Характеристика этапов выполнения курсовой работы
Кафедра «Менеджмента и прикладной экономики»
Методические указания для написания курсовой работы
специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»,
Бакалавр менеджмента»
Составитель: ст.преп. Солодова Е.П.
Самара 2013
Оглавление
Оглавление…………………………………………………………………2
1. Цель и задачи курсовой работы……………………………………….3
2. Написание курсовой работы
2.1. Характеристика этапов выполнения курсовой работы…………3
2.2. Научное руководство……………………………………………7
3. Оформление курсовой работы……………………………………..7
4. Подготовка к защите курсовой работы………………………….….10
Приложения…………………………………………………………………..11
Цель и задачи курсовой работы
Одним из наиболее ответственных, объёмных и глубоких по содержанию видов самостоятельной работы студентов является выполнение курсовой работы. Для студентов специальности 080507.65 – «Менеджмент организации», 080200.62 - Бакалавр менеджмента курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономика фирмы».
Целью выполнения курсовой работы является:
- закрепление теоретических знаний студентов путём углубленной разработки определенной темы курса или отдельной проблемы;
- привитие студентам навыков самостоятельной творческой работы в процессе сбора, обобщения и анализа материалов периодической печати, монографий, нормативных и законодательных актов;
- проверка уровня подготовленности студентов к проведению самостоятельных научно-исследовательских работ.
В связи с этим задачи написания курсовой работы включают в себя:
- изучение специальной литературы, нормативных и законодательных актов, материалов периодической печати по теме исследования;
- систематизация и обобщение изученного материала, логичное и грамотное раскрытие темы исследования;
- рассмотрение проблемных вопросов в рамках выбранной темы;
- обоснование основных направлений совершенствования предмета исследования в условиях рыночных отношений.
Таким образом, курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» должна носить ярко выраженный исследовательский характер, направленный на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Написание курсовой работы
Характеристика этапов выполнения курсовой работы
Написание и защита курсовой работы предполагает выполнение нескольких этапов, отраженных в календарном графике выполнения курсовой работы (Приложение 2):
- выбор темы и согласование ее с научным руководителем,
- изучение нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы по выбранной тематике;
- составление плана курсовой работы и согласование её с научным руководителем;
- сбор и обработка фактического и статистического материала по направлению исследования;
- написание курсовой работы;
- предоставление работы на предварительную проверку научному руководителю;
- устранение замечаний, если они есть;
- оформление и брошюровка выполненной работы с учетом изменений;
- предоставление курсовой работы на проверку и рецензирование научному руководителю;
- защита курсовой работы.
Выбор студентом темы курсовой работы осуществляется самостоятельно на основании примерной тематики курсовых работ, представленных в Приложении 1. При выборе темы необходимо учитывать ту область, которая для вас является наиболее интересной, возможно по тематике которой вы писали исследования при обучении на предыдущих курсах или хотели бы написать, если у вас есть база написания курсовой работы, для которой данная тематика актуальна. Данному этапу следует уделить особое внимание, т.к. именно от него будет зависеть успешность написания курсовой работы.
По согласованию с преподавателем, осуществляющим научное руководство подготовкой курсовых работ, студент может предложить тему, не включенную в предложенную тематику, с учетом своих научных интересов, специфики деятельности конкретной организации (фирмы), своеобразия своих должностных обязанностей и т.д.
После выбора темы курсовой работы и согласования ее с научным руководителем необходимо приступить к анализу источников:
- Нормативно - правовых актов (законы, законодательные акты, постановления Правительства РФ, постановления министерств и ведомств, инструкции, судебные решения, юридический «ликбез») для удобства работы можно воспользоваться следующими информационно-правовыми системами: Гарант, Консультант, Кодекс, Законодательство России, в которых с помощью заданной тематики система осуществляет подбор законодательных актов применительно к выбранной теме исследования.
- Научных изданий и специальной литературы, с которыми Вы можете самостоятельно ознакомиться в читальных и электронных залах библиотек (очень удобен тематический поиск статей на сайте научной электронной библиотеки «Киберленинка» - http://cyberleninka.ru/, на сайте электронной научной библиотеки «elibrary.ru»- «http://elibrary.ru; Самарская областная универсальная научная библиотека: база данных периодической литературы представлена на сайте библиотеки - http://lib.smr.ru/journal/, там же можно ознакомиться с аннотацией интересующих Вас журналов, с полным текстом можно ознакомиться при посещении библиотеки или в некоторых случаях на сайте журналов.
- Учебной литературы, а также зарубежной практики в данной области.
Знакомиться с литературой необходимо в указанной последовательности. При успешном выполнении данного этапа у Вас должна сложиться своя критическая точка зрения по исследуемой тематике применительно к базе исследования. Логическим завершением данного этапа является составление плана курсовой работы, который необходимо согласовать с научным руководителем.
Следующим очень важным моментом в написании курсовой работы является сбор фактического и статистического материала применительно к исследуемой тематике. От того насколько полной и достоверной будет информация, полученная вами в ходе сбора, будет зависеть качество аналитической части курсовой работы.
Далее необходимо приступить к процессу написания курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава курсовой работы делится на параграфы, по объему один параграф не может быть менее 6 страниц.
При написании курсовой работы студенты должны придерживаться научного стиля, т.е. необходимо исключить использование местоимений первого и второго лица единственного числа, а формировать речевые конструкции с использованием местоимений третьего лица множественного числа, например, «Мы предполагаем, что..», «автор считает…». Особое внимание следует обратить на изложение материала, оно должно быть логичным и последовательным.
Начинать данный процесс всегда необходимо с первой главы, которая носит теоретическо-методологический характер. Здесь можно раскрыть историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора нормативно-правовых актов, соответствующей отечественной и зарубежной литературы. В процессе анализа имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме необходимо отметить сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, сформулирована прогнозная оценка ситуации и пр.
По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.
Содержание второй и последующих глав носит практический характер.
Во второй главенеобходимо исследовать фактическое состояние экономических явлений в финансово-хозяйственной практике, рассмотреть действующие финансовые механизмы и инструменты, обобщается опыт экономических субъектов и т.д. Материал, представленный в этом разделе, должен базироваться на действующем законодательстве, инструкциях, фактических данных, характеризующих объект исследования. В данной главе курсовой работы необходимо предоставить следующие сведения:
- общая характеристика предприятия, на базе которого выполняется курсовая работа (краткая история создания, вид деятельности, местоположение, организационная структура, численность персонала по категориям в динамике за три последние года);
- анализ его положения на рынке (указать основных конкурентов, основные конкурентные преимущества и т.д.);
- динамика изменения основных показателей деятельности предприятия (выручка, себестоимость, прибыль, количество произведенной продукции (оказанных услуг или выполненных работ и пр.);
- анализ основных производственных процессов;
- выявить основные проблемы функционирования предприятия, которые следует решить и т.д.
Анализ может быть выполнен как на базе финансовой бухгалтерской отчетности, так и на основе собственных наблюдений студента (опрос, анкетирование, фотографии рабочего места и др.)
В третьей главе на основе результатов исследования теоретических проблем, анализа финансовой практики выявляются резервы и возможности улучшения работы, определяются тенденции развития исследуемых процессов, предлагаются и обосновываются меры, направленные на улучшение различных сторон финансово-экономической деятельности предприятий. Эта часть работы должна показать практическую полезность выполненного автором исследования.
Каждая глава и параграф курсовой работы должны заканчиваться выводами, которые должны быть предоставлены в тезисной форме - кратко сформулированные положения.
В введениинеобходимо раскрыть:
- значимость и актуальность выбранной темы;
- определить цель работы, т.е. для чего проводится исследование, какие результаты планируете получить;
- определить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели
- на основе изучения и обобщения литературных источников выяснить степень разработанности проблемы в экономической литературе;
- сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.
Заключение курсовой работы должно содержать изложение основных теоретических и практических результатов исследования, выводы о тенденциях развития изучаемых процессов, предложения и рекомендации. В заключении необходимо отразить и степень достижения цели, сформулированной во введении.