Австро-Венгерская империя
Австро-Венгрия, или, иначе говоря, территория, находившаяся до 1918 г. под властью Габсбургов, снискала несколько несправедливую репутацию государства, для которого в XIX в. было характерно экономическое отставание. Отчасти эта репутация явилась результатом того, что некоторые регионы империи определенно были отсталыми, а отчасти следствием (ошибочного) представления о том, что политический крах — распад империи после Первой мировой войны — был как-то связан с неэффективностью экономики. Но главная причина неправильной оценки подлинного экономического положения страны состояла в отсутствии до последнего времени полноценных исследований. Недавние исследования авторитетных специалистов различных стран предоставляют возможность получить более заслуживающее доверия, более взвешенное и детальное представление о прогрессе индустриализации во владениях Габсбургов.
С самого начала необходимо отметить два важных момента. Во-первых, даже в большей степени, чем Франция и Германия, империя Габсбургов характеризовалась региональной дифференциацией и неравномерностью развития, причем западные провинции (особенно Богемия, Моравия и собственно Австрия) были гораздо более развиты в экономическом отношении, чем восточные провинции. Во-вторых, в западных провинциях некоторые черты современного экономического роста можно было наблюдать еще во второй половине XVIII в. Два других фактора, которые будут рассмотрены позже, заслуживают здесь краткого упоминания: топография страны, которая затрудняла и удорожала внутренние и международные перевозки и коммуникации, и недостаток и неудобное расположение природных ресурсов, особенно угля.
Факт начала индустриализации в XVIII в. в настоящее время достоверно установлен. И в самой Австрии, и в чешских землях складывалось производство текстиля, железа, стекла и бумаги. В целом текстильное производство было самой крупной отраслью; в ее структуре преобладало льняное и шерстяное производства, но, по крайней мере с 1763 г., стала складываться и хлопчатобумаж-
ная промышленность. Вначале технология была традиционной, и хотя в шерстяной промышленности существовало некоторое количество «протофабрик» — больших мастерских, не использовавших механическую энергию, — большая часть производства осуществлялась в рамках раздаточной системы. Механизация началась в конце столетия в хлопчатобумажной промышленности, а в первые десятилетия следующего века распространилась на производство шерсти (в льняной промышленности ее распространение было более медленным). К 1840-м гг. империя занимала второе место в континентальной Европе по производству хлопчатобумажных тканей, уступая только Франции.
Ранее было принято считать, что революция 1848 г. обозначила решающий водораздел в экономической и политической истории империи, но это представление более не является доминирующим. Как уже отмечалось, до революции современные отрасли уже получили значительное развитие в западных провинциях; затем они продолжали расти небольшими, но вполне устойчивыми темпами. В Австрии, как и везде, циклы деловой активности генерировали кратковременные колебания в темпах роста. Специалистами были приложены большие усилия для того, чтобы определить, какой из циклических подъемов в XIX в. ознаменовал начало промышленной революции (или «промышленного взлета»), но эти попытки, кажется, оказались бесплодными.
Ввиду постепенного, но устойчивого характера австрийской индустриализации с XVIII в. до Первой мировой войны один исследователь охарактеризовал ее как случай «ленивого» (leisured) экономического роста, но, по-видимому, слово «трудный» (labored) было бы более точным. В то время как первый термин навевает образ человека, медленно плывущего в лодке вниз по спокойному течению реки, последний наводит на мысль о человеке, карабкающемся на крутую гору по плохо видной дороге, изобилующей препятствиями и помехами — что, несомненно, является более наглядной метафорой. Некоторые из препятствий — неудобный ландшафт и недостаток природных ресурсов — были созданы природой; другие, в частности препятствующие росту социальные институты, были делом рук человека.
Среди последних наибольшим анахронизмом было сохранение до 1848 г. института личной зависимости крестьян. Однако на самом деле этот институт был меньшим препятствием для экономического роста, чем можно подумать. Реформы Иосифа II в 1780-х гг. дали крестьянам право покидать имения своих господ без выкупа и продавать свой урожай на рынке по своему усмотрению. До тех пор, пока они оставались на своих наделах, они платили подати и налоги своим господам, но в остальном пережитки феодальной системы практически не оказывали влияния на экономику. Главным последствием отмены личной зависимости в 1848 г. являлось предоставление крестьянам права свободной аренды земли и замена государственными налогами платежей, ко-
торые ранее получали от крестьян их господа. Хотя в результате этого в сельскохозяйственном секторе мог наблюдаться определенный рост производительности, улучшения, предпринятые дворянами-землевладельцами, уже способствовали движению в этом направлении.
Отмена таможенных барьеров между австрийской и венгерской частями империи в 1850 г. (или, иными словами, создание общеимперского таможенного союза в этом году) воспринималась некоторыми как прогрессивное достижение, а другими — как шаг к сохранению «колониального» статуса восточной части империи. Хотя, возможно, таможенный союз способствовал территориальному разделению труда, сама система, при которой Австрия вывозила в Венгрию промышленные товары, а Венгрия экспортировала в Австрию продукты сельского хозяйства, уже сложилась к 1850 г. Точка зрения о пагубном влиянии таможенного союза на экономику восточной части империи в настоящее время устарела.
Другим институциональным препятствием для более быстрого экономического роста являлась внешнеторговая политика монархии. В течение всего столетия она оставалась последовательно протекционистской, что облегчило для Пруссии задачу не допустить империю в немецкий Таможенный союз. Высокие пошлины ограничивали не только импорт, но и экспорт, поскольку высокие издержки производства товаров на предприятиях, находившихся в тепличных условиях государственного протекционизма, не позволяли им конкурировать на мировом рынке. В начале XX в. внешняя торговля Бельгии превосходила в абсолютном выражении торговлю Австро-Венгрии; по уровню внешнеторгового товарооборота на душу населения она превосходила империю во много раз. Можно с уверенностью сказать, что географическое положение и рельеф местности явились важными детерминантами ограниченного участия страны в международной торговле, а внутренний таможенный союз, охватывавший как промышленную, так и сельскохозяйственную часть империи, отчасти компенсировал ограниченность доступа к зарубежным рынкам и источникам сырья. Однако торговая политика также должна рассматриваться как одна из детерминант (хотя и не главная) относительно слабой включенности империи во внешнеторговые связи.
Ключевая причина как медленного роста, так и неравномерного распространения современной промышленности была связана с уровнем образования и грамотности — главных компонентов человеческого капитала. Хотя в середине XIX в. уровень грамотности в австрийской части монархии был примерно таким же, как во Франции и Бельгии, здесь существовали значительные региональные различия. В 1900 г. доля грамотных во взрослом населении колебалась от 99% в Форарльберге до 27% в Далмации; показатели грамотности в венгерской части были еще более низкими и также характеризовались существенной разницей между западными и восточными районами. Если взять империю в целом, то су-
шествовала высокая корреляция между уровнями грамотности, индустриализации и дохода на душу населения.
Несмотря на препятствия, как природные, так и институциональные, в течение столетия в Австрии протекал процесс индустриализации и наблюдался экономический рост, а в конце столетия аналогичные явления были отмечены и в Венгрии. Показатели среднегодовых темпов роста промышленной продукции на душу населения в Австрии в первой половине XIX в. колебались от 1,7% до 3,6%, причем во второй половине столетня эти темпы несколько увеличились. В Венгрии, после того как эта часть монархии получила автономию и собственное правительство в 1867 г., наблюдались даже более высокие темпы роста промышленного производства. (При этом, однако, необходимо помнить о том, что исходный уровень промышленного производства был достаточно низок, так что высоким темпам роста не следует придавать преувеличенного значения.)
Транспортные коммуникации играли решающую роль в экономическом развитии империи. Так как большая часть страны имела гористый рельеф (либо была окружена горами), наземный транспорт был дорогим, а водный транспорт в горных районах отсутствовал вовсе. В отличие от стран ранней индустриализации, в Австро-Венгрии было мало каналов. Дунай и другие крупные реки текли в южном и восточном направлении, в сторону от основных рынков и промышленных центров. Только в 1830-х гг., с началом эры речного пароходства, стали возможными перевозки товаров вверх по течению.
Как отмечалось ранее, первые железные дороги были проложены в самой Австрии и в Чехии. Во второй половине столетия, особенно после Конституционного компромисса 1867 г., все больше линий стало строиться в Венгрии. В результате укрепилось уже сложившееся разделение труда внутри империи. В 1860-х гг. более половины грузов, перевозимых по венгерским железным дорогам, составляли зерно и мука. Однако поставки хлеба позволили Венгрии начать индустриализацию. В конце столетия Будапешт стал самым крупным мукомольным центром в Европе и вторым в мире (после Миннеаполиса). Он также производил и даже экспортировал мукомольное оборудование, а в конце столетия начал производить и электрическое оборудование. Однако по большей части продукция венгерской промышленности состояла из потребительских товаров, особенно продуктов питания. Они включали, помимо хлеба, рафинированный свекловичный сахар, консервированные фрукты, пиво и спиртные напитки. Именно эти товары (в отличие от текстиля Австрии и Чехии) стали объектами венгерской специализации.
В империи получила определенное развитие и тяжелая промышленность. Металлургические предприятия, работавшие на древесном угле, в течение столетий существовали в районах Альп. Богемия также имела длительную традицию обработки как чер-
ных, так и цветных металлов. С наступлением эры металлургии предприятия, работавшие на древесном угле, постепенно приходили в упадок, но в Богемии и австрийской Силезии, которые были несколько лучше обеспечены углем, чем остальная часть империи, современная металлургическая промышленность развивалась уже начиная с 1830-х гг. Эти отрасли осуществляли не только выплавку первичного чугуна, но также выплавку стали и производство металлических изделий, в том числе машин и инструментов. Появились также некоторые отрасли химической промышленности. Накануне Первой мировой войны Чехия производила более половины промышленной продукции империи, включая около 85% каменного и бурого угля, три четверти химической продукции и более половины выпуска черной металлургии. Некоторые высокотехнологичные производства появились в Нижней Австрии, особенно в Вене и ее пригородах. В венском Нойштадте еще в 1840-х гг. была создана фабрика по производству локомотивов. ,
Рис. 10.2. Добыча и потребление угля на душу населения, 1820 — 1913 гг.
Источник: Mitchell B.R. European Historical Statistics, 1750-1970. New York, 1975.
Некоторые проблемы, присущие австрийской тяжелой промышленности, проиллюстрированы на рис. 10.2, который показывает динамику добычи и потребления угля на душу населения в Германии, Франции, Австрии и России. Примерно с 1880 г. добыча в Австрии и Франции была приблизительно равной — обе
страны далеко отставали от Германии, но намного обгоняли Россию, однако потребление угля во Франции было несколько выше из-за его импорта. (На самом деле Австрия была нетто-экспорте-ром угля на протяжении последних десятилетий XIX в. за счет его вывоза в соседнюю Германию.) Этот рисунок, однако, не отражает того факта, что около двух третей австрийской добычи приходилось на бурый уголь, непригодный для использования в металлургии. Этот рисунок не раскрывает также расположения залежей; большая их часть находилась в северных районах страны (в Чехии), в основном вдоль северной границы с Германией, что и обусловливало то обстоятельство, что богатая углем Германия могла импортировать уголь из бедной углем Австрии по Эльбе. Добыча угля в Венгрии (не учтенная на графике) составляла менее одной четвертой добычи Австрии, причем на бурый уголь приходилась даже еще большая ее доля. И все же с конца 1860-х гг. в стране было создано — с помощью государственных субсидий — небольшое металлургическое производство.
В целом монархия Габсбургов, которая в первой половине XIX в. в индустриальном отношении стояла наравне с разобщенными германскими государствами или даже опережала их, стала отставать в промышленном развитии от Германии после ее объединения в 1871 г. Тем не менее, картина не так мрачна, как ее привыкли рисовать. Промышленность западной (австрийской) части монархии продолжала расти устойчивыми, если не сказать быстрыми, темпами, тогда как восточная (венгерская) часть сделала стремительный рывок примерно после 1867 г. В начале XX в. западная часть находилась приблизительно на том же уровне развития, как в среднем вся Западная Европа; восточная часть, хотя и отставала от западной, тем не менее намного обгоняла остальные страны Восточной Европы.