Экономическая интеграция Беларуси и России

Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достиже­ния действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Беларусь за последние два столетия была глубоко интегрирована в экономику России и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются также территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономи­ческих связей.

Во времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин.

Отрасли промышленности, представленные в Беларуси только завершающими (усеченными) циклами производств (выпуск готовой продукции), при размещении остальных производств технологического цикла преимущественно в России (добыча сырья, топливных ресурсов, производства по выпуску материа­лов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и технологического оборудования и др.) как в настоящее время, так и в дальнейшем будут нуждаться в сохранении и развитии интеграционных связей в части комплексирующих (взаимодопол­няющих) производств. Это касается прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности, представленных в Беларуси производствами по выпуску готовой продукции.

Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

Сценарий двусторонней интеграции Беларуси и России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста.

Взаимозависимость и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения совокупного емкого рынка, развития разветвленной инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, восстановления общего научно-технологического и информационного пространства, образования единого таможенного пространства. Для этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системных мер государственной поддержки экспорта, включая страхование, экспортный контроль и сертификацию продукции; установление защитных мер в отношении импорта, который может нанести ущерб национальному производству обоих государств, а также проведение скоординированных дей­ствий в области денежно-кредитной политики и обменного кур­са, переход на единую денежную единицу.

Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит:

§ повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспо­собности товаропроизводителей;

§ использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;

§ обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего техни­ческого уровня;

§ увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспо­собного спроса на внутренних рынках;

§ обеспечить эффективное использование природных ресурсов;

§ скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

В развитии интеграционных процессов и формировании единого экономического пространства создаваемого Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Успешная реализация союзных производственных программ призвана способствовать росту эффективности экономического потенциала Беларуси и России.

Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривает выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики, что является важнейшим условием формирования единого экономического пространства. Особая роль в механизме его формирования отводится разработке и реализации совместных научно-технических программ.

Сближение научно-технической и инновационной политики обеих стран осуществляется в части подходов к выбору приоритетов развития, определения объема и структуры их финансирования, форм и методов организации исследований и разработок, освоения их результатов, поддержки малых инновационных предприятий.

Координация научно-технологической политики двух стран осуществляется на основе Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве. Главной задачей является формирование общего научно-технологического пространства, что подразумевает гармонизацию национальных законодательств в научно-технической сфере, создание равных возможностей белорусским и российским ученым для работы на территории Союзного государства, выполнение совместных исследований и разработок по приоритетным для обеих стран направлениям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые отношения с 80 из 98 регионов Российской Федерации. Взаимодействие регионов Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

§ участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;

§ налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;

§ установление сотрудничества между региональными влас­тями двух стран.

Обобщающим показателем интеграционных процессов Беларуси и России может служить объем двусторонних внешнеторговых связей.

За последние годы структура торговли Беларуси с Россией несколько изменилась. В импорте сократилась доля топливноэнергетических товаров, продукции химической промышленности, машин и оборудования, а увеличилась – продоволь­ственных товаров и металлов. Беларусь стала больше поставлять в Россию машин, оборудования, транспортных средств, текстильных изделий, продовольственных товаров.

В региональном аспекте по объему экспортно-импортных отношений с Республикой Беларусь выделяются Центральный и Уральский федеральные округа России. Наиболее тесные торгово-экономические связи Республика Беларусь имеет с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями.

По мере удаления регионов России от Беларуси взаимные внешнеторговые связи ослабевают в результате усиления влияния транспортной составляющей в стоимости готовой продукции. Поэтому Дальневосточный и Сибирский федеральные округа имеют незначительные внешнеэкономические связи с нашей страной.

Низкий уровень охвата внешнеторговыми связями большинства регионов России в определенной степени обусловлен тем, что еще медленно решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г., не развита това­ропроводящая сеть у белорусских предприятий, практически отсутствует разветвленная система сервисного обслуживания.

Не в полной мере используются также преимущества создания общего экономического и таможенного пространств, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран.

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:

§ проводить согласованную макроэкономическую полити­ку, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, про­мышленную, внешнеэкономическую, социальную;

§ синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;

§ гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и граждан­ское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;

§ сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, денежное, научно-технологическое и информационное, фондовый рынок и рынок труда;

§ объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;

§ разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;

§ развивать торгово-экономические отношения и межрегио­нальное сотрудничество.

Завершающим этапом в экономической интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией должно быть введение единой валюты.

Наши рекомендации