Драйверы (факторы) стоимости

Переход к системе управления стоимостью компании требует определения драйверов (факторов) стоимости. Драйверы стоимости в рамках системы управления стоимостью используются как для установления целевых индикаторов, так и для оценки результатов работы.

Для правильного определения факторов создания стоимости Коупленд, Коллер и Муррин (2008) предлагают руководствоваться тремя принципами:

  1. Драйверы стоимости должны быть привязаны к созданию стоимости и доведены до всех уровней организации.
  2. Факторы создания стоимости следует устанавливать в качестве целевых индикаторов и измерять, используя как финансовые, так и операционные показатели эффективности.
  3. Драйверы стоимости должны отображать как достигнутый на данный момент уровень эффективности, так и долгосрочные перспективы роста.

Для определения драйверов стоимости используется метод факторного анализа. Стоимостной показатель остаточной прибыли (RI) как мы знаем рассчитывается по формуле Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru , где
ROE – рентабельность собственного капитала,
Re – стоимость собственного капитала,
BVE – балансовая стоимость собственного капитала.

Как видно из формулы, стоимость создается за счет положительного спрэда (разница между ROE и Re), следовательно, целевые индикаторы необходимо разработать таким образом, чтобы достигать максимизации спрэда. На рисунке №7 представлен двенадцати факторный анализ ROE.

Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru

Рисунок 7. Факторный анализ ROE

Для факторного анализа ROE автор предлагает, воспользовался вместо 3-х факторной модели Дюпона, 12-ти факторной декомпозицией.

Рентабельность продаж по чистой прибыли Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru декомпозируется на 4 фактора:

Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru , где
ВП – валовая прибыль,
УиК расходы – управленческие и коммерческие расходы,
В – выручка,
EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов,
ПДН – прибыль до налогообложения,
ЧП – чистая прибыль.

Подобная декомпозиция позволяет понять, на каких уровнях, какая часть прибыли теряется. Валовая прибыль это первый уровень прибыли предприятия. Она является очень важным показателем и показывает, способна ли бизнес модель предприятия покрывать себестоимость продаж. Таким образом, автор решил начать анализ именно с рентабельности валовой прибыли (валовая маржа) ( Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru ). После валовой прибыли идет прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT). С помощью коэффициента ( Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru ) мы видим, насколько управленческие и коммерческие расходы снижают валовую прибыль предприятия до EBIT. Коэффициент ( Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru ) позволяет понять, каким образом на прибыль до налогообложения (ПДН) влияют процентные расходы/доходы. Ну и последний коэффициент ( Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru ) позволяет увидеть влияние налога на прибыль. Получается, с помощью декомпозиции рентабельности продаж по чистой прибыли мы видим, каким образом растворяется валовая прибыль до чистой прибыли.

Оборачиваемость активов Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru декомпозируется на 6 факторов:

Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru , где
ДС – денежные средства,
ДЗ – дебиторская задолженность,
З – запасы,
ПОА – прочие оборотные активы,
ОС – основные средства,
ПВА – прочие внеоборотные активы.

Как можно заметить, при декомпозиции оборачиваемости активов мы используем число 365, подобная декомпозиция оборачиваемости активов позволяет анализировать, сколько оборотов в днях совершает каждый актив в течение 1-го года.

Коэффициент финансовой зависимости Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru мы декомпозируем на 2 фактора:

Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru ,

ЗК – заемный капитал, (краткосрочные кредиты и долгосрочные кредиты)
СК – собственный капитал,
БПО – беспроцентные обязательства (в первую очередь это кредиторская задолженность, но в беспроцентные обязательства попадают все статьи пассива, кроме собственного капитала, краткосрочных и долгосрочных кредитов).

Декомпозиция финансового рычага позволяет анализировать более корректно долговую нагрузку предприятия и ее влияние на рентабельность.

Таким образом, 12-ти факторная модель выглядит следующим образом:

Драйверы (факторы) стоимости - student2.ru

Факторный анализ рентабельности является лишь первым этапом факторного анализа, так как менеджеры не в состоянии непосредственно влиять на финансовые коэффициенты. Вторым этапом является факторный анализ финансовых коэффициентов через операционные факторы. Например, на валовую маржу могут оказывать влияние следующие операционные показатели: выручка на одного клиента или доля брака в производимой продукции.

После того как драйверы стоимости будут определены, стратегию предприятия необходимо перевести на показатели, где должны быть установлены месячные, квартальные, годовые и пятилетние целевые индикаторы.

Для контроля за результатами деятельности предлагается использовать оценочную ведомость, где отражаются все показатели эффективности, выявленные посредством анализа драйверов стоимости.

Наши рекомендации