Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию

ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебник

Под редакцией профессораИ.К. Салимжанова

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по экономическим специальностям

Москва

ЗАО «Финстатинформ»

УДК 338.5

ББК65.013я73

Ц38

Рецензенты:

зав. кафедрой «Финансы» Академии бюджета и казначейства

Министерства финансов РФ, д.э.н., проф. Н.Г. Сычев;

д.э.н., проф.А.С. Гусаров (АКБ «Держава»)

Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.

ISBN 5-7866-0152-8

В настоящем учебнике в систематизированном виде изложены наиболее ак­туальные вопросы рыночного ценообразования на современном этапе разви­тия экономики России, представлено теоретическое осмысление происходящих в этой области процессов и обозначены главные направления совершенство­вания цен и ценообразования в экономике страны.

Учебник предназначен для студентов и преподавателей экономических спе­циальностей вузов, специалистов экономических служб, предпринимателей, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами ценообразования.

УДК 338.5

ББК 65.013я73

ISBN 5-7866-0152-8 ©Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 2001

Предисловие

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии эко­номики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необхо­димо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообра­зования и динамики цен.

Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, прин­ципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике, что и нашло отражение в пред­лагаемом учебнике.

Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой кур­са «Ценообразование» на основе анализа и обобщения накопленного за последние годы опыта ценообразования в Российской Федерации с учетом зарубежной практики в этой области. Данный курс является самостоятельным разделом экономической науки и изучает особую сферу производственных отношений, связанную с функционировани­ем цен. Он базируется на экономической теории и научных исследо­ваниях российских и зарубежных ученых.

Учебник состоит из трех разделов.

В первом разделе рассматриваются основные вопросы ценообра­зования в переходный период; здесь даны характеристика цены как экономической категории в условиях рыночных отношений, классификация цен и их система, ценообразующие факторы, структура рын­ка и ценообразование; показаны ценовая политика фирмы, издержки и их роль в формировании цен, риск в ценообразовании и страхова­ние цен, необходимость регулирования цен в условиях рыночных от­ношений.

Второй раздел посвящен особенностям ценообразования в неко­торых отраслях и сферах экономики, в частности, в сфере транспорт­ных, бытовых и коммунальных услуг, оказываемых населению, проблемам ценообразования в условиях инфляции.

В третьем разделе рассматриваются вопросы, находящиеся на стыке ценообразования и финансовокредитной системы, раскрывающие взаимодействие цен и денежного обращения, взаимозависимость цен и кредита.

Учебник заканчивается изложением опыта ценообразования и ре­гулирования цен в некоторых зарубежных странах.

Выражая свою точку зрения по излагаемому материалу, авторы не претендуют на окончательное решение многих дискуссионных воп­росов и будут благодарны за все критические замечания, высказанные в их адрес. Любая точка зрения будет рассмотрена и по возмож­ности учтена в дальнейшей работе над учебником.

Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: д.э.н., проф. И.К. Салимжанов – предисловие, гл. I, II, V, VII,X, XI, XIV, приложение № 1 (совместно с д.э.н., проф. В.Е. Новиковым), прило­жения № 2, 3; к.э.н., доц. О.В. Португалова – гл. III, IV и VI; д.э.н., проф. В.Е. Новиков – гл. VIII, IX; к.э.н., доц. О.М. Маркова – гл. XII и XIII.

Руководитель авторского коллектива – докторэкономическихнаук, профессор И.К. Салимжанов

РАЗДЕЛ 1

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ

ГЛАВА 1

ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития эко­номики, общества в целом. В первую очередь это относится к произ­водству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созда­нию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники дру­гой теории считают, что цена товара представляет собой сумму де­нег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной по­лезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе из­держек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесто­ченные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития ка­питализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном трудекакобъективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные зат­раты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отра­жает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товара­ми (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражениеегостоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следу­ющему: что же определяет цену товара – «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функци­ей» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезно­сти товара?

Современная экономическая теория не оставляет надежды синте­зировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение о том, что количествен­ное определение затрат на производство и реализацию товаров и ус­луг было и остается объективной потребностью и реальностью в лю­бой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие зат­раты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нор­мального процесса воспроизводства.

Кстати сказать, генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использовать следующее определение нормаль­ной стоимости: «нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, по­крываемая в ходе обычных торговых операций плюс разумная при­быль и общие расходы».

Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта про­блема может быть сформулирована следующим образом: каковы ме­сто и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос, а именно: что такое рынок в цивилизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок – явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представля­ется следующее определение. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) между субъектами ры­ночных отношений, но обязательно опосредованные через механиз­мы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке устанавливается равно­весие между спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке фор­мируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:

Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию - student2.ru

Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая противоположные экономические интересы продавца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производ­ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, ко­торый реализуется через механизмы ценообразования, сбалансиро­ванности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из од­ного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переход­ный период возникает и усиливается функция цены как критерия ра­ционального размещения производства.

В плановой экономике при единой государственной собственнос­ти регулирование экономики осуществляется через закон планомер­ного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.

По мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое са­мостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои дей­ствия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где и какого каче­ства изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т.д. Это значит, что в условиях рыночных отноше­ний трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические послед­ствия решений, принимаемых предприятием, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности; государство за это не от­вечает, так как оно не принимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.

В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально важно – все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за по­требностями общества или же имеют ограничительный характер, за­щищая интересы общества, государства.

Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регулиро­вание воспроизводства осуществляется в числе других законов и за­коном стоимости, который действует через механизм цен и ценооб­разования. Здесь нет планового установления цен, часто допускаю­щего волевые решения в этой области, искажающего реальное представление о положении дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует принципиально иных подходов к формированию цен и модели цены.

Наши рекомендации