Участие России в международной процессе миграции рабочей силы
Крупнейшие геополитические изменения, социальные кризисы, межэтнические вооруженные конфликты, столкновения на территории бывшего СССР вызвали крупномасштабные и сложные недобровольные перемещения населения как на всем постсоветском пространстве, так и в России. Причины и формы этих движений крайне разнообразны, как и многообразно их воздействие на внутреннюю ситуацию в Российской Федерации.
Так, в СССР «железный занавес», воздвигнутый в условиях резкого идеологического и военного противостояния двух систем, надежно сдерживал свободный выезд за рубеж, а случаи эмиграции были единичными. К тому же бывшее руководство СССР, старалось не повторить ошибок на заре становления советского государства, когда из страны были высланы или выехали самостоятельно лучшие Представители русской интеллигенции - военной, технической, научной, творческой. Только Россия «подарила» будущих лауреатов Нобелевской премии — «отца телевидения» В. Зворыкина, экономиста В. Леонтьева, химика И. Пригожина, авиаконструктора И. Сикорского.
Однако в конце 80 - начале 90-х годов внешняя миграционная ситуация в Российской федерации стала стремительно меняться в результате либерализации внешнеэкономических связей и режима выезда. Большинство российских граждан эмигрирует в Германию, Израиль, США. В эти государства с 1991 по 1995 г. выехало около 500 тыс. россиян, что составляет 95% общего числа эмигрантов, т. с. ежегодная интенсивность оттока соотечественников за данное время по сравнению с 1989г. увеличилась в 13 раз.
Следует учитывать и разный характер эмиграционной динамики по странам. Так, с1987 г. абсолютная и относительная численность выезжающих в Германию и США в основном постоянно возрастает (исключением являются 1994г., когда иммиграционный поток из России в Германию несколько снизился, и 1994-1995 гг. относительно США, ужесточившими въездной режим для наших соотечественников). Если в 1989 г. удельный вес данной группы эмигрантов соответственно составлял 44,5% и 1,4%, то в 1995 г. он поднялся до 72,1% и 9,7%, но к 1998 г. удельный вес эмигрантов, выехавших в Германию, сократился и составил 58,8%, а удельный вес эмигрантов, выехавших в США, возрос и составил 12,9%. Эмиграция в Австралию и Каналу также возрастает, правда, объем эмиграции в эти страны значительно ниже.
Вместе с тем для России имеет особое значение не только сам факт безвозвратной эмиграции (даже если она достигнет к началу XXI в. 3-5 млн. человек), сколько увеличение в ней доли высококвалифицированных специалистов, развитие так называемой «утечки умов», которая ведет к серьезным негативным последствиям для развития страны. Заметим, что, по мнению ведущих российских ученых в этой области, с 1989 по 2000 г. «утечка умов» из России может составить примерно 1,5 млн. человек. А ведь только в экономическом измерении ежегодные потери России в результате «утечки умов» в 90-е годы уже оцениваются в 50-60 млрд. долл.
Противовесом данному процессу может стать развития трудовой иммиграции и эмиграции Россия является одновременно и принимающей страной, и донором рабочей силы для мирового рынка (см. таб. 4.4.)
Таблица 4.4.
Россия в процессах международной миграции рабочей силы (тыс. чел.)
1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Иммиграция | 1 146,7 | 631,6 | 350,9 | ||||||
Эмиграция | 369,6 | 216,7 | 237,97 | 137,6 |
По своим масштабам иммиграция из стран нового зарубежья стала ведущей и составила в 1995 г. 97% притока всех иностранцев в Россию против 92% в 1992 г.
Около 20% всех трудовых иммигрантов приходится на долю Москвы. В строительстве, например, работают около 55 тыс. человек. Больше, чем в среднем по России, их на транспорте. В основном это граждане Украины. Украинские строители получают за свою работу в Москве в 7—10 раз больше, чем у себя на родине, а водители - в 3,2 раза.
Не случайно по классификации, составленной в 1994г. МОТ, МОМ и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Россия наряду с небольшим числом других государств характеризуется одновременно как страна эмиграции и иммиграции.
Так же в Россию приезжают: китайцы, вьетнамцы, украинцы, белорусы и другие народы бывшего СНГ.
Россия столкнулась с массированным стихийным притоком мигрантов и убедилась в том, что анархия в этом процессе способна дестабилизировать обстановку в стране — усилить криминализацию населения, провоцировать
национальныеи религиозные конфликты,увеличить расслоение общества и нагрузку наокружающую среду.
На сегодняшний момент Россия осознала необходимость придать миграции контролируемый характер. Поэтому она начала осваивать процесс регулирования рынка труда мигрантов.
Первым шагом на этом пути стал процесс превращения нелегальной миграции в легальную.В настоящее время разница между этими миграционными формами огромна. В России, по данным Минтруда, на сегодняшний день зарегистрировано 300 тыс. легальных иммигрантов, а число нелегальных составляет около 3 млн. чел.
Контроль миграционных потоков должен:
· вывести их из состояния хаоса;
· укрепить национальную безопасность страны, ее позиции в борьбе с криминальными силами, и особенно с наркоторговлей.
Решение этих проблем позволит укрепить устойчивость экономического роста и сократить зону «черного» рынка в стране.
Легализация миграционных потоков позволит стране укрепить доходную часть бюджета, поскольку иностранные работники становятся плательщиками налогов.
Проблема выведения нелегальной миграции из тени решается на законодательной основе. Сегодня таким юридическим документом является закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (июль 2002 года), на основе которого должны регулироваться миграционные потоки. Теперь каждый регион должен ежегодно выставлять квоту для приема иностранных рабочих. Естественно, что власти должны брать на себя определенные обязательства по предоставлению им социальных гарантий. Только в этом случае станет возможным формирование легальной миграции. Проблема придания миграционным потокам легитимного и управляемого характера должна решаться на фоне либерализации миграционной политики РФ.
Необходимость расширения притока иностранной рабочей силы стала четко осознаваться на государственном уровне.
Приток рабочей силы из-за рубежа позволит облегчить бремя иждивенческой нагрузки, лежащей на каждом работнике. А по прогнозам она может значительно увеличиться. По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, если отсечь миграционный поток, численность жителей России через полвека составит не более 112 млн человек. Кроме того, численность людей пенсионного возраста превысит 50% населения. В этих условиях сохранение только достигнутого уровня жизни потребует чрезмерно высокого скачка в производительности труда, который фактически нереален. Предотвращению грозящей экономической катастрофы может послужить перекачка трудовых ресурсов из республик бывшего СССР.
Западные страны давно осознали, что труд мигрантов позволяет им снизить издержки, придать экономике сбалансированный характер. Использование труда мигрантов при необходимой его организации позволяет решать многие национальные проблемы экономического роста. Поэтому политика привлечения иностранной рабочей силы получила широкое распространение. Даже государства с положительной демографической динамикой (рождаемость населения, превышающая смертность) на протяжении многих лет привлекали мигрантов в огромных количествах. Речь идет о Канаде, Германии, Франции, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. По этому пути пошли и те страны, которые традиционно от этого отказывались: Италия, Португалия и Япония. Но первенство в освоении такого направления экономического роста остается за США, которые процветают за счет таланта, рабочих рук и денег прибывающих в эту страну людей.
Россия не должна отказываться от такого способа решения своих внутренних проблем. Пока же она отстает от освоения этого пути. Для сравнения: в Европе 7-8% работающего населения - мигранты. Тогдакак у нас этот показатель составляет лишь 2,5%.
Миграционная экономическая политика должна быть направлена на расширение возможностей привлечения иностранных рабочих на решение внутренних проблем страны. Но для этого она должна быть не только либеральной, но и эффективной.Это означает, что она должна быть частью обшей экономической политики, направленной на сбалансирование хозяйственных пропорций. Эффективная миграционная политика должна носить планомерный характер. Для этого ей необходимо стать активной, т. е. выявлять группы вакансий на рынке труда и целенаправленно способствовать их покрытию за счет мигрантов. Следует сформировать систему распределения мигрантов в соответствии с их профессией и квалификацией, а также создать и достойные условия для их детей, которые с большей долей вероятности станут будущими работниками России.
Пример положительного решения подобной проблемы можно привести из области укомплектования штата участковых врачей. Именно за счет приезжих Минздраву удалось укомплектовать эту службу практически во всех районах страны.
Распределение мигрантов по рабочим местам нельзя оставлять исключительно на откуп инициативе самого иностранного гражданина. Необходимо освоить экономические инструменты управления потоками мигрантов и использовать разного рода стимулы. В проблемных районах это, например, снижение налогов, льготные кредитные ставки, субсидии на перевозку груза, надбавки к зарплате и ссуды на жилье.
Россия, вступив на путь экономического роста, стала испытывать потребность в квалифицированных кадрах. Когда же происходило падение темпов ВНП, страна не могла предоставить работу или достойный уровень ее оплаты многим представителям творческой интеллигенции. В результате многие из ее рядов покинули страну. Теперь наступило время для создания экономического механизма закрепления квалифицированных кадров в России. Этой же задаче должна сегодня подчиняться эффективно построенная миграционная политика. Определенные подвижки в этом вопросе уже наметились. На основе изменений в законодательстве 2002 года иностранным выпускникам российских вузов разрешено трудоустраиваться в стране и по истечении трёхлетнего срока получать гражданство России.