Отражение экономических идей смитианцев постмануфактурного периода

В ТРУДАХ А. БУТОВСКОГО И И. ВЕРНАДСКОГО[2]

Бутовский А. И. (1814 – 1890)

Александр Иванович Бутовский – директор департамента министерства финансов России, был его представителем в Лондо­не, сенатор. В 1847 г. увидел свет первый в России написанный по-русски трехтомный курс политэкономии А. Бутовского «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии» (общим объемом более 1500 стр.), на десятилетие ставший единственным учебником политэкономии в стране. Хотя современники по-разному оценили этот труд (в том числе весьма критически), он представляет определенный интерес как первый учебник, имеющий ставшую в последующем классической струк­туру, содержащий ряд интересных положений, например, о бла­гах внешних и внутренних и о роли невещественных факторов производства.

Свой курс политэкономии А. И. Бутовский построил по классической схеме Ж. Б. Сэя: в первом томе рассматривалось производство, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. Предмет политэкономии А. Бутовский определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, ис­ключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного бла­госостояния...» Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравст­венно-политическим наукам и требовал внесения в нее морально­го начала.

Заслуживают внимания высказанные в книге А. И. Бутов­ского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении про­мыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыс­лы; о необходимости «применения производительных сил народ­ных к наделению общества благами внутренними».

В конце третьего тома А. И. Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственны­ми». И хотя в последующем в работах других авторов эта критика носила более основательный и развернутый характер, подход А. И. Бутовского, как одного из первых критиков социализма, за­служивает определенного интереса и потому приводится в дан­ной работе. Заслуживает внимания и достаточно взвешенное мне­ние А. Бутовского о русской общине, высказанное им накануне реформы 1861 г. Фрагменты из его работы на эту тему – статьи «Общинное владение и собственность» – также приводятся ниже. Курсив по всему тексту принадлежит автору.

Вернадский И. В. (1821 – 1884)

Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в семье не­богатых дворян Черниговской губернии. По окончании Киевско­го университета Св. Владимира и после недолгого периода учи­тельства в 1843 г. он был послан для продолжения учебы за гра­ницу, где пробыл три года. По возвращении стал профессором политической экономии Киевского университета. В 1847 г. защи­тил магистерскую диссертацию на тему: «Очерк теории потреб­ностей», а в 1849 г. – докторскую «Критико-историческое иссле­дование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века». В 1850 г. стал работать на кафедре политэконо­мии Московского университета; в 1856 г. переведен в Петербург и до 1867 г. был чиновником особых поручений при минист­ерстве внутренних дел. С этой должностью он сочетал препода­вание в Главном педагогическом институте и Александровском лицее. В 1867-1876 гг. состоял управляющим конторой Государ­ственного банка в Харькове, где был также председателем обще­ства взаимного кредита и товарищем председателя статистиче­ского комитета. Основал и редактировал журналы «Экономиче­ский указатель» (1857-1861 гг.) и «Экономист» (1858-1864 гг.). Умер в 1884 г. в Петербурге.

Жена И. Вернадского – Мария Николаевна Вернадская (урожденная Шагаева) (1831-1860) – первая русская женщина-экономист, написавшая немало работ по популяризации основ­ных начал политической экономии (иногда в форме притч с опре­деленной экономической моралью), о проблемах женского труда и положении женщин.

Сын И. Вернадского от второго брака – Владимир Ивано­вич Вернадский (1863-1945) – известный ученый-естествоиспытатель, академик, автор работ по философии естествознания и науковедению.

В области политэкономии И. Вернадский примыкал к анг­лийским классикам и школе Ж. Б. Сэя. Он был последователь­ным сторонником так называемой «манчестерской школы» в эко­номической политике, основное положение которой требовало полного невмешательства государства в хозяйственную жизнь и распространения принципов свободной конкуренции на все сто­роны хозяйственной деятельности, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.

И. Вернадский был активным противником крепостниче­ства, выступал против проектов освобождения крестьян посред­ством высоких выкупных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию. По этому вопросу он вел острую полемику с Н. Г. Чернышевским. Статьи И. Вернадского «О поземельной собственности» были опубликованы в журнале «Экономический указатель» (№ 22, 25, 27 и 29 за 1857 г.). Глав­ный тезис И. Вернадского состоял в следующем: «поземельное общественное владение наименее рационально из всех видов об­щественного пользования, что доказывается уже тем, что оно везде исчезло с развитием потребностей и образования». Общин­ный принцип пользования землей, подчеркивал И. Вернадский, «отнимает право хозяйственной инициативы от частного лица и передает его общине», он делает невозможной «свободу перехода участков земли из рук в руки, что необходимо для рациональной организации самого хозяйства».

Основные работы И.Вернадского: «Очерк теории потреб­ностей» (СПб., 1847), «Критико-историческое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века» (М., 1849); «Очерки истории политической экономии» (СПб., 1858); «О мене и торговле» (СПб., 1865). Кроме того, он перевел и прокомментировал часть работы А. Шторха «Курс по­литической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (СПб., 1881).

Одна из главных экономических работ И .Вернадского – «Проспект политической экономии» (СПб., 1858) – представля­ет собой развернутую программу курса политической экономии в том виде, как она излагалась в то время автором студентам. По­сле исторического очерка науки политэкономии в ней помещены разделы о потребностях и труде, о труде как источнике производ­ства, теории доходности и цены, о заработке, потреблении, кредите и финансах. Из содержания «Проспекта» следует, что И. Вернадский был сторонником трудовой теории стоимости, на ос­нове которой пытался объяснить источники всех доходов. Более того, сам предмет политической экономии он определял так: «По­литическая экономия, как наука, в настоящий момент своего раз­вития, есть по преимуществу теория труда, или теория ценности» (с. 1). И далее: «В политической экономии господствуют два на­правления: положительное и отрицательное. Первое имеет в виду преимущественно все общество; второе более отдельные лица. Экономические понятия древних и меркантилизм принадлежат к первому; физиократия и школа А. Смита ко второму».

В отличие от А. Бутовского И. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, поскольку капитал сам явля­ется «накопленным трудом» и предъявляет претензию на часть созданной стоимости только по праву «владения». «Владение и труд составляют главные условия образования ценностей и осно­вание всякого правильногохозяйства (здесь и далее курсив ав­тора) как системы экономической деятельности» (с. 40).

По мнению И. Вернадского, «заработок необходимо равен ценностям, употребляемым для органической поддержки деяте­лей, орудий труда (работников); но различные паи, приходящие­ся на долю каждого из них, зависят от состояния на них запроса и предложения» (с. 37). «Под именем «органической поддержки» деятелей труда разумеем, кроме удовлетворения их прямых об­щественных и местных потребностей, также и доставление воз­можности продолжения их существования, как рода, т. е. извест­ную затрату на их специальное образование в массе» (с. 38). И. Вернадский предугадал тенденцию развития денег при капита­лизме; он писал: «Высшее экономическое развитие предполагает принятие за деньги – идеальной единицы кредита» (с. 41). «Народ­ный доход состоит в массе новых годностей, появившихся в стране в известный период времени, или есть то увеличение, ко­торому подверглись все ценности страны в течение известного времени вместе с теми вещностями, которые получили ценность впервые» (с. 48).

Некоторые современные исследователи считают, что И. Вернадского можно признать первым в России историком эконо­мической мысли, попытавшимся в своей работе «Очерк истории политической экономии» осуществить классификацию и система­тизацию направлений экономической науки. Всю ми­ровую экономическую науку, начиная с древнейших времен, он предлагал делить на два больших направления – положительное и отрицательное. Первое включает тех, кто считает, что экономиче­ское развитие зависит от положительной, т. е. активной роли госу­дарства (сторонники меркантилизма, протекционизма и социа­лизма). Второе, напротив, рекомендует полагаться на естествен­ные законы развития и отрицает вмешательство государства в экономику (либо ограничивает его узкими рамками) (физиократы и сторонники А. Смита). Себя И. Вернадский относил ко второму направлению. Спасение России И. Вер­надский видел не в коллективизме и общинности, а в быстром хо­зяйственном подъеме, что позволит ей избежать «западных болез­ней» и одновременно социализма с его опасными фантазиями.

В «Очерках» представлен большой круг экономистов раз­личных направлений, в том числе российских. Как писал И. Вер­надский, его цель состояла в том, чтобы «сколько-нибудь ознако­мить русских читателей с именами, не всегда громкими, добросо­вестных тружеников науки». Дается краткая справка об авторе и его основных работах. Ниже приводится текст авторского введе­ния к «Очеркам».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОСОБЕННОСТИ КРИТИКИ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ В ТРУДАХ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО, П. Б. СТРУВЕ и С. Н. БУЛГАКОВА[3]

Наши рекомендации