Цели и задачи курса «экономическая теория»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бийский технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
Им. И. И. Ползунова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по изучению дисциплины
«Экономическая теория»
И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНых работ
Для студентов ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Направления подготовки
Торговое дело»
Профиль «Коммерция»
Бийск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курса «Экономическая теория» 3
2 Методические рекомендации по самостоятельному изучению студентами дисциплины 4
3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8
4 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине
«Экономическая теория» 9
5 Варианты выполнения контрольных работ по разделу «Микроэкономика» 10
6 Варианты выполнения контрольных работ по разделу «Макроэкономика» 21
Список использованной литературы 33
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Дисциплина «Экономическая теория» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических учебных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело», профиль «Коммерция».
«Экономическая теория» является фундаментальной социально-экономической дисциплиной. Ее изучение предполагает хорошее знание истории, философии, логики, математики.
Дисциплина «Экономическая теория» является теоретическим и методологическим основанием для других конкретных экономических дисциплин: финансы, денежное обращение и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, рекламная деятельность и др. и информационно-аналитических наук: математическое моделирование в экономике, статистика .
Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что высококвалифицированные специалисты экономического профиля, независимо от области своей конкретной профессиональной деятельности, должны обладать широтой экономического кругозора, знать фундаментальные тенденции развития хозяйственной жизни общества, уметь анализировать происходящие в обществе макроэкономические процессы, закономерности экономического поведения основных субъектов экономической деятельности, понимать какие и чьи интересы лежат в основе принимаемых решений на разных уровнях управления экономикой.
Целями учебной дисциплины «Экономическая теория» являются ознакомление с фундаментальной экономической наукой, лежащей в основе всей системы экономических знаний и формирование научного экономического мировоззрения; овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов; приобретение умений анализировать экономическую жизнь общества, функционирование рынков, деятельность и поведение хозяйствующих субъектов; формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Торговое дело».
Изучение дисциплины «Экономическая теория» позволяет решать следующие задачи:
− познавательные – изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни общества;
− методологические – освоение методов, способов, принципов и подходов к изучению и объяснению экономических процессов и явлений;
− мировоззренческие – формирование системы взглядов на природу происходящих в обществе социально-экономических процессов;
− практические – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, на-учное обоснование социально-экономической политики государства, прогнозирование и моделирование социально-экономических процессов, выработка стратегического социально-экономического мышления;
− воспитательные – формирование ответственной в социально-экономическом отношении личности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих как общекультурных, так и профессиональных компетенций.
К общекультурным компетенциям относятся:
ОК-1 − владение культурой мышления, способность к анализу и обобщению, воспри-ятие и критическое осмысление информации, постановка цели и выбор путей её достижения;
ОК-2 − умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, последовательно и непротиворечиво излагать материал письменно;
ОК-10 − способность анализировать социально-значимые экономические проблемы и процессы и делать правильные выводы.
ОК-11 − готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели
Важнейшей общепрофессиональной компетенцией является ПК-1 − способность применять основные законы и принципы экономических наук и их инструментарий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать природу и содержание основных экономических понятий, принципиальные отличия различных теорий в исследовании экономических явлений и процессов, методы исследования экономических отношений, методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, теоретические принципы выработки экономической политики.
2) Уметь применять теоретические знания при анализе экономической действитель-ности и решений конкретных практических задач, выявлять экономические проблемы при макро- и микроанализе и предлагать способы их решения, давать оценку экономической политике государства, использовать методики расчета важнейших экономических показателей и коэффициентов, свободно ориентироваться и с сознанием дела использовать учебную, научную, справочную литературу.
3) Владеть (быть в состоянии продемонстрировать) категорийным аппаратом микро- и макроэкономики, методами экономической теории, умениями применения стандартных экономических моделей к анализу реальной хозяйственной действительности и расчета экономических показателей.