Наиболее важные функции рынка

регулирующая функция. Рынок регулирует все эконо­мические процессы — производство, обмен, распределение и потребление, определяя пропорции и направления разме­щения экономических ресурсов на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения объемов спроса и предло­жения.

Стимулирующая функция. Рынок стимулирует произ­водителей снижать затраты, улучшать качество и потреби­тельские свойства товаров. Он создает надежный механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения новейших достижений НТП.

Распределительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен на ресурсы (первичные доходы), порождая социальное расслоение общества по доходам.

Санирующая функция. Посредством конкуренции ры­нок очищает экономическую среду от неконкуренто­способных хозяйств и поддерживает наиболее эффектив­ных. Этот механизм санирования деперсонифицирован и потому не может быть несправедливым.

Функция аллокации. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации вещественных товаров и услуг при помощи наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является комбинация ресурсов, обеспечиваю­щая производство с минимальными альтернативными за­тратами.

Информационная функция. Рынок посредством цен ин­формирует производителя,торговца,потребителя о том,что выгодно производить, а что — нет, сколько и каких товаров нужно предложить, на какие слои населения необходимо ориентироваться в своей хозяйственной деятельности.

Функция интеграции. Рынок объединяет субъектов эко­номической системы в одно целое, содействуя формирова­нию единого экономического пространства как в пределах отдельного государства, так и в пределах мировой эконо­мики.

Глава 7

Этапы формирования рынка:

— классический свободный рынок (до середины XIX в.)
в котором государство не вмешивалось в экономику, высту­
пая "ночным сторожем", следившим за тем, чтобы все, кто
имеет самостоятельный источник дохода, аккуратно плати­
ли налоги в государственную казну;

—регулируемый рынок (середина XIX — 50-е годы XX в.) характеризовался вмешательством государства в экономиче­скую жизнь общества с целью ограничения всевластия моно­полии и защиты конкурентной среды;

— социально ориентированный рынок, где, кроме ме­
ханизмов регулирования, государство выполняет функцию
социальной защиты населения.

7.3. Основные субъекты рыночной экономики


Субъектов рыночного хозяйства достаточно много. Это производители и потребители, предприниматели и наемные работники, промышленники, банкиры, торговцы, собствен­ники ссудного капитала и ценных бумаг и т. д. В наиболее общем виде субъектов рыночной экономики объединяют в три большие группы (рис. 7.4).

Наиболее важные функции рынка - student2.ru

Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

Таблица 7.2. Функции основных субъектов рыночной эко­номики

Домашние хозяйства Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребитель­ских вещественных товаров и услуг для удовлет­ворения личных потребностей
Предприни­матели Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы
Государство Предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государствен­ном секторе экономики; предлагает деньги; предлагает общественные блага без непосред­ственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики

7.4. Государство как субъект рыночного хозяйства

Реальная модель экономического устройства предпола­гает использование как рыночного механизма, обеспечива­ющего эффективное функционирование экономики, так и государственного механизма регулирования для решения Ряда проблем, выполнять которые отказывается рынок или Рыночное решение которых для общества обходится слиш­ком дорого (рис. 7.5.)

Глава 7

Наиболее важные функции рынка - student2.ru

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

Главные задачи государства в условиях рыночных эко­номических систем:

_ правовое обеспечение функционирования рыночного

механизма;

_ организация и регулирование денежного обращения;

— защита и содействие развитию конкуренции;

— производство общественных благ;

— минимизация трансакционных издержек;

— компенсация внешних эффектов (экстерналий);

— минимизация макроэкономических колебаний;

— перераспределение доходов посредством фискальной политики;

— реализация национальных интересов в мировой эко­номике.

Внешние эффекты {экстерналий) — издержки и выго­ды в связи с производством и потреблением экономических благ субъектами, не участвующими в рыночном соглаше­нии. Внешние эффекты могут быть отрицательными и по­ложительными .

Положительные эффекты возникают тогда, когда про­изводство или потребление какого-либо блага приносит не­оплачиваемые выгоды третьим лицам.

Пример.Затраты на ограничение распространения и ликвидацию эпидемии холеры (изоляция больных, оказа­ние им медицинской помощи, содержание на протяжении инкубационного периода тех, кто контактировал с больны­ми, и т. п.) дают положительный эффект тем, кто мог бы за­болеть, но избежал этой участи, не оплачивая непосред­ственно отмеченных выше услуг здравоохранения.

Отрицательные эффекты возникают в случаях, когда производство или потребление какого-либо блага обуслов­ливает некомпенсируемые издержки третьих лиц.

Пример.Загрязняя окружающую среду, предприятие перекладывает часть затрат (на внедрение очистительных сооружений, безотходных технологий и т. п.), которые ему

Глава 7

следовало бы осуществить, на население, вынуждая его та­ким образом тратить часть своих доходов на лечение, жить в условиях дискомфорта и т. п.), не компенсируя при этом ему (населению) этих издержек.

Следствием положительных экстерналий является пре­вышение общественной полезности благ над индивидуаль­ной полезностью. Это превышение не компенсируется рын­ком, ибо рынок оплачивает только индивидуальную полез­ность. Поэтому рынок направляет на производство таких благ недостаточно ресурсов.

Следствием отрицательных экстерналий является сокра­щение фактических затрат предпринимателя, что обуслов­ливает расширение предложения этих благ сверх равновес­ного уровня и снижение цены относительно оптимального уровня. Поэтому рынок направляет ресурсы на производ­ство экономических благ с отрицательным эффектом сверх их оптимального объема.

Английский экономист Артур Пигу в результате иссле­дования природы экстерналий предложил введение государ­ством определенного налога для устранения экстерналь-ных эффектов, который известен в научной литературе как налог Пигу.

Американский экономист Роберт Коуз на основе изуче­ния экстернальных эффектов пришел к следующим выво­дам, противоположным выводам А. Пигу.

1. Если права собственности законодательно четко опре­делены и люди тщательно их придерживаются, то никаких внешних эффектов не возникает, "отказов рынка" не суще­ствует и государству нет нужды вмешиваться в экономиче­скую жизнь.

2. Внешние эффекты возникают только там, где размы­ты права собственности. Там же, где они четко определены, внешние эффекты превращаются во внутренние.

3. Для успешного функционирования рынка первосте­пенное значение имеют трансакционные издержки (из­держки использования рыночного механизма).

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

4. Государственное регулирование оправдано только тог-да, когда издержки, связанные с государственным вмеша-тельством, будут меньше затрат, связанных с "отказами

рынка".

Таким образом, если существующие внешние эффекты извращают денежную оценку издержек и выгод, что обу­словливает неэффективное распределение ресурсов, то ры­ночная система общественных благ не производит или про­изводит квазиобщественных благ значительно меньше, чем общество имеет в них потребность.

В отличие от обыкновенных частных благ, использова­ние которых предполагает обязательное их приобретение за деньги (купля), общественные блага (национальная оборо­на, государственное управление, защита окружающей сре­ды, освещение улиц и т. п.) потребляются уже потому, что они производятся. Выгоды от использования общественных благ получают не только те, кто осуществлял затраты на их создание или оплачивал их потребление, но и те, кто ничего на это не тратил. Затраты на производство обществен­ных благ осуществляются посредством изъятий в форме налогообложения.

7.5. Инфраструктура рынка

Термин "инфраструктура" (происходит от лат. infra — ниже, и structure — строение) означает совокупность от­раслей и видов деятельности, которые обслуживают все сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяй­ство, общее и профессиональное образование, здравоохра­нение и т. п.).

Инфраструктура — это основа, фундамент экономиче-ской системы и ее подсистем, ее внутреннее строение, обе-спечивающее целостность. Благодаря инфраструктуре обв­спечивается движение потоков товаров и услуг от продавцов «покупателям.

Глава 7

Инфраструктура рынка — комплекс институтов служб, предприятий, организаций, обеспечивающих нор­мальный режим и бесперебойное функционирование рынка

В связи с тем, что строение инфраструктуры рынка весь­ма сложное, необходимо рассмотреть ее элементы (рис. 7.6) Инфраструктура рынка призвана обеспечивать цивилизо­ванные отношения между субъектами посредством своих функций (рис. 7.7). Рассмотрим глубже некоторые элемен­ты инфраструктуры рынка. Одним из важнейших ее эле­ментов являются биржи.

Термин "биржа" в переводе с латинского языка означает "кожаный кошелек". Биржи возникли как места, где ком­мерсанты осуществляют торговые операции. Первая биржа была зарегистрирована в Антверпене в 1531г., вторая — в Лондоне в 1566 г.

В России первая биржа появилась в 1703 г. в Санкт-Петербурге, а на территории Украины — в 1796 г. в г. Одес­се. Оживление биржевой торговли произошло в период НЭПа. Число бирж в этот период превысило сотню. Просу­ществовали они до 1930г.

С переходом постсоциалистических стран к рынку бирже­вая торговля возрождается.

Биржа — организационно-правовая форма оптовой торговли массовыми товарами по стандартам и образ­цам (товарная биржа) или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг (фондовая биржа), валю­ты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда), со­глашений по фрахту (фрахтовая биржа) (рис. 7.9).

Товарная биржа — оптовый товарный рынок, которому свойственны следующие особенности:

— торговля соглашениями по стандартам и образцам то­варов, что дает возможность реализовать не сам товар, а контракт на его поставку;

— регулярность торгов на основе определенных правил,

— формирование цен на основе сопоставления спроса предложения (котировки);

— свобода выбора контрагента по соглашению;


Наиболее важные функции рынка - student2.ru



Рис. 7.6. Элементы рыночной инфраструктуры



Глава 7

Наиболее важные функции рынка - student2.ru

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

_ стандартизация контрактов и минимальных партий

постачань.

фондовая биржа — организованный рынок ценных бу-маг выполняющий функцию мобилизации денежных средств для долгосрочных инвестиций в экономику и для финансирования государственных программ.

Ценные бумаги — документы, выражающие имуще­ственные (долговые) обязательства.

Виды ценных бумаг

Акции (от лат. actio — действие, разрешение) — ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами, свиде­тельствующие о вложениях определенного объема капитала и дающие право их владельцу на получение дохода (диви­денда) с прибыли акционерного общества (рис. 7.9).

Наиболее важные функции рынка - student2.ru

Облигация (от лат. oblige — обязательство) — документ,

свидетельствующий о передаче денег в долг на определен-

ный срок справом получения ежегодного фиксированного

дохода иобязательством вернуть сумму долга с процентом в

известный срок

Глава 7

Вексель (от нем. Wechsel — размен) — письменное долго­вое обязательство в соответствии с установленной законом формой, которое выдается заемщиком (должником, вексе­ледателем) кредитору (векселеполучателю), дающее послед­нему право требовать от должника возвращения указанной в векселе суммы в известное время с уплатой определенного обязательством процента.

Варрант — ценная бумага, выпускаемая одновременно с облигацией или привилегированной акцией, дающая ее вла­дельцу право на получение определенных льгот в известное время.

Ваучер — имущественный купон, который выдается в процессе приватизации государственной собственности для приобретения акций предприятий.

Сертификат депозитный — финансовый документ, выпущенный банком, свидетельствующий о наличии де­нежного депозита и обязательстве выплатить держателю сертификата сумму, указанную в данном документе, в опре­деленное время. Это ценная бумага на предъявителя. Про­цент по депозитным сертификатам выплачивается ежегодно или одновременно с погашением долга. Термин "сертифи­кат" происходит от лат. certum, что означает "правильно" и facio — "делаю".

Коносамент (от фр. connaissement — знать, понимать) — расписка, выдаваемая агентом транспортного предприя­тия (судна, самолета и т. п.) отправителю груза, которая свидетельствует о принятии груза для перевозки и обяза­тельстве выдать его в пункте назначения держателю коноса­мента. Передача коносамента осуществляется по правилам обращения ценных бумаг (именные, ордерные или на предъ­явителя) и равнозначна передаче самого груза.

На первичном рынке ценныхбумаг происходит размеще-ние только выпущенных ценных бумаг. Эмитентами могут быть: государственные органы власти разных уровней, пред-приятия, организации, иностранные юридические лица.

Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перепро-дажу ранее выпущенных ценных бумаг через фондовую бир-жу и внебиржевой оборот. Граждане и юридические лица.

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

покупающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, называются инвесторами.

валютная биржа — биржа, осуществляющая на регу-ярной и упорядоченной основе куплю-продажу иностран­ной валюты по рыночным ценам.

Курс, устанавливаемый на бирже, называется официаль­ным. Онявляется основанием для расчетов коммерческих банков с клиентами. В работе валютной биржи участвуют представители государства. Биржевым валютным товаром являются валюта и золото.

Биржа труда — учреждение, опосредующее отношения между работодателями и наемными работниками (рабочей силой).

Функции службы занятости:

— изучение и прогнозирование ситуации на рынке;

— организация общественных работ;

— организация переквалификации кадров в соответствии с требованиями рынка;

— выплаты пособий по безработице;

— частичное возмещение затрат, обусловленных измене­нием места работы.

Фрахтовая биржа — постоянно действующий рынок, где подписываются соглашения по фрахтованию и отфрах­тованию морских судов.

Здесь концентрируется информация о: -спросе и предложении на тоннаж; уровне фрахтовых ставок;

- условиях договора фрахтования.

Термин "фрахт" происходит от нем. Fracht, то есть "груз", и употребляется для обозначения:

а)груза;

б) платы за перевозку груза водными путями или за ис­пользование речных и морских судов на протяжении опре­деленного времени.

Крупнейший международный фрахтовый центр находит-ся в Лондоне. Достаточно мощные фрахтовые биржи нахо­дятся в Гамбурге, Генуе, Токио, Нью-Йорке, Гонконге.

Глава 7

Рассмотренные выше виды бирж называются специали­зированными .

Универсальная биржа — биржа, осуществляющая опе­рации не только с широким ассортиментом товаров, но и с валютой, ценными бумагами, фрахтовыми контрактами.

Таким образом, биржи — это рыночные структуры, где подписываются соглашения, осуществляются биржевые операции (рис. 7.10).

Наиболее важные функции рынка - student2.ru

Рис. 7.10. Классификация биржевых операций

Соглашение (операция) — договоренность о взаимной передаче прав и обязанностей относительно биржевого това­ра, сопровождающаяся передачей финансового инструмен­та (банковских документов или денег) от одного лица к дрУ гому.

Форвардное соглашение — срочное соглашение с налич­ной формой расчета, в соответствии с которым покупатель и продавец договариваются на поставку товара (или валюты)> обусловленного соглашением качества и количества, в опре­деленное время в будущем. Цена товара, курс валюты и т. п. фиксируются в момент подписания соглашения.

Фьючерсные соглашения — соглашения о купле-продаже финансовых инструментов или товаров определенной мар-ки на биржах на условиях их оплаты по оговоренной цене

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

через известное время после подписания соглашения. Фью-

черсные контракты подписываются не с целью купли или

продажи, а с целью страхования (хеджирования) соглаше-

ния по имеющемуся товару, либо для получения разницы от

перепродажи фьючерсного соглашения, либо для получения

прибыли от изменения цен и курсов валют, происходящих в

конце ликвидационного периода.

фьючерсные соглашения чаще всего используют для про­дажи товаров крупными партиями с характерной для них тенденцией к значительному колебанию цен (сельскохозяй­ственные и сырьевые товары), курсов валюты, акций, обли­гаций; для банковских вкладов, ипотеки и т. п. функции фьючерсных соглашений:

— уменьшение риска, обусловленного резким колебани­ем цен;

— обеспечение устойчивости хозяйствующих субъектов;

— гарантирование предсказуемости хозяйственной дея­тельности;

— удешевление кредита.

Онкольные соглашения — система купли реального то­вара или ценных бумаг, в соответствии с которой цена не фиксируется вплоть до требования покупателя. Продавец страхует себя хеджированием продажи. Цена, по которой он закрывает хедж, становится ценой закупки реального то­вара.

Хедж — срочное соглашение, подписанное для страхова­ния от возможного колебания цен.

Опцион — договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей или финансовых прав по уста­новленной на момент подписания соглашения цене в преде­лах известного периода. В обмен на получение такого права покупатель опциона платит продавцу определенную сумму - премию. Риск покупателя опциона ограничен этой пре-мией, а риск продавца уменьшается на величину получен­ной премии.

Опцион на покупку дает право, но не обязывает, купить Фьючерсный контракт, товар или иную ценность по опреде­нной цене. Используется при игре на повышение, позво-

Глава 7

ляет после уплаты небольшой премии получить неограни­ченную прибыль от повышения цен.

Опцион на продажу дает право, но не обязывает, прода­вать фьючерсный контракт или иные ценности по опреде­ленной цене. Используется при игре на понижение, и после уплаты небольшой премии обеспечивает неограниченную прибыль от снижения цены.

Аукцион — форма организации реализации товаров, основанная на проведении публичных торгов, где право ку­пить получает тот, кто предлагает наивысшую цену.

Главные субъекты аукциона:

— собственник ценностей (продавец);

— организатор аукциона;

— покупатель.

Исходная цена определяется соглашением между органи­затором аукциона и собственником — продавцом. Торги на аукционе проводит аукционист, имеющий определенные полномочия оглашать самую высокую цену во время торгов.

Виды аукционов:

— товарные — реализуют произведения искусства, юве­лирные изделия, меха и прочие уникальные предметы;

— валютные — один из методов организации валютного рынка страны. Это публичные валютные торги. Объектом валютного аукциона являются валютные средства органи­заций. Цель валютного аукциона — предоставление воз­можностей купить валюту тем хозяйствующим субъектам, которые не имеют возможности ее заработать или получить из централизованных фондов.

Биржевые посредники

Брокер — торговый посредник, обеспечивающий подпи­сание соглашений по желанию клиентов за их счет. Возна­граждение за услуги брокера — брокеридж.

Маклер (дилер, джоббер) — биржевой посредник, про­дающий и покупающий за свой счет.

"Быки" — спекулянты и хеджеры, рассчитывающие на повышение цен, которые скупают соглашения, товары и прочие ценности.

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

"Медведи" — спекулянты и хеджеры, ожидающие пони­жения цен при продаже соглашений, товаров и прочих цен­ностей.

Имеются и другие организационные формы продажи ве­щественных товаров и услуг.

Торгово-промышленные палаты — коммерческие орга­низации, главной задачей которых является содействие раз­витию экономических и торговых связей с партнерами за­рубежных стран. Они являются юридическими лицами и предоставляют целевые информационные услуги.

Торговый дом — торговая фирма, которая осуществляет закупки товаров у производителей или у оптовиков и пере­продает их внутри своей страны или за ее пределами.

Ярмарка — периодически организуемая в одном и том же месте выставка образцов товаров широкого потребления и (или) оборудования, транспортных средств, средств связи, ноу-хау, где экспоненты подписывают соглашения в нацио­нальном и международном масштабе. На международных ярмарках не разрешается продажа на вынос. Иногда ярмар­ки определяют как место периодической торговли (Соро-чинская ярмарка на Полтавщине).

Магазин — предприятие розничной торговли.

Магазин-демзал — розничное торговое предприятие, торгующее по каталогам.

Маркетинг — разновидность деятельности фирм в связи с продажей и сбытом продукции, включающая: разработку товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организацию распределения, установление цен, осущест­вление сервисного обслуживания и т. п.

Консалтинговые фирмы предоставляют услуги эконо­мическим субъектам по проблемам:

-исследования и прогнозирования рынка;

-оценки торгово-политических условий осуществления

экспортно-импортных операций;

-разработки и внедрения маркетинговых программ ипр.

-Аудиторская фирма осуществляет консультирование по вопросам бухгалтерского учета и контроля финансовой

і



Глава 7

деятельности относительно проведения хозяйственно-фи. нансовых ревизий; управления посредством системы учета-готовит выводы относительно достоверности финансового отчета фирм, подлежащих аудиторскому контролю.

Мы не рассмотрели такой важнейший элемент инфра­структуры, как банки и небанковские финансовые инфра­структуры. О них речь идет в главах "Финансовая система" и "Кредитная система".

Подводя итог, отметим следующее:

1. Рынок — одно из наиболее важных изобретений циви­лизации. Он объединяет интересы людей, никогда не видев­ших друг друга. Он обеспечивает производство именно того, что нужно, непосредственно не опрашивая при этом каждо­го потребителя. Он в совершенстве осуществляет распреде­ление ресурсов и непредвзято относится к людям независи­мо от их ранга и статуса.

2. Функционирование рынка непосредственно зависит от развития рыночной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность, устойчивость, информационное и науч­ное обслуживание, страховую и правовую защиту субъектов рынка.

3. Государство в значительной степени влияет на состоя­ние конкурентной среды, выполняя те функции, от осущест­вления которых отказывается рынок, разрабатывая общие для всех экономических субъектов правила игры, следя за их соблюдением; создавая механизмы, регламентирующие ответственность тех, кто нарушает законодательно установ­ленные правила игры на рынке.

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия

Аудиторская фирма. Биржевые соглашения: форвард­ные, фьючерсные, онкольные, опционы, аукционы. Биржи: товарные, фондовые, фрахтовые, валютные, труда; специа­лизированные и универсальные. Бюджетный сектор. Ин­фраструктура. Консалтинг. Магазин. Магазин-демзал. Мар­кетинг. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. По­ложительные и отрицательные экстерналии. Посредники биржевой торговли: маклеры, брокеры, дилеры, джобберы, "быки", "медведи". Рынок. Рыночные (частные) и обще­ственные блага. Рыночный сектор. Субъекты рыночной эко­номики. Торгово-промышленные палаты. Торговые дома. Ценные бумаги: акции, облигации, вексели, варранты, вау­черы, сертификаты, коносаменты. Ярмарка.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой из секторов экономики (рыночный или бюджетный) предпочтительнее? Аргументируйте свою по­зицию.

2. Кто и как определяет пропорции между бюджетным и рыночным секторами экономики?

3. Дайте "классическое" и "маркетинговое" определе­ния рынка. Что между ними общего и отличного?

4. Назовите черты современной рыночной экономики и Раскройте их содержание.

5. Что такое экономическая свобода? Раскройте формы ее проявления.

Глава 7

6. Назовите принципы функционирования рыночной экономики и раскройте их содержание.

7. Дайте характеристику структуры рынка по различ­ным критериальным признакам.

8. Назовите функции рынка и раскройте их содержа­ние.

9. Раскройте содержание функций главных субъектов экономики.

10. В чем состоит специфика функций государства в рыночной экономике?

11. Что такое общественные блага? Почему их производ­ство осуществляется под эгидой государства?

12. Раскройте содержание отрицательных и положи­тельных внешних эффектов (экстерналии). Какое влияние на них может оказывать государство?

13. Дайте определение понятия "рыночная инфраструк­тура" и раскройте ее значение для бесперебойного функцио­нирования рынка.

14. С какой целью учреждается биржевая торговля? Из­менилось ли ее значение на рубеже тысячелетий? Если да

— раскройте содержание изменений. Если нет — объясните
почему.

Литература

1. Базилевич В.Д. Ринкова економіка: Основні поняття
і категорії : навч. посіб. / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич.

— К. : Знання, 2006. — С. 51—59.

2. Гальчинський А.С. Економічна теорія : підручник /
А.С. Гальчинський, П.С. Єщенко. — К. : Вища пік., 2007.

— Теми 12, 13.

3. Єщенко П.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю.І. Палкін. — К.: Вищашк., 2005. — Розд. 6.

4. Основи економічної теорії: політекономічний аспект : підручник / відп. ред. Г.Н. Климко. — 5-те вид., випр. ' К. : Знання-Прес, 2004. — Розд. 13, 14.

рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура

5. Петруня Ю.Є. Непрофесійні суб'єкти на ринку акцій

/ Ю.Є. Петруня. — К. : Т-во "Знання", КОО, 1999.

6. Экономика : учебник / под. ред. А.С. Булатова. — М.

БЕК, 1999. — Разд. 1.

7 ' Экономическая теория (политэкономия) : учебник /
од общ. ред- В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. — М. :

ИНФРА-М, 1997. - Гл. 3, 5.

8 Scherer F. Industrial Market Structure and Economic Performance / F. Scherer, D. Ross. - Boston, 1990. - Ch. 2.

9 Woodford M.H. Fiscal Requirements for Fiscal [i.e. price] Stability / M.H. Woodford. — Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2001.

Наши рекомендации