Риска или неопределенности: Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт

Наиболее часто специфической функцией предпринимателя счи-j талось несение риска или неопределенности. Первым представите лем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Канти­льон.

Ричард Кантильон (умер в 1734 г., год рождения не известен) — |р i шдец по происхождению, большую часть жизни провел по Фран-а точнее, странствуя между Парижем и Лондоном и занимаясь шскими и валютными операциями. Историки отмечают, что ильон был одним из немногих, кому удалось с прибылью иый-IIi аферы Джона Ло и вовремя продать акции «Миссисипской |омипнии». Единственная книга Кантильона «Эссе (очерк) о приро-rik торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755 г. Ис-ик-дователи считают ее «наиболее систематичным, ясным и в то же Н|)гмя наиболее оригинальным из всех изложений экономических 'имшов до "Богатства народов"»'. Кантильон, видимо, был самым кичительным из предшественников классической школы и внес («1Ы1ЮЙ вклад и развитие количественной теории денег Но здесь

■ i.ic интересует небольшой фрагмент его труда, посвященный пред­
принимательству.

И занимающей всего лишь пять страниц главе ХШ своей книги2 и<шгильон впервые ввел термин «предприниматель» в экономичес-

■ vit) теорию, обозначив так человека, покупающего по известной
lime, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск.

И категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремес-тмпиков, но и фермеров (цена на их продукт заранее не известна, дк как зависит от урожая), а также разбойников, нищих и прочих

|ип с неопределенным заработком. Иллюстрируя спою мысль> Кан-HJii.oH описывает следующую цепочку: фермер выращивает урожай, ■родает его оптовому покупателю, тот везет его в город и продает роз-■Ичным торговцам или ремесленникам, которые, в свою очередь, ■родают свои товары дальше по цепочке. Каждый член цепочки яв-риегся предпринимателем, так как, покупая товар по известной цене, Л не может заранее знать своей будущей выручки. Напротив, пред­принимателями не являются генерал, придворный или слуга, лолу-Чшощие фиксированное жалованье. Кантильон подчеркивает, что Предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои день­ги. Гак что предпринимательская функция у Кантильона четко отли­чие гея от функций капиталиста или управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) Кантильон придавал первостепен­ное значение в экономике.

Следующий этап развития идеи о том, что сутью предпринима-Л1.ской функции является несение бремени риска, связан с именем

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.:Дело, 1994. С. 18. 2Cantit!on R. Essaisurta nature du commence en general. Paris' (952. P.2S—33.

И. Тюнена, которого также можно назвать сельскохозяйственным предпринимателем. Во втором томе своего «Изолированного государ­ства» (1850) Тюнен определяет прибыль предпринимателя как оста­точный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть про­цент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым ри­ском предприятия. Таким образом, доход предпринимателя, по Тю-нену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неис­числимым, от которого нельзя застраховаться. Такого риска в дея­тельности предпринимателя также хватает, поскольку он является| «изобретателем и исследователем в своей области».

Маржиналистская революция со своим равновесным статичес-| ким подходом не способствовала дальнейшему развитию теории пред-i принимателя (см. гл. 10). В состоянии долгосрочного равновесия пр* совершенной конкуренции и, что самое главное, при совершенно* информации весь продукт без остатка распределяется между собст-j венчиками факторов производства — никакого нестрахуемого рисб здесь быть не может, и, соответственно, никакого остатка на дол* предпринимателя не остается: прибыль равна нулю.

Попытку примирить основанную на неисчислимом риске теори* предпринимательства с маржиналистским подходом предпринял аме­риканский экономист Фрэнк Найт.

Фрэнк Хайнеман Найт (1885—1972) считается основателем Ч икаг-ской школы экономической теории, хотя его взгляды не соответст­вуют ее основным отличительным признакам: вере в неограничен ные возможности свободного предпринимательства и неокласичес кой теории цены. Большую часть своей жизни Найт проработал в Чикагском университете, где он преподавал теорию ценности и рас пределения, а также вел курс истории экономической мысли. Вклад Найта в экономическую теорию заключается, кроме теории прибы ли, в четком и глубоком анализе предпосылок совершенной конку­ренции (часть II книги «Риск, неопределенность и прибыль», 192 ]), раз­витии теории капитала. Но большинство его работ среднего и позд- \ негопериода: «Этика конкуренции» (1935), «Свобода и реформы» (1947),| «Об истории и методе экономической науки» (1956) и другие были по-] священы методологическим и философским проблемам экономии ческой науки и нелицеприятному анализу системы свободного пред-] принимательства.

В сиоей книге «Риск, неопределенность и прибыль» Найт развит вает восходящее к Тюнену различие между исчисляемым и неисчщ ляемым риском. Первый он называет собственно риском, а втор

неопределенностью (uncertainty). Риск предполагает известный на­бор исходов, для которого существует известное распределение объ­ективных вероятностей. Двумя типичными ситуациями исчислимо­го риска являются: 1) ситуации, в которых известна «априорная ве­роятность», например, азартные игры, в которых вероятность вы­падания одной из граней игральной кости заведомо равна '/й, и 2) си­туации, в которых известна «статистическая вероятность», например, вероятность человека дожить до определенного возраста, которая рассчитывается компаниями по страхованию жизни. От такого рис­ка вполне можно застраховаться, и страховые взносы включить в «по­стоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потре­бителей, подобно другим издержкам производства3. Другое дело — ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятнос-i и, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как i) i сутствует прецедент. Эта неопределенность, присущая всякому ка-11 италистическому предприятию4, согласно Найту, «не может быть ни истрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработ­ной платы». Согласно Найту, неопределенность для капиталистичес-i ого предприятия существует в двух областях: в области производст-ц.1 (количество и качество изделий, которое удастся получить из дан->го объема ресурсов) и в области потребностей будущего покупате-'. Как и Кантильон, Найт настаивает на том, что предприниматель знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но в то 1 время обязан заранее расплатиться с собственниками факторов юизводства по законам предельной производительности, заплатить i «контрактные доходы». Равновесная величина этих доходов зада-(Я предпринимателю конкуренцией на соответствующих фактор­ах рынках. Но существует неопределенность, и предприниматель кидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокуп-ють контрактных доходов (собственники ресурсов, очевидно, с ним щ согласны, ибо в противном случае они потребовали бы заработ­аю плату и процент выше рыночного уровня). Если реальная вы-■1ка окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, меньше — потерпит убыток. При этом предприниматель (мене-вр) получает и «контрактный доход», определяемый предельной

См.. НайтФ Понятия риска и неопределенности//Thesis. Вып. 5. 1994. 114.

В качестве редкого исключения Найт не случайно приводит пример из Ипсти финансовых рынкон — приобретение опциона на покупку облига-

где сделки являются достаточно чистыми, а товар — относительно од-родным (см Найт Ф. Указ. соч. С. 15). ' См. Knight EH. Risk, Uncertainty, and Profit. Chicago, 1985. P. 238.

производительностью своих предпринимательских способностей, но прибылью является только остаточная часть его совокупного дохода. Интересно, что, по Найту, предприниматель, настроенный оптимис­тически, имеет больше шансов на убыток, а пессимист - на прибыль6. Казалось бы, довольно парадоксальный вывод, но надо учитывать, что речь здесь идет только об остаточном компоненте его дохода. Контрактный же компонент дохода оптимистического предприни­мателя (менеджера) будет больше, чем у пессимиста, поскольку его самоуверенность найдет отражение в контракте.

Таким образом, Найту удалось найти объяснение остаточного дохода (прибыли), не противоречащее статической маржиналистскои теории: на уровне ожиданий (ex ante, применяя термин, введенный и экономическую теорию позднее шведской школой) теория предель­ной производительности продолжает действовать. Остаточная при­быль возникает лишь на стадии реализации этих ожиданий (ex post).

Соответственно, предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляю­щий от него своих «поставщиков*. Он несет полную ответственность за то, что собственники ресурсов получат их рыночную цену. Естест­венно, для того, чтобы специализироваться на этой функции, пред­принимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. В ходе дальнейшего развития экономической тео­рии найтовское разделение между риском и истинной неопределен­ностью оказалось малопродуктивным (см., в частности, гл. 5). Одна­ко это не повлияло на применимость созданной Найтом теории при­были, которая по-прежнему остается на вооружении экономической науки.

Наши рекомендации