Сущность, теории, измерение трансакционных издержек
В институциональной теории большую роль играет анализ трансакционных издержек, которые поясняют как работает экономическая система, как осуществляется процесс взаимодействия между экономическими агентами. Этот процесс связан со специфическими затратами, и совсем «не бесплатен». Традиционная экономическая теория эти издержки не рассматривает, она акцентирует внимание лишь на производственных и альтернативных издержках.
Трансакционные издержки – это издержки, возникающие при осуществлении трансакций. Они складываются из затрат ресурсов и времени на совершение сделок, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт.
Обращаем внимание на следующие обстоятельства:
1) Трансакция (лат «trasactio – сделка») – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Трансакционные издержки – это затраты, связанные с обменом и защитой правомочий;
2) Иногда трансакционные издержки могут быть так велики, что они препятствуют заключению сделки и их тогда невозможно обнаружить;
3) Трансакционные издержки – это издержки эксплуатации экономических систем. Их можно сравнить с трением в механических системах: трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов, как трение замедляет движение тел, механизмов; трение обеспечивает определенную форму, нормальное и устойчивое осуществление механического процесса, а трансакционные издержки способствуют оптимизации экономических процессов.
Впервые понятие трансакционных издержек ввел в научный оборот Р. Коуз в знаменитой статье «Природа фирмы» (1937 г.), где он писал о «затратах использования ценового механизма», объясняя их наличием существования фирмы как альтернативного механизма координации деятельности. «Затраты на проведение переговоров и заключение контракта на каждую трансакцию обмена, что неизбежно на рынке, также следует принять во внимание».[8] В дальнейшем концепцию трансакционных издержек развивали многие ученые-экономисты, прежде всего в США, а в последние годы и в России.
В обобщенном виде их определения и выделение сущности приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Наиболее известные представления о трансакционных издержках
Автор, год | Сущность определения, представления |
К.Эрроу, 1988 г. | Трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы, своеобразный аналог трения в механических системах |
Д. Норт 1970 г., 1973 г. | Трансакционные издержки состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их выполнению. Издержки трансакции – это издержки, обусловленные характером производственных отношений. |
Д. Винички, 2000 г. | Трансакционные издержки – это издержки, связанные с созданием, изменением, закреплением и использованием институтов экономическими субъектами. |
С. Чанг, 1978 г. | В самом широком смысле трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно представить в экономике Робинзона Крузо (закрытая экономика без экономических отношений). |
П. Милгром, Д. Робертс 1990 г., 1992 г. | Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективной защиты соглашений. Они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности. Они являются издержками влияния. |
Д. Стиглер, 1961 г. | Трансакционные издержки – это прежде всего затраты поиска и обработки рыночной информации, связанной с поиском цен, рекламой и снижением неопределенности на рынке. |
О. Уильямсон, 1985 г. | Трансакционные издержки – затраты фирм по борьбе с оппортунистическим поведением ее сотрудников и ущерб компании от такого поведения. |
М. Дженсен, У. Меклинг, 1973 г. | Трансакционные издержки – издержки мониторинга за поведением агентов и издержки его самоограничения. |
Й. Барцель, 1982 г. | Трансакционные издержки – это издержки измерения качественных характеристик товаров и услуг. |
К. Далман, 1979 г. | Трансакционные издержки – это издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров, контроля и юридической защиты контрактов. |
В структуре трансакционных издержек принято выделять:
- во-первых, рыночные трансакционные издержки; управленческие или бюрократические внутрифирменные издержки; политические трансакционные издержки (издержки создания законов, поддержания механизмов защиты правил, установленных государством);
- во-вторых, издержки ex ante (до заключения сделки) и ex post (после заключения сделки, «издержки эксплуатации»);
- в-третьих, к издержкам ex anteотносятся: а) издержки поиска информации о потенциальных партнерах и контрагентах, о рыночных ценах, о возможных потерях, связанных с неопределенностью и риском асимметричности информации, а также комиссионные консалтинговым и посредническим агентствам; б) издержки ведения переговоров; в) издержки измерения, связанные с определением необходимых затрат для измерения (оценки) качества товаров и услуг, по которым заключается сделка; г) издержки заключения контракта – затраты на юридическое оформление контракта, его нотариальное заверение и регистрацию.
К издержкам ex post относят: а) издержки мониторинга, контроля за соблюдением выполнения сделки и расчетам по ней, выявление ущерба от нарушения условий сделки; б) издержки спецификации и защиты прав собственности, включающие расходы по судебным издержкам, по арбитражу, необходимых для восстановления нарушенных обязательств по заключенному контракту; в) издержки защиты от третьих лиц («наездов»), пытающихся негативно повлиять на сделку – претензии государственных органов, мафиозных структур, недобросовестных конкурентов на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.
Для оценки величины трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Д.Норт и Д. Уоллис в 1986 году предложили использовать понятие трансакционного сектора, в который включили оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность.
По расчетам Д. Норта и Д. Уоллиса в период 1870-1970 гг. доля трансакционного сектора в валовом национальном продукте (ВНП) США выросла с 26 до 55%, причем государственный трансакционный сектор рос более быстрыми темпами (увеличился за указанные 100 лет в 5 раз), но его доля в 1970 г. не превышала 15% (чуть больше четверти объема трансакционного сектора страны). Подсчеты других американских экономистов, выполненные в начале XXI в. оценивают долю всего трансакционного сектора в 60-70% от ВНП.
Быстрый рост трансакционного сектора и увеличение роли транакционных издержек в экономике связан с развитием разделения труда, увеличением числа субъектов экономики и связей между ними; специализацией производственной деятельности работников; все большим воздействием окольных процессов; посредничества; инструментов, защищающих экономическую деятельность от рисков и неопределенности.
Большой интерес вызывает также оценка величины трансакционных издержек на микроэкономическом уровне, ее удельный вес в совокупных затратах фирмы. Этот показатель по ряду подсчетов в наше время в стабильных экономиках развитых стран колеблется в пределах от 2 до 16%. Для переходных экономик и России это значение будет заметно большим, что связано с увеличением трансакционных издержек за счет коррупции, бартера, многочисленных административных барьеров. В российской экономике обслуживание сделок уже достигло огромных размеров и поглощает значительные ресурсы, но производительность, связанная с выигрышем от трансакционной экономики, растет очень медленно и разрыв с передовыми промышленно-развитыми странами по эффективности производства заметно не сокращается.