. Важно, чтобы исполнитель сам смог увидеть, сформулировать и предложить возможные пути дальнейшей работы над избранной темой. Объем заключения должен быть около двух страниц.

Библиографический список должен отвечать следующим основным требованиям:

– соответствие источников информации теме курсовой работы;

– наличие перечня использованных научных работ и статей;

– разнообразие видов изданий: официальные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и другие;

– отсутствие морально устаревшей литературы.

Образец оформления источников информации приведен в списке рекомендуемой литературы.

Приложения призваны конкретизировать и дополнять содержание текста работы и могут включать схемы, таблицы, анкеты, тесты и т. д.

Оформление курсовой работы

Текст курсовой работы в машинописном или компьютерном исполнении по объему должен быть не меньше 25 листов формата А4, заполненных с одной стороны. Сюда не включаются титульный лист, план, приложения и список литературы. Если объем не достигает требуемых параметров, то это свидетельствует о том, что автор поверхностно подошел к исследуемым вопросам и не смог раскрыть тему. Однако не следует думать, что чрезмерно большой объем (больше 35 страниц) будет воспринят научным руководителем как достоинство представленной курсовой работы. Такое качество будет скорее всего свидетельствовать о неумении автора отобрать из большого массива данных наиболее важные для раскрытия темы материалы, о неумении кратко и отчетливо формулировать свои мысли.

Курсовая работа набирается в текстовом редакторе Word на компьютере шрифтом Times New Roman Cyr через 1,5 междустрочных интервала. Размер шрифта 14. На листах текста необходимо оставлять поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм и снизу по 25 мм. При этом никаких рамок и других неуместных «украшений» применять не рекомендуется.

Каждую главу следует начинать с нового листа. Заголовки глав размещаются на листе с выравниванием по центру и пишутся прописными буквами. Заголовки параграфов выравниваются также по центру и пишутся строчными буквами (кроме первой прописной). Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,5 см.

Интервалы между заголовками и текстом должны быть равны 18 пт. (см. меню Формат→Абзац→Отступы и интервалы). Переносы слов в заголовках и подчеркивание их не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком таблицы или диаграммы, а также между последней строкой таблицы и последующим текстом должно быть в два раза больше интервала, который имеется между строчками текста работы.

Расстояние между строчками в пояснениях и легендах диаграмм, графиков, таблиц и т.д., а также подстрочных сносках должно быть в один интервал, размер шрифта 12.

Нельзя допускать разрыва заголовков глав, параграфов, таблиц с текстом, т.е. помещать заголовки внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу на другой. Нежелательно также разрывать таблицу. Если таблица размещена более чем на одной странице, то необходимо на следующей странице в правом верхнем углу указать: продолжение или окончание таблицы..

Основные требования к любой рукописи – простота, четкость и сжатость изложения, выразительность языка. Изложение материала должно быть лаконичным и вместе с тем полным. Желательно избегать частого повторения одинаковых слов, словосочетаний, оборотов. Это требование, особенно важно соблюдать в тексте на одной или соседних страницах. Произвольные сокращения слов (например, «экон.», «произв.», «хар-ся» и т.п.) не допускается. Это не относится к общеупотребительным аббревиатурам, таким как РФ, США, ЦБ, МВФ и т.д. Строго должны соблюдаться обозначения единиц измерения (руб., тыс., млн., руб., т, ц, и т.д.). Знак % пишется только вместе с цифровым выражением.

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами вверху страницы с выравниванием по центру. Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного листа до последней страницы. Нумерация начинается с введения.

Рисунки и таблицы, которые располагаются в работе на отдельных страницах, необходимо включать в общую нумерацию.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

Параграфы в пределах каждой главы и пункты в пределах каждого параграфа нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа должна быть точка, например, «1.3.» (третий параграф первой главы).

Все иллюстрации, графики, диаграммы обозначаются словом «Рис.» И нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например, рис. 1.2. (второй рисунок первой главы). При ссылке на рисунок следует указывать его полный номер, например, «Рис. 1.2» (второй рисунок первой главы). При ссылке на таблицу указывают ее полный номер и слово «Таблица» пишут в сокращенном виде, например: (табл.1.2).

Рисунки размещают сразу после ссылки на них в тексте работы. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Каждый рисунок сопровождается содержательной подписью, которая пишется под рисунком в одну строчку с номером.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах главы. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенный точкой, например: (табл.1.2).

При переносе части на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение», указывают номер страницы, например: «Продолжение табл. 1.2».

Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Каждая таблица имеет содержательный заголовок. Заголовок помещают под словом «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают.

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками, и с прописных, если они самостоятельные.

Делить заголовки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну под другой в пределах одной страницы.

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Формулы в курсовой работе (если их больше одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках или ограниченного косыми линиями, например: (3.1) или /3.1/ (первая формула третьей главы).

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова “где” без двоеточия.

Список литературы должен включать весь перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы, на которые имеются ссылки в тексте. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в квадратных скобках, указывая источник и страницу. Например, обозначение [12, с. 75] означает: 12 – порядковый номер по списку использованной литературы, а 75 – номер страницы, в этом источнике. В таком же порядке даются ссылки на источники цитат.

Используемая литература дается в следующей последовательности:

1) законодательные, директивные и нормативные материалы (Законы РФ, Законы субъектов РФ, Указы Президента, Постановления правительства России, Государственных комитетов, Министерств и ведомств, важнейшие инструктивные, методологические и исторические документы общегосударственного уровня);

2) статистические источники в хронологии изданий: официальные сборники, сообщения, обзоры и т.д.

3) отечественные и зарубежные работы (многотомные собрания сочинений, книги, монографии, брошюры и др.). Периодические издания (журналы, газеты) указываются в алфавитном порядке списка.

4) другие источники.

Порядок описания книг: фамилия и инициалы автора (в именительном падеже, при наличии трех и более авторов допускается указание фамилии и инициалов основного и др.), заглавие книги, место издания (необходимо приводить полностью в именительном падеже, за исключением городов Москва, Санкт-Петербург, Киев, где допускается указывать лишь первые буквы из названия города), наименование издательства, год издания и количество страниц.

Порядок описания статей: после фамилии и инициалов автора указывается название статьи, затем через две разделительные черты – название сборника, журнала, год издания, номер журнала и конкретная страница. В газетах – указывается год, число и месяц. Страницы указываются, если в объеме газеты более 5 страниц.

Иллюстрационный материал, таблицы вспомогательных данных, формулы и расчеты, графики и диаграммы допускается давать в виде приложений. Каждое приложение оформляется на отдельной странице, имеет содержательный заголовок, в правом верхнем углу указывается: «Приложение 1». При наличии в работе более одного приложения их нумеруют арабскими цифрами (без знака №).

Наши рекомендации