Региональная хозяйственная система как объект государственного регулирования
Кретинин В.А.
Методическая разработка по теме
«Механизм перевода региональных хозяйственных систем
В режим устойчивого экономического развития»
(для дисциплин «Система государственного и муниципального управления» и «Региональная экономика и управление»)
Владимир, 2007
ББК
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом и кафедрой экономики ВФ РАГС
Составитель: Кретинин В.А., кандидат экономических наук, Заслуженный экономист РФ
- Владимир: Издательство "Собор", 2007.- 59 с.
Методические материалы предназначены для изучения темы «Механизм повышения экономической устойчивости хозяйственной системы региона», актуальной для дисциплин «Система государственного и муниципального управления» и «Региональная экономика и управление».
Материалы предназначены для подготовки к лекциям, практическим занятиям, зачетам и экзаменам, самостоятельного выполнения контрольных работ и межсессионных занятий.
Для слушателей Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по специальности 061000 – Государственное и муниципальное управление.
ББК
ISBN
q ВФ РАГС, 2007
q Издательство «Собор»
Содержание
Введение…………………………………………………………………. | ||
1. | Региональная хозяйственная система как объект государственного регулирования…………………………………………………………... | |
2. | Эволюция методологии исследования категорий "экономическая устойчивость" и "устойчивое экономическое развитие"…………….. | |
3. | Совершенствование государственно-частного партнерства при переходе к устойчивому развитию региона…………………………….. |
Введение
Важной особенностью настоящего времени является регионализация - перенос центра тяжести реформ на региональный уровень. Это объясняется многими причинами, в том числе:
- признанием природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и других различий между регионами в качестве предпосылок для развития разных моделей территориального регулирования экономики, а также допущение специфических режимов территориальной организации хозяйственной деятельности в регионах с законодательно установленным особым статусом, таких как свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории проживания малочисленных народов, анклавы и т.д.;
- потребностью учета специфики территорий в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политики;
- особенностью ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития;
- большей эффективностью ряда направлений экономических реформ на региональном уровне, особенно в условиях упразднения отраслевых структур управления на Федеральном уровне;
- потребностью разработки и реализации специальных государственных программ в регионах, отличающихся особыми условиями развития (региональные блоки общероссийских программ) и другими.
Это, конечно, происходит не в противовес интеграции экономики всей России, формированию эффективного механизма вертикальных и горизонтальных межхозяйственных связей.
В субъекты федерации за последние годы переместилась весомая доля государственных полномочий, и темпы экономических реформ все в большей степени начинают определяться действиями не федеральных, а региональных властей.
Оценивая в целом процесс регионализации, как здоровый и необходимый, следует осознавать, что он должен развиваться в определенных пределах, не нарушающих целостность хозяйственного комплекса государства.
Обострение региональных особенностей Российской Федерации обусловливается многими факторами, имеющими объективный и долговременный характер, а также проявившимися в процессе переходного периода.
К первым, прежде всего, относятся огромные размеры страны, сложные природные условия, отдаленность основной части ресурсов от главных хозяйственных центров, неравномерность расселения и экономического развития российских регионов, сложная и нерациональная структура управления территориями, построенная по принципу: «центр - периферия».
К другого рода особенностям относятся как доставшееся нам по наследству, так и приобретенные в последние годы. Это суперконцентрация экономики с ее гигантскими предприятиями, крупнейшими центрами, распад хозяйственных связей между республиками бывшего Союза и как следствие значительное снижение уровня производства. При этом в наихудшем положении оказываются промышленные регионы с концентрацией высокоспециализированных производств и предприятий военно-промышленного комплекса. В последнее время имеет место тенденция переориентации экономических связей на российских поставщиков и потребителей.
В целом положительный процесс вхождения России в систему международного разделения труда сделал социально-экономическое разделение регионов еще более глубоким. Сырьевые регионы с высоким экспортным потенциалом попали в привилегированное положение. Обстановка в регионах, где сконцентрированы промышленные предприятия, чья продукция не в состоянии выдержать конкуренцию с импортной резко осложнилась.
Различия по площади территорий субъектов Российской Федерации (областей, республик и автономных округов) достигает 308 раз, по численности населения - 340, стоимость основных фондов - 118, валового регионального продукта (ВРП) - 191, объему промышленной продукции - 9272, объему сельскохозяйственной продукции - 1847 раз, что обуславливает огромную дифференциацию регионов по располагаемому экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни[1].
В результате разрыв в благосостоянии жителей разных регионов достигает чуть ли не 20-кратного размера; среднемесячные доходы населения отличаются в 14 раз, средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 11,5 раза, а отношение прожиточного минимума к заработной плате - в 5 раз и т.д.[2]
Государственная региональная политика крайне недостаточно отражает особенности процессов воспроизводства, специфические условия выхода из кризиса и посткризисного развития субъектов Федерации[3], а, следовательно, и не содержит четких ориентиров совершенствования управления развитием регионов.
Разнообразие регионов требует безусловного учета их специфики в выработке и проведении в жизнь стратегии устойчивого развития. В этих условиях многократно возрастает значение региональных исполнительных и представительных органов власти, способных эффективно использовать все формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, решения стратегических задач по превращению региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.
К сожалению, существующими учебными программами[4] данные вопросы рассматриваются не достаточно комплексно. Лишь в цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин сформированы методические рекомендации по курсу «Устойчивое эколого-безопасное развитие» (стр. 71-73). Такой однобокий подход только с экологических позиций не соответствует требованиям сегодняшнего времени.
Представляется целесообразным при изучении специальных дисциплин «Система государственного и муниципального управления» (стр. 168-172 Учебных программ) и «Региональная экономика и управление» (стр. 176-182 Учебных программ) дать обучающимся системное представление о важнейших компонентах и механизмах повышения экономической устойчивости хозяйственной системы региона, раскрыть социальные аспекты рассматриваемой проблематики.
Региональная хозяйственная система как объект государственного регулирования.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, глубокая трансформация всего хозяйственного комплекса, разрыв устоявшихся экономических связей отбросили народное хозяйство страны далеко назад.
Длительный системный кризис затронул не только государственные основы и общественные устои, но и экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу значительной отрицательной динамики. Перейти к динамичному и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число промышленно развитых стран возможно лишь на основе системного понимания всего комплекса накопившихся проблем, целенаправленных действий государства и бизнеса по преобразованию экономических и социальных подсистем.
К сожалению, в настоящее время многие вопросы вместо системного изучения просто декларируются, не подкрепляя сказанное реальными практическими действиями. Часто умалчивается, что некоторые позитивные изменения достигнуты на старой производственной базе, при значительном сокращении темпов обновления производственного аппарата, что не может гарантировать необратимость происходящих процессов. Инвестиционный голод в экономике и, прежде всего в научной и производственных сферах вызвал катастрофическое сокращение научно-технической и инновационной деятельности, прогрессирующее старение производственного аппарата. Это в итоге ведет к резкому падению конкурентоспособности товаров и экономики России в целом, крайне медленному повышению жизненного уровня основной массы населения страны.
Не случайно в первом разделе настоящего исследования детально анализируются уровень теоретических знаний и практический опыт, накопленные по управлению устойчивым экономическим развитием, обосновываются наиболее значимые факторы и условия достижения экономической устойчивости для научного формирования эффективного механизма вывода региональных хозяйственных систем на параметры устойчивого развития.
В целях обоснования наиболее значимых компонентов, составляющих модель устойчиво функционирующей хозяйственной системы региона и принципов ее организации, уточним некоторые базовые понятия, используемые в теории систем. Само исследование будем проводить на основе одного из наиболее методологически плодотворных и распространенных методов современной науки – системного подхода.
Его применение действительно необходимо, поскольку с развитием познания такие объекты, как "человек", "природа", "человек - социально-экономическая система" и т.д. оказываются сложными, развивающимися, и изучить их в полной мере невозможно без системного подхода.
Этот метод применим для обоснования факторов, условий обеспечения и структуры экономической устойчивости хозяйственной системы региона, поскольку без этих дополнительных знаний не возможно далее говорить об осознанном формировании механизма управления региональным развитием.
Для выработки эффективных механизмов и инструментов госрегулирования социально-экономических процессов в регионе, прежде всего, необходимо уточнить значение и содержание базовых для нашего исследования категорий. С этой целью отметим, что исходное понятие - система всегда имело и имеет множество толкований и в литературе отсутствует общепринятое понятие этой категории[5]. Сложность однозначного определения данного понятия связана с его предельной общностью и фундаментальностью. Существующие многочисленные определения системы зачастую альтернативны и свидетельствуют о том, что данное направление методологического анализа находится в движении, развитии.
Очень емкое понятие системы дал А.А. Богданов. У него под системой понимается не просто множество элементов с определенными отношениями между ними, а "процесс или поток независимых процессов производства составляющих, связанных циклами развития и деградации".[6]
Согласно же Л. Берталанфи, "система - комплекс взаимодействующих элементов", образующих определенную целостность, единство.[7]
Для того чтобы некий процесс считать системой, необходимо, чтобы были элементы, связи между элементами и структура как сеть связей между этими взаимодействующими элементами. Затем, чтобы система нормально функционировала, необходима определенная равновесность и саморегуляция, т.е. процесс настройки, адаптации системы к условиям ее существования.
Системе присуща способность развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными (частными) целями и средствами их достижения.
Таким образом, системность предполагает:
- целостность, внутреннее единство всех элементов;
- наличие существенной связи между ее элементами;
- доминирование роли внутренней связи компонентов по отношению к внешним воздействиям;
- информационный обмен между элементами;
- преобразующее воздействие системы на свои элементы, в результате которого эти элементы видоизменяются;
- замкнутость системы, т.к. отсутствие границ не гарантирует наличие хороших связей;
- устойчивость состояния, которая способствует целостности объекта в процессе функционирования.
Последнее требование имеет принципиальное значение, поскольку без устойчивости трудно говорить о целостности, системности и динамичности.
Возможности системы зависят от природы составляющих ее элементов, их способов организации, количества. Для системы важна и структура, поскольку целостность системы обуславливается характером организации ее элементов.
Для исследования систем существует ряд принципов:
Принцип изоморфизма
Означает, что законы, действующие в различных областях реальности и описывающие достаточно широкие классы систем, имеют одинаковую структуру, что позволяет использовать для их описания одни и те же абстрактные понятия и утверждения;
Принцип ограничения
Предполагает, что исследуемая система выделяется в соответствии с целью исследования в виде части пространства, в котором она существует, система взаимодействует с некоторыми объектами остальной части пространства, которые образуют внешнюю среду;
Принцип динамичности
Базируется на понимании того, что системы возникают, функционируют, изменяются (преобразуются) и исчезают в течение отрезка времени, называемого жизненным циклом системы;