Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
А.С.Головачев
И.В.Головачева
Макроэкономика
Курс лекций
Минск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6
Лекция 1....................................................................................................... 6
Макроэкономика как раздел экономической науки............................ 6
Микроэкономика.................................................................................. 6
Макроэкономика.................................................................................. 6
Методологические и методические особенности макроэкономического анализа 10
Макроэкономические модели............................................................. 14
Контрольные вопросы....................................................................... 17
Тема 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА 18
Лекция 2..................................................................................................... 18
Национальная экономика: понятие и основные цели....................... 18
Структура национальной экономики и ее виды............................... 24
Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность 27
Контрольные вопросы....................................................................... 31
Тема 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ИЗМЕРЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................... 32
Лекция 3..................................................................................................... 32
Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов.......................................................... 32
Особенности измерения национального продукта по марксистской методологии............................................................................................................ 37
Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов............................................................................................................ 40
Основные макроэкономические тождества.................................... 47
Национальное богатство: сущность, структура и факторы роста 49
Контрольные вопросы....................................................................... 52
Тема 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ
ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.................................................................................... 53
Лекция 4..................................................................................................... 53
Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы.................. 53
Сущность, структура и концепция занятости населения.............. 61
Содержание, виды, типы и измерение безработицы...................... 68
Инфляция: сущность, причины, виды и последствия....................... 75
Взаимосвязь между безработицей и инфляцией: кривая Филлипса 80
Контрольные вопросы....................................................................... 88
Тема 5. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНО–НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 90
Лекция 5..................................................................................................... 90
Финансовая система: понятие, структура и функции................... 90
Сущность и структура государственного бюджета..................... 94
Сущность и принципы налогообложения. Система налогов........ 100
Бюджетный дефицит и государственный долг............................. 108
Сущность и виды бюджетно-налоговой политики....................... 113
Особенности бюджетно-налоговой политики Республики
Беларусь............................................................................................ 118
Контрольные вопросы..................................................................... 121
Тема 6. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК................. 123
Лекция 6................................................................................................... 123
Денежная система: понятие, структура и типы......................... 123
Денежный рынок. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги 127
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор............. 132
Равновесие на денежном рынке....................................................... 135
Рынок ценных бумаг......................................................................... 137
Контрольные вопросы..................................................................... 140
Тема 7. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА............................................................................................ 141
Лекция 7................................................................................................... 141
Кредитно-банковская система....................................................... 141
Банковский кредит и его формы..................................................... 143
Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты.................. 145
Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с
бюджетно-налоговой и валютной политикой............................... 150
Особенности денежно-кредитной политики в Республике
Беларусь............................................................................................ 154
Контрольные вопросы..................................................................... 155
Тема 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 157
Лекция 8................................................................................................... 157
Совокупный спрос и совокупное предложение: понятия,
структура и факторы, их определяющие...................................... 157
Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного
спроса и совокупного предложения (AD-AS).................................. 162
Совокупное потребление и совокупное сбережение....................... 166
Потребление, сбережения, инвестиции в системе макроэкономического равновесия.......................................................................................................... 172
Механизм достижения макроэкономического равновесия при
помощи креста Кейнса.................................................................... 177
Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия........................................................................................ 179
Контрольные вопросы..................................................................... 184
Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ
И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ: МОДЕЛЬ IS-LM......................................... 186
Лекция 9................................................................................................... 186
Модель IS-LM и макроэкономическое равновесие.......................... 186
Относительная эффективность бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики........................................................ 191
Вывод кривой совокупного спроса из модели IS-LM и
экономическая политика при изменениях уровня цен..................... 197
Контрольные вопросы..................................................................... 201
Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.................... 203
Лекция 10................................................................................................. 203
Социальные ориентиры экономики и социальная политика........ 203
Социальная политика.............................................................................. 210
Доходы населения и механизмы их распределения.......................... 210
Государственное регулирование распределения доходов............... 217
Политика обеспечения занятости и политика социальных
гарантий.......................................................................................... 223
Политика социальной защиты, защиты здоровья и эконо-
мической безопасности населения................................................... 227
Социальная политика в Республике Беларусь................................ 230
Контрольные вопросы..................................................................... 236
Тема 11. ВЫБОР МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА............................................................... 237
Лекция 11................................................................................................. 237
Фискальная и монетарная политика в классической и
кейнсианской моделях...................................................................... 237
Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная
и пассивная политика государства................................................ 238
Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика 241
Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики 244
Сценарии социально-экономического развития Республики
Беларусь............................................................................................ 248
Контрольные вопросы..................................................................... 251
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 253
ПРЕДИСЛОВИЕ
Макроэкономика является весьма молодой наукой, которая интенсивно развивается, так как она рассматривает экономику страны в рамках национальных границ и поэтому широко востребована практиками. Системная трактовка курса предполагает выявление главных элементов национальной экономики: ее структуры, благосостояния народа, экономического потенциала, валового национального и внутреннего продукта, системы макроэкономических пропорций, противоречий экономики, форм макроэкономической нестабильности и путей ее локализации.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблемы макроэкономического регулирования и прежде всего бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и социальной политики государства. Особенностью курса является выявление теоретических основ достижения макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках страны, а также выбора моделей макроэкономической политики страны, что очень важно для приобретения необходимых навыков практической работы с макроэкономическими моделями и определения курса социально–экономического развития Республики Беларусь. Важно отметить, что содержание многих категорий и макроэкономических явлений раскрывается не только в общеэкономическом аспекте, но и с учетом специфики переходной экономики и прежде всего – белорусской.
Серьезным методическим подспорьем для изучения каждой темы является выделение основных понятий для тренинг–тестирования и контрольных вопросов.
Данный курс лекций подготовлен с учетом научных взглядов и концепций современных отечественных и зарубежных экономистов. При подготовке курса использован широкий круг источников и прежде всего результаты исследований ученых России и Республики Беларусь, в частности, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Института экономики НАН Беларуси, которые обобщены в учебниках Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф. "Макроэкономика". – М., 2000; "Экономическая теория" под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000; в пособии "Экономическая теория" под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн., 2001 и в учебном пособии "Экономическая теория: Системный курс" под редакцией Э.И. Лобковича. – Мн., 2000. В предлагаемом издании обобщен опыт преподавания курса макроэкономики как студентам, так и руководящим работникам и служащим Беларуси.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Лекция 1.
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
Макроэкономика; микроэкономика; агрегирование; эндогенные (внутренние) переменные; экзогенные (внешние) переменные; макроэкономическое равновесие; макроэкономические модели; запасы и потоки; модель круговых потоков.