Концепция мультипликатора
Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменением инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.
Рассмотрим качественную и количественную характеристику мультипликатора.
Качественная характеристика.
Дж. М. Кейнс связывал мультипликативный эффект не с отдачей от инвестиций в виде выпуска готовой продукции, а он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Увеличение дохода приведет к увеличению потребления, а увеличение потребления вызовет рост совокупного спроса, а, следовательно, и дохода. Например, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (станки, машины, оборудование и т.д.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары, а, значит, и к росту их доходов. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли, то есть вслед за первичным ростом дохода следует вторичный, третичный и так далее прирост дохода. Это и есть качественная характеристика мультипликационного (multiplico - умножаю) эффекта.
Пример: пусть располагаемый доход DI = 400
МРС = 0,75
I = 100
Пусть прирост инвестиций rI = 50, на эту же величину возрастут первичные доходы – это вызовет увеличение потребительских расходов на величину rC = 37,5 (rC = МРС×rDI, т.е. rC = 0,75×50 = 37,5).
Если потребление выросло, то вырос и спрос, а значит и доход. Новое увеличение (вторичное увеличение дохода на 37,5) повлечет за собой новое увеличение потребления, а значит и дохода на величину rC = 0,75×37,5 = 27,1. Далее rC = 27,1×0,75 и т.д.
Развитие мультипликационного процесса представим в виде схемы.
r DI 50 37.5 27.1
r I 50
r C 37.5 27.1
Данная схема показывает, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию.
Количественная характеристика мультипликатора
Y = C + I; DI = Y (если нет государства)
С = МРС × DI; Y = MPC × DI + I
DI = MPC × DI + I
DI – MPC × DI = I
DI × (1 – MPC) = I
rDI × (1 – MPC) = rI
- мультипликатор
Таким образом, мультипликатор – это коэффициент, который показывает, как изменяется национальных доход при изменении инвестиций на единицу.
Прирост национального дохода всегда больше прироста инвестиций.
Проиллюстрируем графически действие мультипликационного эффекта в модели «доходы-расходы» (рис. 3.16).
АЕ
У=АЕ
AE1 = C + I1
∆I АЕ=C + I
C
I
rУ У(DI)
Рис. 3.16 – Мультипликационный эффект в модели «доходы-расходы»
Эффект мультипликатора Кейнса применим к обществу, которое находится в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы, с неполным использованием производственных мощностей. Увеличение инвестиций в этом случае обеспечивает более полное использование имеющихся производственных ресурсов. Если же экономика характеризуется высокой экономикой конъюнктурной, то результат действия мультипликатора выразится в повышение цен и инфляции, которые вызваны избыточным спросом.
Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название парадокса бережливости. Для характеристики парадокса бережливости обратимся к примеру.
Предположим, что при прочих равных условиях общество стало более бережливым, то есть потребители стали меньше потреблять и больше сберегать. Пусть это привело к снижению предельной склонности потребления с 0,75 до 0,5.
В этом случае дополнительные инвестиции, равные 50, приведут к росту национального дохода всего на 100 единиц.
При MPC = 0,75 прирост национально дохода составлял 200. Таким образом, налицо парадоксальный результат. Общество стало более бережливым, а темпы роста национального дохода снизились. В этом суть парадокса бережливости.
На основе практических рекомендаций Дж.М. Кейнса, направленных на стимулирование совокупного (эффективного) спроса для роста национального дохода в периоды кризиса, многие правительства в период «великого экономического кризиса» (1929-1932) приняли меры к организации масштабных общественных работ, ввели выплату пособий по безработицы, создали множество социальных программ, финансируемых из бюджета и т.д. И все это для того, чтобы поддержать эффективный спрос на достаточном уровне при проявлении кризисных явлений в экономике и смягчить последствия усиления бережливости населения.