Глава 21. рынок ценных бумаг

«На самом деле все цен­ные бумаги, включая фьючер­сные контракты,.... есть не что иное, как наборы услов­ных обязательств. Покупая или продавая различные ком­бинации этих документов, экономический агент может попытаться обеспечить под­ходящий компромисс между стабильностью и ожидаемым доходом».

Кеннет Эрроу

§ 1. Структура, организация

и функции рынка ценных бумаг

Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финан­совый рынок- это рынок, который опосредует распределение денеж­ных средств между участниками экономических отношений. Образно говоря, его можно сравнить с сердцем экономики, так как с его помощью мобилизуются свободные финансовые ресурсы и направляются тем лицам, которые могут ими наиболее эффективно распорядиться. Как правило, именно на финансовом рынке изыскиваются средства для раз­вития реального сектора экономики.

Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг, или фондовый рынок. Рынок ценных бумаг (РЦБ)- это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. Особенностью привлечения финансовых ресур­сов таким путем является то обстоятельство, что, как правило, они мо­гут свободно обращаться на рынке. Поэтому лицо, вложившее свои средства в какое-либо производство путем приобретения ценных бумаг, может вернуть их (полностью или частично), продав бумаги. В то же время, его действия не затрагивают и не нарушают сам процесс произ­водства, так как деньги не изымаются из предприятия, которое продол­жает функционировать. Возможность свободной купли-продажи ценных бумаг позволяет вкладчику гибко определять время, на которое он же­лает разместить свои средства в тот или иной хозяйственный проект.

Объектом сделок на РЦБ является ценная бумага. Ценнуюбумагу можно определить как денежный документ, которыйудостоверяет отношениясовладения или займамежду ее владельцем и эмитен­том.Ценные бумаги могут выпускаться как в индивидуальном порядке, например, вексель, так и сериями, например, акции. В последнем слу­чае российское законодательство говорит об эмиссионной ценной бума­ге. Эмиссионная ценнаябумага- это бумага, которая одновременно характеризуется следующими признаками:

- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;

- размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Ценная бумага может выпускаться в наличной и безналичной фор­мах. Наличная форма предполагает, что ценная бумага напечатана на бланке, выполненным в соответствии с техническими требованиями, которые содержатся в нормативных документах. Если бумага выпущена в безналичной форме, то она отсутствует как физический предмет, а ее существование, т.е. права ее владельца, фиксируются в регистрацион­ном документе. Выпуск таких бумаг оформляется документом, который называется глобальным сертификатом. В сертификате указываются параметры выпуска бумаг. По соглашению с эмитентом глобальный сер­тификат передается на хранение в депозитарий. Депозитарием по рос­сийскому законодательству является юридическое лицо, которое оказы­вает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг. Если инвестор владеет несколькими акциями, выпущенными безналично, то на все ко­личество бумаг ему могут выдать сертификат, в котором указывается, что он является владельцем такого-то количества таких-то акций. Вла­делец безналичной бумаги может взять выписку из реестра1 о том, что он является собственником данной бумаги. Выписка из реестра ценной бумагой не считается.

1 Реестр владельцев ценных бумаг представляет собой спи­сок зарегистрированных вла­дельцев с указанием важнейших количественных и качественных параметров ценных бумаг. Дер­жатель реестра - это юридичес­кое лицо, которое собирает и хранит данные о реестре вла­дельцев ценных бумаг.

Исторически появление и развитие РЦБ было связано с ростом по­требности в привлечении финансовых средств в связи с расширением производственной и торговой деятельнос­ти. По мере увеличения масштабов произ­водства для его развития ресурсов одного или нескольких предпринимателей стано­вилось уже недостаточно. Поэтому возни­кала необходимость привлечения финан­совых активов широкого круга лиц. В XIX веке значительный импульс РЦБ получил в связи с активным строительством же­лезных дорог, которое требовало боль­ших денежных затрат.




30*



Глава 21

Рынок ценных бумаг



Появление ценной бумаги как инструмента привлечения финансо­вых ресурсов позволяет вкладчику в определенной степени решать про­блему риска, связанного с хозяйственной деятельностью, посредством приобретения такого количества ценных бумаг, которое отвечает ста­бильности его финансового положения. Если какое-либо лицо готово пойти на значительный риск, оно купит большой пакет ценных бумаг, в противном случае - ограничится одной или несколькими бумагами.

Выпуск ценных бумаг играет большую роль в финансировании вен­чурных (рискованных) предприятий, которые занимаются новыми разра­ботками. Получить кредит в банке для таких целей не всегда возможно, так как банки большей частью являются консервативными организация­ми и требуют обеспечения своих кредитов. Выпуск акций под рискован­ные проекты позволяет финансировать новые предприятия. Вкладчики идут на большой риск, однако в случае успеха их ожидают и большие доходы. Например, такое предприятие, как IBM, появилось как венчур­ное. Таким образом, наличие РЦБ позволяет расширить финансирова­ние научно-технических разработок.

В составе РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала. Денеж­ный рынок- это рынок, на котором обращаются краткосрочные ценные бумаги. Временным критерием обычно считается один год. Если бумага будет обращаться на рынке не более года, то она рассматривается как инструмент денежного рынка. В то же время такие бумаги, как вексель или банковский сертификат, также относят к инструментам денежного рынка, хотя они могут обращаться и больше одного года. Денежный рынок служит для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в краткосрочном финансировании.

Рынок капитала- это рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или бумаги, до погашения которых остается более года. В качестве примера можно назвать акцию (речь об этом виде ценных бумаг пойдет далее). Рынок капитала служит для обеспечения потреб­ностей хозяйствующих субъектов в долгосрочном финансировании.

По организационной структуре РЦБ делят на первичный и вторич­ный рынки. Первичный рынок- это рынок, на котором происходит пер­вичное размещение ценной бумаги. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результа­те продажи бумаг на первичном рынке лицо, их выпустившее, получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки пер­воначальных держателей. Таким образом, функция первичного рынка состоит в мобилизации новых капиталов. Ценные бумаги, главным об­разом, выпускаются юридическими лицами. В то же время такая бума­га, как вексель, может быть выписана и физическим лицом. Лицо, кото­рое выпускает ценные бумаги, называют эмитентом,а выпуск бумаг -эмиссией. Лицо, приобретающее ценные бумаги, именуют инвестором.

На фондовом рынке главными покупателями бумаг выступают юриди­ческие лица, прежде всего, банки, страховые организации, инвестици­онные, пенсионные фонды, так как именно они располагают наиболь­шей суммой средств. На фондовом рынке оперирует «институциональ­ныйинвестор»- термин, который относится к специалистам, управля­ющим чужими активами, или обозначает организации, главный вид дея­тельности которых - приобретение финансовых активов за счет привле­ченных средств.

После того, как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны в своем решении о продаже их следующим вкладчикам. Первая и после­дующие перепродажи ценных бумаг происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок- это рынок, на котором происходит обращение цен­ных бумаг. Таким образом, все последующие сделки с ценными бумага­ми осуществляются на вторичном рынке. На нем уже не аккумулируют­ся новые финансовые средства для эмитента, а только перераспреде­ляются ресурсы среди последующих инвесторов. Вторичный рынок вы­полняет важную роль. Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вто­ричного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, начинания не по­лучили бы необходимой финансовой поддержки.

В структуре вторичного рынка выделяют биржевой и внебиржевой рынки. Биржевой рынокпредставлен обращением ценных бумаг на биржах. Внебиржевой рынокохватывает обращение бумаг вне бирж. Такое деление вторичного рынка существует потому, что не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. Исторически вначале возник вне­биржевой рынок. В последующем рост операций с ценными бумагами потребовал организации более упорядоченной торговли. В результате появились фондовые биржи. Кратко фондовуюбиржуможно опреде­лить как организованный рынок ценныхбумаг.Это означает, что су­ществует определенное место, время и правила торговли ценными бу­магами.

Классическая фондовая биржа представляет собой здание с опера­ционным залом, где заключаются сделки с ценными бумагами. Прогресс компьютерных и информационных технологий привел к появлению элек­тронных бирж. Электронная биржа представляет собой компьютерную сеть, к которой подключены терминалы компаний-членов биржи. Терми­налы могут быть вынесены в офисы данных компаний.

Как уже было отмечено, не все ценные бумаги могут обращаться на бирже. На нее допускаются бумаги только тех эмитентов, которые отве-





Глава 21

Рынок ценных бумаг



чают ее требованиям. Как правило, это бумаги крупных, финансово крепких компаний. Ценные бумаги молодых и финансово слабых компа­ний обычно обращаются на внебиржевом рынке.

Каждая биржа разрабатывает свой перечень требований к эмитен­там. Поэтому в зависимости от их жесткости бумаги одной и той же ком­пании могут котироваться, т. е. обращаться, на одной или нескольких биржах. В связи с проверкой эмитента на предмет соответствия его со­стояния требованиям биржи возник специальный термин - «листинг». Листинг - это процедура включения ценной бумаги эмитента в котиро­вальный список биржи. Если эмитент желает, чтобы его бумаги котиро­вались на бирже, и отвечает предъявляемым критериям, то его бумаги допускаются к обращению на бирже. Если в последующем эмитент пе­рестает им удовлетворять, то его бумаги могут быть исключены из коти­ровального списка. Такая процедура получила название делистинга.

Как правило, акционерное общество (АО) стремится, чтобы его ак­ции обращались на бирже. Уже сам факт котировки акций на бирже го­ворит об определенном уровне надежности АО, так как оно прошло экс­пертизу специалистов биржи. При прочих равных условиях таким пред­приятиям легче привлекать средства за счет выпуска новых акций, по­скольку инвесторы могут судить об их положении и перспективах на ос­нове легко доступных биржевых котировок.

В соответствии с российским законодательством фондовая биржа -это некоммерческая организация. Торговлю на бирже могут осуществ­лять только ее члены. Другие лица, желающие заключать биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Фон­довая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов.

Биржа - это только место, где заключаются сделки с ценными бума­гами. Поэтому физически сами ценные бумаги на бирже не присутству­ют. После заключения сделки на бирже покупатель и продавец осуще­ствляют между собой взаиморасчеты в установленные для этого норма­тивными документами сроки.

Для того, чтобы завершить описание биржевого рынка, остановимся кратко на разновидностях бирж в экономике. Если посмотреть на эконо­мику во временном разрезе, то можно увидеть, что она состоит из двух сегментов: спотового и срочного рынков. Спотовый (кассовый) рынок - это рынок наличных сделок. На спотовом рынке происходит одновре­менная оплата и поставка ценных бумаг. Законодательство различных стран обычно отводит контрагентам несколько дней с момента заклю­чения сделки для осуществления взаиморасчетов. Цену, возникающую на спотовом рынке, называют спотовой, или кассовой.

Срочный рынок - это рынок, на котором заключаются срочные сделки. Срочная сделка представляет собой договор между контраген-

тами о будущей поставке предмета контракта на условиях, которые ого­вариваются в момент заключения такой сделки. В соответствии с двумя сегментами рынка можно выделить енотовые и срочные биржи. Суще­ствуют также товарные биржи. Согласно названию, на товарной бирже продаются и покупаются товары. Однако в современных условиях на товарных биржах, за редким исключением, осуществляется торговля срочными контрактами, в том числе контрактами, в основе которых ле­жат ценные бумаги. Таким образом, происходит определенное сближе­ние фондовых и товарных бирж, так как и на первых, и на вторых обра­щаются срочные контракты на ценные бумаги.

По своей внутренней организации биржа может состоять из несколь­ких специализированных отделов: валютного, фондового, товарного. Поэтому официальное название биржи не всегда точно отражает весь набор инструментов, который обращается на бирже. Например, Москов­ская межбанковская валютная биржа (ММВБ) имеет в своем составе валютную спотовую секцию, спотовую секцию ценных бумаг и секцию срочного рынка.

По характеру эмитентов фондовый рынок можно разделить на ры­нок государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок него­сударственных бумаг помогает аккумулировать финансовые ресурсы для предпринимательского сектора. Рынок государственных ценных бу­маг открывает возможность решать две важные задачи. Во-первых, по­зволяет государству мобилизовать необходимые ему денежные ресур­сы, и, в частности, финансировать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, он является полем регулирования краткосрочной процентной ставки в экономике.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что первая функ­ция фондового рынка состоит в мобилизации средств вкладчиков для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельно­сти. Вторая функция - информационная. Она заключается в том, что ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения сво­их капиталов. Данная информация представлена в курсовой (рыночной) стоимости ценных бумаг. Например, если цена акции какого-либо пред­приятия растет, то, как правило, это говорит о хороших перспективах его хозяйственной деятельности, и наоборот. Аналогичная параллель спра­ведлива в отношении состояния фондового рынка и экономики в целом. Падение курсовой стоимости ценных бумаг предвещает спад деловой активности и наоборот (вспомним опережающие показатели из гл. 19.) Из данного правила случаются исключения, однако, большей частью фондовый рынок верно определяет вектор экономического движения. Таким образом, ситуация на фондовом рынке сигнализирует о будущем состоянии экономики. Такая последовательность и связь между фондо-





Глава 21

Рынок ценных бумаг



вым рынком и экономической конъюнктурой возникает потому, что вкладчики, стремясь предвидеть будущие результаты деятельности той или иной фирмы, находятся в процессе постоянного поиска и анализа информации. Если полученная информация положительна, то они поку­пают соответствующие ценные бумаги, в противном случае - продают. В результате курсовая стоимость ценной бумаги начинает изменяться уже до того момента, как станут известны окончательные итоги деятель­ности данного предприятия.

Состояние фондового рынка играет важную роль для стабильного развития экономики. Крах фондового рынка, т. е. сильное падение кур­совой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать спад и депрессию в экономике. Это объясняется тем, что паде­ние стоимости ценных бумаг делает вкладчиков абсолютно беднее. Как следствие, они сокращают свое потребление. Спрос на товары и услуги падает. У предприятий накапливаются товарно-материальные запасы, и они начинают сокращать производство и увольнять работников, что еще больше снижает уровень потребления. Кроме того, падение курсовой стоимости ценных бумаг уменьшает возможности предприятий аккуму­лировать необходимые им средства за счет выпуска новых бумаг.

§ 2. Общая характеристика

основных ценных бумаг

I. Акция

Акция- это эмиссионная ценная бумага, которая зак­репляет право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении акционер­ным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвида­ции. Она является бессрочной, т. е. обращается на рынке до тех пор, пока существует выпустившее ее акционерное общество. АО не обяза­но ее выкупать. Акции могут быть именными и на предъявителя. Вы­пуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента согласно нормати­вам, устанавливаемым ФКЦБ (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг). Выделяют две категории акций: обыкновенные (иногда их назы­вают простыми) и привилегированные. Привилегированные акции под­разделяются также на различные типы.

Обыкновенные акции отличаются от привилегированных следующи­ми чертами: а) они предоставляют право владельцу участвовать в голо­совании на собрании акционеров; такое право возникает после полной

оплаты акции; б) выплата по ним дивидендов и ликвидационной стоимо­сти при ликвидации предприятия может осуществляться только после распределения соответствующих средств среди владельцев привилеги­рованных акций.

Привилегированные акции отличаются от обыкновенных прежде все­го тем, что, как правило, не предоставляют своим владельцам права участвовать в голосовании на собрании акционеров, если оно не закреп­лено за ними в уставе АО. Однако такое право появляется у владель­цев в том случае, если собрание акционеров принимает решение о не­выплате дивидендов по привилегированным акциям или обсуждает воп­росы, касающиеся имущественных интересов владельцев этих акций, в том числе вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Привиле­гированные акции характеризуются также тем, что они предоставляют преимущественное право их владельцам на получение дивидендов и ликвидационной стоимости предприятия при прекращении его деятель­ности по сравнению с владельцами обыкновенных акций.

По российскому законодательству могут выпускаться привилегиро­ванные акции, размер дивиденда по которым как определен, так и не определен. В последнем случае величина дивиденда по ним не может быть меньше дивиденда по обыкновенным акциям. Еще одним отличи­ем является положение о том, что по обыкновенным акциям дивиденд может не выплачиваться. По привилегированным акциям, размер диви­денда по которым определен в уставе, невозможна полная невыплата дивиденда. Дивиденды по ним должны обязательно выплачиваться, по крайней мере, частично. По привилегированным акциям при их выпуске должны быть установлены или размер дивиденда, или ликвидационная стоимость, или оба показателя. АО может выпускать привилегирован­ные акции, по которым предусматривается различная очередность вып­латы дивидендов и ликвидационной стоимости. Она должна быть ука­зана в уставе. В мировой практике привилегированные акции, имеющие преимущества в очередности выплат по ним дивидендов по сравнению с другими привилегированными акциями, называют преференциальны­ми привилегированными акциями.

Одной из основных характеристик акции является ее номинал,или нарицательнаястоимость. Сумма номинальных стоимостей всех раз­мещенных акций составляет уставный капитал АО. Номинальная сто­имость всех размещенных привилегированных акций не должна превы­шать 25% уставного капитала АО. Номинальная стоимость всех обыкно­венных акций должна быть одинаковой. Одинаковой также должна яв­ляться номинальная стоимость привилегированных акций одного типа.

Номинальная стоимость акции, как правило, не совпадает с ее ры­ночной стоимостью. У хорошо работающего АО она обычно выше, а у предприятия, испытывающего финансовые и производственные трудно-





Глава 21

Рынок ценных бумаг



сти, ниже. На рынке цена определяется в результате взаимодействия спроса на акции и их предложения. Данные переменные зависят от пер­спектив прибыльности предприятия. Таким образом, на вторичном рын­ке цена акции может принимать любые значения.

Сумма всех номинальных стоимостей акций определяет уставный фонд общества. От уставного фонда следует отличать такое понятие, как «капитализация». Капитализация- это показатель, характеризую­щий объем капитала компании в рыночной оценке, воплощенный в ак­циях. Он определяется как произведение текущей рыночной цены раз­мещенных акций и их количества.

Следующей характеристикой акции является доход, который она приносит акционеру. Доход по акции может быть представлен в двух формах - в виде прироста курсовой стоимости и в качестве периодичес­ких выплат по акции. Во втором случае доход называют дивидендом.Прирост курсовой стоимости акции может составить существенную часть доходов инвестора. Чтобы его реализовать, акцию необходимо продать. В противном случае существует опасность, что в следующий момент курс бумаги может упасть. Прирост курсовой стоимости возни­кает по двум причинам. Во-первых, это возможный спекулятивный подъем на рынке. Он не имеет под собой объективных долгосрочных оснований. Во-вторых, это реальный прирост активов предприятия. По­лучив прибыль, АО делит ее на две части. Одна выплачивается в каче­стве дивидендов, другая - реинвестируется для поддержания и расши­рения производства. Таким образом, реинвестируемая прибыль, приоб­ретающая форму основных и оборотных фондов, реально «наполняет» акцию и ведет, как правило, к росту ее стоимости. В результате, в тен­денции цена акции на рынке должна расти.

АО вправе выплачивать дивиденды раз в год, полгода, квартал. Ди­виденды, выплачиваемые раз в полгода или квартал, называются про­межуточными. Дивиденды, выплачиваемые по итогам года, - годовыми.

Акция делает инвестора одним из владельцев АО, хотя в более оче­видной форме это следует отнести к акциям, предоставляющим право голоса. В то же время для большинства акционеров констатация данно­го факта является только декларацией, так как фактически АО контро­лирует то лицо или группа лиц, в руках которых находится конт­рольный пакет акций.Контрольный пакет можно определить как коли­чество акций (или процент акций от их общего количества), которое дает возможность проводить их владельцам свои решения на собрании ак­ционеров. Это не обязательно 51% или более. На практике существуют примеры, когда владение даже 5% акций составляет контрольный пакет. Такая ситуация возможна в силу того, что в АО, насчитывающем боль­шое количество акционеров, значительная часть инвесторов - это мел­кие вкладчики, которые представляют собой раздробленную массу. Кро-

ме того, группы лиц, заинтересованных в получении контроля над обще­ством, имеют возможность получать (или покупать) по доверенности голо­са других акционеров. Таким образом, в их руках аккумулируется значи­тельно большее число голосов, чем то, которое соответствует их акциям.

Современная экономика основана на производственной кооперации. Поэтому, если акционер, обладающий небольшим пакетом акций, спо­собен оказывать на предприятие давление, например, по технологичес­кой цепочке, то его пакет также может превратиться в контрольный. Та­ким образом, настоящими владельцами предприятия являются лица, обладающие контрольным пакетом.

В связи с развитием в нашей стране акционерной формы собствен­ности необходимо остановиться на одном общетеоретическом вопросе. Как известно, экономические реформы стали проводиться под знаком того, что на предприятия должен прийти реальный хозяин, т. е. акцио­нер. Как показывает существующая действительность, хотя акционер и появился, но во многих случаях объемы производства не увеличились, а даже сократились. Сама по себе акционерная форма предприятия с точки зрения ее эффективности не может рассматриваться вне тех «правил игры», т. е. институциональных условий, в рамках которых фун­кционируют АО. Многие из российских промышленных предприятий, став акционерными, по-прежнему демонстрируют скверный менеджмент, «висят на шее» у государства, рассчитывая на государственные финан­совые вливания. Закон о банкротстве фактически не действует, и пото­му многие собственники акционерных обществ могут не волноваться по поводу нерентабельности своих предприятий. Таким образом, эффек­тивный собственник не возникает автоматически с переходом предпри­ятия на акционерную форму бизнеса.

Существует понятие «рейтинг акций». Рейтинг- это оценка инвес­тиционной надежности ценных бумаг. Ее дают аналитические компании. Наиболее известными в мировой практике аналитическими компаниями являются «Standard & Poor's» и «Moody's Investors Service». Рейтинг по­зволяет судить о степени возможной доходности и риска, связанного с предприятием, выпустившим акции. Каждая аналитическая компания использует свои символы для обозначения уровня рейтинга. Например, компания «Standard & Poor's» использует такие обозначения: AAA, AA, А, ВВВ, ВВ, В, С, D. Инвестиционная надежность бумаги убывает в дан­ном рейтинге слева направо. Так, акции компании с рейтингом AAA бу­дут самыми надежными с точки зрения риска банкротства, но и наиме­нее доходными.

В терминологии фондового рынка встречается такое понятие, как «голубые фишки».Оно относится к ведущим в своих отраслях крупным предприятиям с высоким кредитным рейтингом.

Для крупных отечественных компаний привлекательной является





Глава 21

Рынок ценных бумаг



возможность выхода на западный фондовый рынок, и, прежде всего, американский. Процедура допуска акций иностранных компаний на ры­нок США довольно сложна. Поэтому во многих случаях в США начина­ют обращаться не акции иностранных компаний, а так называемые аме­риканские депозитарные расписки (ADR).ADR обычно выпускаются американскими банками на иностранные акции, которые приобретены данным банком. Владелец ADR так же, как и настоящий акционер, по­лучает на них дивиденды, и может выиграть от прироста курсовой сто­имости. Так как ADR выпускаются в долларах, на их цену оказывает влияние и валютный курс.

Далее следует рассмотреть методы определения курсовой стоимо­сти и доходности ценных бумаг.

Цена,или курсоваястоимостьакции определяется по формуле:

p~i, a*? d + r)" (1)

где P - цена акции,

Divt -дивиденд, который будет выплачен в периоде f,

г - ставка дисконтирования (доходность), которая соответствует уровню риска инвестирования в акции данного акционерного общества,

Рп - цена акции в конце периода л, когда инвестор планирует про­дать ее.

Более удобно определять курсовую стоимость акции по следующей формуле:

Div1

(2)

где Div1 - дивиденд будущего года; д - темп прироста дивиденда. Например, Div1 = 210 руб. на акцию, д = 5%, г = 25%. Требуется оп­ределить курсовую стоимость акции. Согласно формуле (2) она равна:

Р = 0,251-°0,05 =105°РУб.

Доходность операции с акцией, если покупка и продажа акции происходят в рамках одного года, можно определить по формуле:

(Р - Р ) + Div 365

(3)

1_!------ 9±------------- х----------

р t

р

где t - число дней с момента покупки до продажи акции, Ps - цена продажи акции. (Если за прошедший период времени дивиденд на ак­цию не выплачивался, то он исключается из формулы).

II. Облигация

Облигация- это срочная долговая ценная бумага, кото­рая удостоверяет отношение займа между ее владельцем и эмитентом. Облигации могут выпускать государство в лице общегосударственных и местных органов власти, акционерные общества, частные предприятия. Наиболее важное отличие облигации от акции состоит в том, что она представляет собой долговое обязательство эмитента, т. е. предостав­ленный ему кредит, оформленный в виде ценной бумаги. Все платежи по облигации эмитент должен осуществлять в первую очередь по срав­нению с акциями и в обязательном порядке. Платежи обеспечиваются имуществом эмитента.

Облигация является срочной бумагой, т. е. эмитируется на опреде­ленный период времени, и по его истечении должна выкупаться. Как правило, эмитент выкупает ее по номиналу. Облигации могут выпускать­ся с условием досрочного отзыва или погашения.

Минимальный срок, на который может выпускаться облигация, не ог­раничен. В отношении государственных ценных бумаг закон «О государ­ственном внутреннем долге Российской Федерации» предусматривает, что они не могут выпускаться на срок более 30 лет. По времени обра­щения они подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесроч­ные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Облигации могут быть именными и на предъявителя.

Существуют различные виды облигаций. Классическая облигация представляет собой ценную бумагу, по которой выплачивается фикси­рованный доход. Доход по облигации называют процентом, или купо­ном.Саму облигацию именуют купонной, или твердопроцентной бума­гой. Поскольку для рыночной экономики характерна инфляция, то твер-допроцентная бумага не всегда отвечает интересам инвесторов. Поэто­му появились облигации с плавающим (переменным) купоном. Величи­на купона у них меняется в зависимости от изменения показателя, к ко­торому «привязан» купон. Например, это может быть индекс потреби­тельских цен, поскольку он отражает уровень инфляции, или индекс цен какого-либо товара и т. п.

В условиях инфляции обесценению подвергается и номинал бума­ги. Поэтому существуют индексируемые облигации. У них плавающим является не только купон, но индексируется также и номинал.

Существуют облигации бескупонные. В качестве синонимов исполь­зуются термины «облигация с нулевым купоном» или «чистая дисконт­ная облигация». Бескупонная облигация - это ценная бумага, которая не имеет купонов. Доход инвестора возникает за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и ценой ее приобретения.

Следующий вид облигации - это конвертируемая облигация. В со­ответствии с условиями эмиссии ее можно обменять на акции или дру-





Глава 21

гие облигации. Чаще всего, это обыкновенные акции АО, выпустившего облигации. Смысл приобретения конвертируемой в обыкновенные акции облигации состоит в том, чтобы, с одной стороны, гарантировать полу­чение дохода, приносимого облигацией в случае не очень успешной работы АО, а, с другой стороны, сохранить возможность увеличить до­ход, конвертировав облигацию в акцию, если по ней стали выплачивать­ся высокие дивиденды.

Облигация имеет номинал. Как общее правило, при погашении бу­маги инвестору выплачивается сумма, равная номиналу.

Если облигация не является бескупонной, то доход по ней задается в виде купона. Купон представляет собой определенный процент. Например, номинал облигации 1 млн. руб., купон 20%. Чтобы узнать величину купона в рублях, необходимо купонный процент умножить на номинал. Так, напри­мер, 20% от номинала составит величину купона, равную 200 тыс. руб.

Как общее правило, значение купона объявляется в расчете на год, однако выплачиваться он может и чаще - раз в полгода, квартал. Если в нашем примере купон составляет 200 тыс. руб. за год, то в случае его выплаты два раза в год инвестор будет получать по 100 тыс. руб. каж­дые полгода; если купон выплачивается ежеквартально, то сумма каж­дого платежа составит 50 тыс. руб.

Курсовая стоимостькупонной облигации определяется по фор­муле:

р.£-^£_«.~4 , (4)

м (1 + г)' (1 + г)"

где Р - цена облигации, С - купон, N - номинал,

п - число лет до погашения облигации, г - доходность до погашения облигации.

Например, N - 1 млн. руб., купон - 20%, доходность до погашения -15%, до погашения остается три года. Тогда цена облигации равна: 200000 + 200000 + 1200000 „ 1т161 26 руб.

1,15 (1,15)2 (1,15)3

Ориентировочная доходностькупонной облигации определяется по формуле:

(N-P)/n + C

г =----------------- , (5)

(N + Р)/2

где г - доходность до погашения,

Рынок ценных бумаг

N - номинал облигации, Р - цена облигации, п - число лет до погашения, С - купон.

Например, N = 1000 руб., Р = 850 руб., л = 4 года, купон равен 15%. Тогда доходность облигации составит:

(1000-850)/4 + 150

г =--------------------------------- = 0,2027, или 20,27%

(1000 + 850)/2

В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может про­даваться по цене как ниже, так и выше номинала. Разность между но­миналом облигации и ценой, если она ниже номинала, называется скид­кой (дисконтом), или дезажио. Например, номинал облигации 1 млн. руб., цена 960 тыс. руб. В этом случае скидка равна 40 тыс. руб.

Разность между ценой облигации, если она выше номинала, и но­миналом называется премией, или ажио. Например, цена облигации 1020 тыс.руб, тогда премия равна 20 тыс.руб.

Котировки облигации принято давать в процентах. При этом номи­нал бумаги принимается за 100%. Чтобы узнать по котировке стоимость облигации в рублях, следует умножить котировку в процентах на номи­нал облигации. Например, номинал облигации равен 1 тыс. руб., цена -96%. Это означает, что она стоит 960 руб.

Изменение цены облигации измеряют в пунктах. Один пункт равен 1%. Например, цена бумаги увеличилась с 90% до 95%. Это означает, что она выросла на 5 пунктов.

Наши рекомендации